Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Зачем официальный Вильнюс героизирует нацистских пособников

Зачем официальный Вильнюс героизирует нацистских пособников

Зачем официальный Вильнюс героизирует нацистских пособников

16 февраля Литва отметила 101-ю годовщину своей независимости. В этот день в 1918 году Государственный совет Литвы подписал Декларацию о воссоздании Литовского государства и его независимости от всех государственных связей, когда-либо связывавших Литву с другими нациями.

Однако основной акцент в официальной повестке праздника был поставлен на 70-летии другого документа – декларации т.н. Совета литовского движения за свободу, принятой 16 февраля 1949 года «лесными братьями» во главе с Й. Жемайтисом-Витаутасом и А. Раманаускасом-Ванагасом. Традиционно в Вильнюсе состоялось факельное шествие националистов. По данным полиции, в нем приняло участие свыше 1 тыс. человек. Они прошли по центру литовской столицы с портретами нацистских преступников Й. Норейки, Й. Жемайтиса и других. Раздавались и лозунги «Литва – литовцам».

Считается, что шествия националистов – альтернатива официальным шествиям. Но так ли они альтернативны? В этот же день на одном из праздничных мероприятий спикер Сейма В. Пранцкетис заявил: «Совет литовского движения за свободу сражался за Литву как за демократическую республику. Подписанты декларации 16 февраля 1949 года заверяли, что выступают за справедливость и мир и намерены действовать на принципах христианской морали. Это были герои, борцы за свободу».

Курс на героизацию именно «лесных братьев», которых в Литве чаще называли «зелеными», был взят официальным Вильнюсом с самого начала обретения независимости в 1990 году. Для этого была постепенно создана целая законодательная система. Сначала был узаконен, вопреки всем имеющимся документам, термин «насильственная оккупация» Литвы Советским Союзом. Затем принят закон, запрещающий «восхваление» этой самой «оккупации». Для приличия в этом же законе запретили и «восхваление» нацистской оккупации Литвы. Попутно запретили использование любой символики обоих режимов – как советского, так и нацистской Германии.

Вот только пропаганда официального Вильнюса все эти годы остается направленной исключительно на Россию, поскольку, по мнению пропагандистов, она как правопреемница СССР ответственна за «все его грехи». Так, например, власти Литвы никогда не вспоминают о литовской деревушке Пирчупис, где в 1944 году фашистскими оккупантами были заживо сожжены 119 жителей, включая стариков, женщин и детей. Иногда, правда, озвучиваются версии этой трагедии, согласно которым жители деревни, возможно, и сами виноваты, потому что симпатизировали и помогали партизанам в окружающих лесах. В лучшем случае признается, что «советские партизаны для мирных жителей Литвы были ничуть не меньшим бедствием, чем немцы». Вот только «забывается» одна принципиальная вещь: советские партизаны, боровшиеся в годы войны с немецко-фашистскими оккупантами, не сжигали мирных жителей.

Другое дело – боровшиеся с советской властью послевоенные военизированные формирования «лесных братьев», ряды которых во многом пополнялись именно за счет непосредственных пособников нацистов. В годы фашистской оккупации в Литве, в отличие от Эстонии и Латвии, не было национальных формирований СС. Но были полицейские, так называемые охранные батальоны, которые не менее подразделений СС отметились в кровавых операциях в Литве, Белоруссии, на Украине, в Польше, принимали непосредственное участие в истреблении еврейского населения, советских военнопленных и местных жителей. Впоследствии люди из этих батальонов составили костяк формирований «лесных братьев». Кроме того, немалая часть коллаборационистов в 1944 году прошла обучение в разведывательных школах абвера и на немецких самолетах была заброшена на территорию освобожденной Литвы для диверсионной деятельности. Большое число «лесных братьев» составлял также откровенно уголовный элемент.

Они зверски расправлялись на местах с соотечественниками за сотрудничество, иногда мнимое, с советской властью. В числе их жертв – и милиционеры, и врачи, и учителя, и ранее безземельные крестьяне, получившие землю, и крестьяне, вступившие в колхозы. «Зеленые» убивали целыми семьями, не щадя ни стариков, ни младенцев. Убивали зверски. Не только расстреливали, но и вешали, сжигали, рубили топорами, вырезали звезды на спинах, закапывали людей живьем. Всего за 1944-1953 годы в Литве было убито около 25 тысяч человек.

Зачем официальный Вильнюс героизирует нацистских пособников

Признанный после обретения Литвы независимости национальным героем Й. Жемайтис (второй слева) и его боевики браво воевали с мирным населением

Пришедшие к власти в 1990 году политики и их политические наследники активно продвигают миф о том, что «лесные братья» боролись против «советских оккупантов» за независимость Литвы. Их именами называют улицы и школы, им устанавливают мемориальные доски и памятники. Но проблема у официального Вильнюса в том, что большей части населения стремление к независимости не мешает хорошо помнить, что на самом деле представляли из себя «зеленые», и иначе как бандитами их не называть.

Читать также:
Сбербанк и ВТБ могут скрывать вспышку кори в отделениях, чтобы не потерять деньги

Можно, конечно, без конца запрещать российские телеканалы из-за сказанной там правды о «лесных братьях», можно обвинять, переходя все рамки приличия, российский МИД в пропаганде и лжи за выложенные на его сайте документы, раскрывающие подлинную правду о «борьбе» так называемых партизан, но что делать с памятью собственных граждан? Ведь правда, несмотря на навязчивую героизацию «лесных братьев» и их «борьбы» за независимость, время от времени прорывается сквозь все пропагандистские преграды.

Для таких случаев был принят закон, предусматривающий уголовную ответственность за клевету на национальных героев и уничижение их памяти. Так, раздавались призывы к судебному преследованию автора книги «Свои» Руты Ванагайте, которая занимается проблемой геноцида евреев на территории Литвы, за сомнения в героизации одного из руководителей «лесных братьев» Раманаускаса-Ванагаса. И лишь из-за того, что закон расплывчат и тонка грань между ним и правом на свободу слова, прокуратура отказалась открыть против писательницы дело. Тогда почти во всех литовских СМИ был включен механизм публичной травли, вынудивший писательницу эмигрировать.

Сейчас такая же травля ведется против писателя и режиссера Марюса Ивашкявичюса, автора романа «Зеленые» («Žali»). М. Ивашкявичюс известен своей активной позицией в отношении преступлений против еврейского населения на территории Литвы в годы войны. В 2016 году он был организатором марша памяти к месту массового убийства литовских евреев. Крайне правые организации, прежде всего организации политзаключенных и ссыльных, усмотрели в романе «Зеленые» «клевету и уничижение партизанского движения и конкретно одного из его руководителей – генерала Йонаса Жемайтиса». Того самого Жемайтиса, портреты которого несли националисты в шествии 16 февраля. В заявлении этих организаций говорится: «Роман Ивашкявичюса «Зеленые» действует как яд, там видна фальсификация истории Литвы, партизаны показаны убийцами евреев и извращенцами. (…) Важно принять во внимание и то, что он унизил память умерших людей, его действия преступны и должны караться законом (313 ст. УК Литвы)».

Однако прокуратура, как и в случае с Р. Ванагайте, отказала в досудебном расследовании в отношении М. Ивашкявичюса. Оказалось, что под принятый ранее закон о клевете и уничижении уже умерших исторических личностей не подпадают творческие люди со своими романами и повестями, поскольку они-то как раз могут сослаться на право на свободу слова. В отличие от депутата Клайпедского горсовета Вячеслава Титова, который за обвинение партизана Раманаускаса-Ванагаса в уничтожении литовских граждан в настоящее время подвергается судебному преследованию.

Но и на свободу слова в Литве, похоже, найдут в конце концов управу. В Сейме уже готовятся поправки к закону, согласно которым будет наложен запрет на публикацию материалов, в которых «есть попытки повлиять на историческую память Литвы, стимулировать недоверие литовскому государству и недовольство им и его институтами, демократическим устройством, обороной страны». В случае принятия поправок не только публикацию в СМИ, но и художественный роман можно будет судить за «неправильное влияние на историческую память» литовцев. То есть, согласно новым поправкам, «чернить» партизанское движение как явление будет нельзя. Можно будет упоминать отдельные негативные проявления этого явления. Но опять же ни в коем случае не те личности, которые в Литве официально возведены в ранг героев. Вот такая «свобода слова» по-литовски.

На самом деле Литве есть чем гордиться в своей истории, кроме пособников нацистов, и есть на чем строить свою новейшую государственность. Для этого совсем не обязательно предавать память сожженных нацистами жителей Пирчуписа, объявлять коллаборационистами бойцов-литовцев героической 16-й Литовской стрелковой дивизии и выдворять в 1992 году с вильнюсской площади прах генерала Советской армии, дважды Героя Советского Союза И.Д. Черняховского, по приказу которого Вильнюс освобождали от немецко-фашистских захватчиков без использования авиации, благодаря чему город был сохранен во всей своей старинной красоте.

Литовская элита, однако, избрала другой путь. Но, видимо, только ей одной еще не ясно, что государственность, опирающаяся на героизацию нацистских пособников, рано или поздно обречена.

Фото https://baltnews.lt