Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Все о МКАД: что это за дорога и какая у нее история

Что такое МКАД и чем дорога отличается от ЦКАД

МКАД — один из главных архитектурно-инженерных символов Москвы наряду с Главным зданием МГУ и Останкинской телебашней. Как развивалась и что собой представляет сегодня столичная кольцевая автомагистраль


            Все о МКАД: что это за дорога и какая у нее история

Что такое МКАД

МКАД (Московская кольцевая автомобильная дорога) — это кольцевая бессветофорная автомобильная дорога федерального значения, которая сегодня частично проходит по административной границе Москвы. МКАД является частью Европейских маршрутов Е30, Е101, Е105, Е115, Е119, а также Азиатских маршрутов АН6 и АН8.

Протяженность трассы с асфальтобетонным покрытием — 108,9 км. Нулевым километром изначально определили место пересечения трассы с Ярославским шоссе, но затем перенесли к пересечению с шоссе Энтузиастов. На этом якобы настоял тогдашний глава советского государства Никита Хрущев, предполагавший, что оттуда будет начинаться «великая трасса в Китай», который тогда виделся главным стратегическим союзником СССР. Затем наступил кризис в отношениях между двумя социалистическими государствами, но на расположение нулевого километра МКАД это не повлияло. Расстояния на столичной кольцевой трассе отсчитываются от нулевого километра по часовой стрелке.

В 2024 году на МКАД имеется 35 съездов и 12 транспортных развязок в местах пересечения с вылетными магистралями и Северо-Восточной хордой. Скоростной лимит — 100 км/ч. МКАД лидирует в Москве по плотности камер фотовидеофиксации — по данным за прошлый год, на дороге работает 770 умных камер, выявляющих до 13 типов инцидентов.

История МКАД

Официальное открытие МКАД состоялось 5 ноября 1962 года, в канун 45-й годовщины Октябрьской революции. Однако к проектированию трассы приступили еще в 1937-м, а двумя годами позже ее маршрут был закреплен на местности. Реализации планов строительства помешала начавшаяся 22 июня 1941 года война с гитлеровской Германией. В июле-августе того же года по решению Государственного комитета обороны СССР по упрощенной схеме к западу от столицы была построена временная обходная грунтовка протяженностью порядка 130 км с наплавными мостами через Москва-реку и канал Москва-Волга. Эта безымянная дорога, сыгравшая важную роль в контрнаступлении советских войск в декабре 1941 года, может считаться прообразом МКАД, хотя маршруты трасс в значительной мере различались. В обоих случаях строительством руководил инженер-полковник А.С.Кубасов (1898-1986), организатор и первый директор института «Союздорпроект» ГУШОСДОР НКВД-МВД СССР.

Москва. Ноябрь 1960 г. Восточный участок Московской кольцевой автомобильной дороги

Строительство МКАД

МКАД в своем развитии прошла несколько этапов:

1. Начало строительства

По замыслу проектировщиков, трасса должна была иметь:

  • Асфальтовое покрытие.
  • По четыре полосы для движения в каждом направлении.
  • Систему освещения.
  • Однако в стране, недавно пережившей страшную войну, а затем включившейся в гонку вооружений и развивающей амбициозную космическую программу, ощущался дефицит средств, поэтому изначальный проект максимально удешевили:

  • Количество полос в каждом направлении сократили до двух общей шириной 7 м.
  • Вместо асфальта покрытие по американской технологии выполнили из бетонных плит, а обочину — из рифленых плит, сигнализирующих о съезде с дорожного полотна.
  • Система освещения, разметка, а также подземные и надземные пешеходные переходы отсутствовали.
  • Вместе с тем впервые в практике дорожного строительства в СССР на МКАД были выполнены развязки клеверного типа. Вдоль трассы обустроили «карманы» для остановки транспорта, автобусные остановки, стационарные посты ГАИ, несколько АЗС, а также построили мотели. Безопасность встречных потоков обеспечивал 4-метровый газон с высокими бордюрами.

    Строительство МКАД началось в конце 1956 года, а 22 ноября 1960 года был открыт для движения первый участок от Ярославского до Симферопольского шоссе. Еще через два года трассу, рассчитанную на пропуск 36 тыс. автомобилей в сутки, сдали в эксплуатацию. На тот момент на МКАД имелось 7 мостов, 54 путепровода и 33 двухуровневых развязки.

    2. Второй этап

    Москва. На одном из участков кольцевой дороги, в районе «Капотня», 1975 год

    В 1970-е в связи с ростом транспортных потоков потребовалось увеличить пропускную способность МКАД до 50 тыс. автомобилей в сутки. Для этого с 1974 года проводилась частичная реконструкция магистрали, в ходе которой, в частности, на самом старом участке между шоссе Энтузиастов и Волгоградским проспектом число полос в каждом направлении увеличили до трех, а также построили дополнительные пешеходные переходы. Однако эти полумеры в целом ситуацию к лучшему не изменили.

    Реконструкция МКАД

    К концу 1980-х стало очевидно, что МКАД нуждается в глубокой реконструкции, но нараставшие негативные процессы в СССР и последующий распад страны отразились на объемах и темпах выполнения необходимых работ.

    1. 1990-1991 годы

    В этот период на многих участках количество полос для движения в каждом направлении увеличили до трех за счет отказа от разделительного газона, что негативно отразилось на безопасности движения. В год на трассе погибало более двухсот человек и свыше тысячи получали увечья. Тогда за МКАД закрепилось неофициальное название «дорога смерти». При этом скорость потока не превышала 40 км/ч, а заторы, особенно в час пик, стали обыденным явлением.

    Москва. 1 октября 1990 г. Автомобильная авария на Московской кольцевой автодороге

    2. 1993-1994 год

    В качестве первоочередных мероприятий по реконструкции МКАД были выполнены работы по освещению трассы и устройству барьеров, разделяющих встречные потоки.

    3. 1995-1998 год

    На этот период пришлись наиболее масштабные работы (их стоимость составила 24 млрд. рублей в ценах 1995 года) по реконструкции МКАД, которая позволила привести всю трассу в соответствие с международными стандартами для магистралей высшей категории. В результате:

    Читать также:
    Спортивное масло для двигателей: бывает ли такое?
  • Дорожное полотно расширено до 50 м, что позволило довести число полос в каждом направлении до пяти.
  • Построено 76 мостов и путепроводов, 47 развязок, в том числе трех- и четырехуровневых, 11 транспортных и коммуникационных тоннелей.
  • Построено 49 надземных и 4 подземных пешеходных перехода.
  • Построено 49 пар автобусных остановок.
  • Установлено 11,6 км шумозащитных и 6,8 км декоративных заграждений.
  • Создана кольцевая система связи (КСС МКАД), отвечающая за контроль и управление наружным освещением трассы.
  • Москва. 21 октября 1997 г. Расширение МКАД в районе Алтуфьевского шоссе

    Несмотря на проведенный огромный объем работ, избавить МКАД от «пробок» не удалось. Рекорд был зафиксирован 15 мая 2008 года, когда из-за перекрытия нескольких дорог сотрудниками ДПС внутренняя сторона МКАД на участке протяженностью 68 км стояла порядка 12 часов.

    4. 2011-

    Период замены оставшихся «накопителей» заторов, дорожных развязок клеверного типа на направленные съезды. Последний такой объект, Липецкая развязка, главные южные ворота Москвы с прямым выходом на федеральную трассу М-4 «Дон», был открыт для движения 18 сентября 2023 года. Кроме того, в программе этого этапа реконструкции МКАД:

  • Строительство дублеров рядом с крупными торговыми центрами и офисными объектами.
  • Обустройство дополнительных полос для движения на ряде участков.
  • Обустройство новых полос для разгона и торможения.
  • До конца 2024 года в рамках дополнительных мероприятий планируется построить еще 11,8 км дорог, включая путепровод через ж/д пути на боковом проезде с внешней стороны МКАД длиной 60 м. С внутренней и внешней стороны МКАД 26-31 км организуют боковые проезды общей протяженностью 3,8 км.

    Открытие после реконструкции развязки на пересечении МКАД с Липецкой улицей, 18 сентября 2023 года

    Объекты МКАД

    За период своего существования и особенно в последние десятилетия вдоль МКАД сложилась развитая инфраструктура. Она включает:

    Торговые центры и магазины:

  • Гипер Лента, гипермаркет, 2 км.
  • Шоколад, торговый центр, 2 км.
  • Драйв, торговый центр, 8 км.
  • Скарабей, торговый центр, 8 км.
  • Hoff, магазин мебели, 8 км.
  • Меха и кожа, торговый центр, 14 км.
  • Птичий рынок, магазин зоотоваров,14 км.
  • Садовод, вещевой рынок, 14 км.
  • Южные ворота, торговый центр, 19 км.
  • Развилка, магазин автозапчастей, 23 км.
  • Vegas, торговый центр, 24 км.
  • Ашан, гипермаркет, 24 км.
  • Твой Дом, строительный гипермаркет, 24 км.
  • ТК конструктор, строительный магазин, 25 км.
  • Варшавка 33, торговый центр, 33 км.
  • МЕГА, торговый центр, 41 км.
  • Галерея Ремонта, торговый центр, 47 км.
  • Гипер Лента, 47 км.
  • Говорово, торговый центр, 47 км.
  • OBI, строительный гипермаркет, 47 км.
  • Автоджин, автомолл, 55 км.
  • Ашан, гипермаркет, 66 км.
  • Крокус Сити Молл, торговый центр, 66 км.
  • Твой дом, строительный гипермаркет, 67 км.
  • Гвоздь, торговый центр, 68 км.
  • Вэйпарк, торговый центр, 71 км.
  • КухниПарк, торговый центр, 71 км.
  • О’кей, гипермаркет, 71 км.
  • Арфа, торговый центр, 73 км.
  • Dexter, торговый центр, 78 км.
  • РИО, торговый центр, 81 км.
  • Ашан Алтуфьево, гипермаркет, 84 км.
  • Час Пик, торговый центр, 87 км.
  • Ашан, гипермаркет, 91 км.
  • Metro, гипермаркет, 104 км.
  • Москва. Торговый комплекс «Садовод» на 14-м километре МКАД, март 2019 года

    Развлекательные центры:

  • ТейкаБум, 24 км.
  • Little Star&Happy City, 24 км.
  • Playport, 32 км.
  • Аэродинамика, 47 км.
  • Joki Joya, 55 км.
  • Майхоббибокс, 66 км.
  • Набеги, 67 км.
  • LaserLand, 67 км.
  • Джампвэй, 71 км.
  • Космик, 71 км.
  • ЧайЛэнд, 87 км.
  • АЗС:

  • Татнефть, 1 км.
  • Лукойл, 2 км.
  • Лукойл, 3 км.
  • Татнефть, 4 км.
  • Роснефть, 5 км.
  • Роснефть, 6 км.
  • Роснефть, 8 км.
  • Лукойл, 9 км.
  • Роснефть, 10 км.
  • Нефтьмагистраль, 12 км.
  • Нефтьмагистраль, 13 км.
  • Газпромнефть, 16 км.
  • Газпромнефть, 19 км.
  • Радуга, 19 км.
  • Роснефть, 25 км.
  • Сибирьнефть, 26 км.
  • Лукойл, 28 км.
  • Роснефть, 29 км.
  • Татнефть, 29 км.
  • Газпромнефть, 31 км.
  • Avis, 32 км.
  • Mmk Petrol, 33 км.
  • Газпромнефть, 34 км.
  • Татнефть, 38 км.
  • Фортекс, 38 км.
  • Лукойл, 40 км.
  • Газпромнефть, 43 км.
  • Газпромнефть, 46 км.
  • Shell, 49 км.
  • Лукойл, 51 км.
  • Нефтьмагистраль, 51 км.
  • Эверон, 52 км.
  • Газпромнефть, 53 км.
  • Лукойл, 58 км.
  • Роснефть, 62 км.
  • Газпромнефть, 64 км.
  • Роснефть 64 км.
  • Роснефть, 73 км.
  • ФСВ, 78 км.
  • Роснефть, 81 км.
  • Газпромнефть, 84 км.
  • Газпромнефть, 86 км.
  • Газпромнефть, 90 км.
  • ТрансАЗС, 90 км.
  • ТрансАЗС, 93 км.
  • Shell, 103 км.
  • Газпромнефть, 104 км.
  • Лукойл, 109 км.
  • Москва. Автомобильное движение в районе 53 километра московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), июнь 2023 года

    Гостиницы:

  • Рослеспром, 33 км.
  • Русотель, 33 км.
  • Аквариум, 67 км.
  • Гринвуд, 73 км.
  • Часто задаваемые вопросы

    Оправдывает ли себя МКАД?

    В связи с расширением административных границ Москвы, начиная с середины 1980-х, МКАД на значительном протяжении превратилась во внутригородскую магистраль, которая по-прежнему обеспечивает связь между многими районами столицы, поскольку строительство хордового кольца по меньшему радиусу продолжается.

    Какие перспективы есть у МКАДа?

    Сегодня, по мнению экспертов, МКАД исчерпала ресурсы развития. Это связано с тем, что в непосредственной близости от трассы находятся торговые, развлекательные, выставочные центры и жилые кварталы, препятствующие дальнейшему расширению автомагистрали. Единственным способом разгрузить МКАД является строительство трасс-дублеров как на большем, так и на меньшем удалении от центра Москвы.

    Чем МКАД отличается от ЦКАД?

    Схема ЦКАД

    ЦКАД (Центральная кольцевая автомобильная дорога А-113), на всем протяжении которой движение было открыто в 2021 году, также опоясывает Москву, но:

  • ЦКАД проложена по существенно бОльшему радиусу, чем МКАД. В связи с этим длина трассы составляет 336,5 км.
  • 260 км ЦКАД приходится на платные участки, тогда как за проезд по МКАД плата не взимается.
  • Число полос движения на ЦКАД в настоящий момент меньше: 4 против 10 на МКАД.
  • Скоростной лимит на платных участках ЦКАД несколько выше: 110 против 100 км/ч. На бесплатном отрезке ЦКАД действуют ограничения в 90 и 70 км/ч.
  • Загруженность ЦКАД существенно ниже. По данным на середину прошлого года, в сутки по новой кольцевой магистрали проезжало порядка 21 тыс. автомобилей, тогда как трафик на МКАД превысил миллион транспортных средств.