Убийственная система: что сгубило оба «Боинга»
Фото:Газета.RuНа разбившемся в Эфиопии Boeing 737 Max 8 сработала та же убийственная система, что сгубила пятью месяцами ранее индонезийский самолет. Такие выводы сделаны на основе данных бортовых самописцев.Стало известно о первых предварительных результатах расследования авиакатастрофы самолета Boeing 737 Max 8 эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines, которая произошла 10 марта. И первые же выводы, о которых стало известно журналистам, говорят о том, что ранее высказывавшиеся опасения по поводу причин катастрофы сбываются — в последние мгновения в лайнере включилась та самая злополучная система, призванная спасать самолет, а на самом деле ведущая его к гибели.«Официальные лица, расследующие крушение самолета в Эфиопии, пришли к предварительному заключению, что эта сомнительная система контроля полета автоматически активировалась перед тем, как самолет спикировал к земле», — пишет газета Wall Street journal со ссылкой на неназванные источники в расследовании.
Издание уточняет, что эти выводы основаны на данных бортовых самописцев.«Во время встречи на высшем уровне в Управлении гражданской авиации США (FAA) в четверг у следствия возник консенсус, пояснил один из этих источников, и есть явное указание на то, что автоматическая система, называемая MCAS, сработала в обоих случаях — в самолете Ethiopian Airlines в начале этого месяца, и в самолете a Lion Air в Индонезии пятью месяцами ранее», — пишет издание.По словам источников, предварительные данные, извлеченные из «черных ящиков», будут перепроверены. Последние несколько дней американские специалисты в области авиационной безопасности анализируют подробности данных, собранных эфиопскими коллегами, чьи предварительные выводы ожидается обнародовать в ближайшие дни.В самой корпорации Boeing отказались от комментариев, в министерстве транспорта Эфиопии журналистам «Би-би-си» заявили: «Мы видели материал Wall Street journal, мы ответим вскоре».На этом фоне корпорация Boeing продолжает выпуск самолетов серии Max, от полетов на которых временно отказались все авиакомпании мира, и продолжает убеждать их, пилотов, авиационные власти и пассажиров, что эти самолеты безопасны.В минувшую среду компания в присутствии более 200 пилотов, технических специалистов и контролирующих лиц рассказала о новых усовершенствованиях, которые внесены в алгоритм работы злополучной системы MCAS.Этой системой (Maneuvering Characteristics Augmentation System) оборудованы все самолеты семейства Boeing 737 Max — о ее наличии мир, да и большинство пилотов узнали только после крушения Boeing 737 Max 8 в Индонезии. Система призвана не давать самолету срываться в сваливание при запредельных углах атаки, что может происходить из-за более мощных и выставленных вперед перед крылом двигателях самолета.«В системе MCAS бросается в глаза то, что она, как пишут, не отключается простыми и естественными для пилота действиями, работает медленно и без оповещения. В результате пилот видит, что машина выполняет что-то не так, а может и не заметить этого», — пояснил ранее «Газете.Ru» Александр Явкин, бывший главный конструктор самолета Бе-200.С критикой в адрес этого «новшества» выступил и известный пилот Boeing 737 Денис Окань. «Известно, что в индонезийском случае причиной срабатывания MCAS стала неправильная работа датчика углов атаки, расположенного с левой стороны cамолета.Выглядит весьма удивительным, но „Боинг“ не стал внедрять „проверку на вшивость“, поэтому дефектный датчик, сдуру посылавший в систему данные о запредельных углах атаки, был принят MCAS на веру, и она, повинуясь коду, заложенному в нее эффективными программистами, нежно и печально начала перекладывать стабилизатор на пикирование, как только появились прочие условия для ее работы — ручное пилотирование и убранные закрылки, создав реальные проблемы и без того взвинченному экипажу. Который, замечу, выполнял очень ранний вылет и, разумеется, не успел нормально выспаться», — написал он в своем блоге.Одной из претензий к этой системе стало то, что она пользуется показаниями лишь одного из двух датчиков угла атаки, и если он выходит из строя, целенаправленно направляет самолет к земле.Только после двух катастроф в компании объявили, что отныне система будет опираться на показания обоих датчиков, а индикатор их рассогласования будет выведен в кабину пилотов — это то, о чем давно просили пилоты. Причем этот индикатор будет ставиться по умолчанию, а не в качестве дополнительной платной опции, от которой ранее отказывались авиакомпании.Кроме того, теперь MCAS будет включаться единожды, а не постоянно как раньше, пытаться опустить нос самолета. «737 — это безопасный самолет. Это безопасное семейство самолетов, и серия MAX основана ни истории безопасности, которую мы наблюдаем почти 50 лет», — заявил вице-президент Boeing Майк Синнет после двух авиакатастроф, имеющих схожие черты.«Мы оплакиваем этих жертв и намерены сделать, все, чтобы такие инциденты не повторились», — добавил он.Ранее стало известно, что в федеральный суд Чигако был подан иск в отношении компании Boeing после авиакатастрофы в Эфиопии, жертвами которой стали 157 человек.Как отмечается, вероятно, это первый иск, зарегистрированный после трагедии. Он был подан семьей Джексона Мусони, гражданина Руанды. Boeing обвиняют в том, автоматизированная система управления полетом была разработана с ошибками, уточняет агентство. Подчеркивается, что в компании не стали комментировать иск, переадресовав все запросы по расследованию к следственным органам.