Устройство генератора автомобиля: как работает и для чего нужен
Содержание:
Как работает автомобильный генератор объяснил Autonews.ru
В современном автомобиле масса устройств и систем, потребляющих электроэнергию. Какое устройство вырабатывает ее при включенном двигателе внутреннего сгорания?
Что такое генератор
Генератор — это устройство для преобразования механической энергии, передаваемой от ДВС с помощью приводного ремня, в электрическую, которая используется большим количеством систем автомобиля. Генератор располагается под капотом машины максимально близко к ДВС для снижения потерь передаваемой от него энергии. Конкретное место установки зависит от модели автомобиля. У внедорожников генератор, как правило, находится выше, чем у обычных легковушек, чтобы минимизировать риск попадания воды в устройство при преодолении бродов.
Для чего нужен генератор
После включения ДВС генератор начинает вырабатывать электроэнергию для:
В автомобилях с гибридной силовой установкой генератор нередко выполняет и функции стартера. В этом случае принято говорить о стартер-генераторе.
Виды автомобильных генераторов
Существуют две основные разновидности генераторов:
Генератор постоянного тока
Вплоть до 1960-х годов на автомобилях устанавливались генераторы, которые за счет чисто механического устройства, коммутатора, вырабатывали постоянный ток, необходимый бортовым потребителям электроэнергии. Однако такие генераторы обладали низким кпд преобразования механической энергии в электрическую да к тому же получались громоздкими и тяжелыми, а их ресурс из-за большого количества механических частей оставлял желать лучшего при высокой стоимости.
Генератор переменного тока
Сегодня общим стандартом является использование автомобильных генераторов переменного тока, использующих компактные, легкие, надежные электронные преобразователи переменного тока в постоянный. Первым серийным автомобилем, получившим в базовой комплектации генератор переменного тока, стал Plymouth 1960 года. В среднем кпд генераторов переменного тока — 60-80%.
Из чего состоит генератор автомобиля
Основными компонентами генератора являются:
Принцип работы генератора
Генератор, как и синхронный электромотор переменного тока, работает за счет электромагнитной индукции. Это явление возникновения электрического тока в замкнутом проводнике, который находится в однородном вращающемся магнитном поле. Теперь подробнее:
Как понять, что генератор неисправен
Генератор по своей природе подвергается постоянным нагрузкам, а находясь в подкапотном пространстве в непосредственной близости от ДВС, испытывает также воздействие высоких температур и не полностью изолирован от летящих с дороги грязи, воды и антигололедных реагентов. Ситуация усугубляется при установке дополнительных потребителей электроэнергии, например, мощных сабвуферов. Все это приводит к появлению различных неисправностей:
Выход из строя регулятора напряжения
Выход из строя регулятора приводит:
Непосредственно причинами выхода из строя регулятора напряжения являются:
Пробой диодного моста
Эта неисправность, при которой генератор перестает работать, — результат скачка напряжения, что чаще всего происходит при:
Стачивание щеток или токосъемных колец
Контактирующие друг с другом щетки и токосъемные кольца стачиваются при вращении вала ротора. В результате, генератор перестает выдавать требуемое напряжение, что чревато некорректной работой электрооборудования и недозарядом аккумулятора.
Проблемы с проводкой
Генератор может не выполнять свои функции из-за таких проблем с проводкой, как:
Повреждение корпуса
Если генератор установлен очень низко, его корпус может быть поврежден при наезде, например, на высокий камень. В этом случае внутрь корпуса генератора начнет активно поступать влага и грязь, что быстро приведет к выходу устройства из строя. После проезда проблемных участков следует визуально проверять генератор на наличие таких повреждений.
Износ подшипников
Подшипники генератора, как и любые другие, со временем изнашиваются, а в тяжелых условиях эксплуатации (частая езда по грязи, песку, преодоление бродов) это происходит значительно быстрее. Износ выдает себя характерным тонким свистом. Если не обращать на это внимание, ротор генератора может заклинить.
Обрыв приводного ремня
Приводной ремень не является, собственно, частью генератора, но без этого передаточного звена устройство полностью теряет свою работоспособность. В процессе эксплуатации автомобиля приводной ремень генератора растягивается и стирается, из-за чего слетает или рвется. Как правило приводной ремень меняют на пробегах 80-100 тыс. км.
Часто задаваемые вопросы о генераторе
Какое напряжение генератор должен выдавать на автомобиле?
При работе ДВС на холостом ходу исправный генератор современного легкового автомобиля должен выдавать напряжение в диапазоне от 13,5 до 14,7 В. Падение напряжения ниже 12,8 В приводит к тому, что аккумулятор перестает заряжаться.
Как проверить работает ли генератор на машине?
Самый безопасный способ проверить генератор — с помощью мультиметра. Алгоритм следующий:
Как не «убить» генератор?
При мойке моторного отсека нельзя допускать, чтобы большое количество моющего средства и воды под напором попадали на генератор. Требуется соблюдать осторожность и при проезде глубоких луж. Влага — враг генератора. Следует также помнить, что генераторы рассчитаны на определенную нагрузку, при превышении которой системы автомобиля перестанут получать необходимое количество электроэнергии, что выразится в их некорректной работе. Поэтому обращайтесь к специалистам при установке таких дополнительных электрических устройств, как мощные аудиосистемы, лебедки. Аналогичный эффект «электрического голодания» проявится при использовании старого аккумулятора, на подзарядку которого будет уходить непропорционально большая часть энергии, вырабатываемой генератором.
Читайте также: