Все о ДТП: что это, какими бывают, причины и штрафы
Содержание:
Какие бывают виды ДТП и чем они отличаются, объяснил Autonews.ru
Аварийность на дорогах России в 2023 году выросла на 4,5%. Всего произошло 132,4 тыс. ДТП. Разбираемся, что такое ДТП, какие бывают виды автоаварий и от чего зависит ответственность виновников
Что такое ДТП
Уже эта формулировка, которая приводится в п. 1.2 ПДД, содержит ряд подводных камней.
Статистика ДТП
За последние десять лет в России наблюдается снижение числа ДТП, в результате которых имелись раненые и погибшие. Так, если в 2013 году произошло 204 068 таких событий (258 437 раненых / 27 025 погибших), то в 2022 году — 126 705 (159 635 / 14 172), или в среднем порядка 350 в день. Два года назад виновниками каждого девятого ДТП становились пьяные водители, причем на долю таких происшествий пришлась почти четверть всех смертельных случаев.
Самые неблагополучные регионы по итогам 2022 года:
Что касается общего числа ДТП, то лидером стала Москва (7710).
Как сообщили в ГИБДД, по итогам 2023 года количество ДТП возросло на 4,5% по сравнению с 2022 годом. По данным ГИБДД, в 2023 году произошло 132,4 тыс. ДТП. В них погибли 14,5 тыс. человек (+2,3%), а ранения получили 166,5 тыс. (+4,3%).
- Лидерами по приросту числа ДТП стали Калмыкия, Омская область, Тува и Новосибирская область.
- Более всего аварийность сократилась в Ненецком автономном округе, на Чукотке, в Мордовии, Чечне и Томской области.
- Самыми аварийными регионами в абсолютном значении стали Москва и Краснодарский край.
Точное количество ДТП без пострадавших неизвестно, но, по статистике ГИБДД, каждое третье ДТП оформляется по европротоколу. Не попадают в официальные данные и случаи, когда водители решают вопрос на месте без последующего обращения в страховые компании.
Три четверти ДТП произошли в 2022 году в населенных пунктах, но загородные трассы лидировали по количеству раненых и погибших. Самым аварийным днем недели оказалась пятница, а самым аварийным временем (каждое девятое ДТП) — промежуток с 17:00 до 20:00.
Виды ДТП
Существуют виды ДТП, выявить виновных в которых особенно сложно, а судебная практика по таким делам неоднозначна.
Бесконтактный вид ДТП
Бесконтактное ДТП — это ДТП, при котором отсутствует прямой контакт участников дорожного движения. Причиной такого ДТП являются действия водителей транспортных средств или пешеходов, которые вынудили другого (-их) водителя (-ей) совершить маневр уклонения от внезапно возникшей помехи, в результате чего происходит столкновение с другими транспортными средствами, наезд на стороннего пешехода, съезд в кювет и т.д.
Спровоцировавший аварийную ситуацию водитель часто скрывается с места ДТП, а виновником происшествия признается водитель, который совершал маневр уклонения. При этом сотрудники ГИБДД ссылаются на п. 10.1 ПДД, согласно которому при возникновении опасности на дороге водитель обязан снизить скорость автомобиля вплоть до полной остановки. Доказать факт того, что выполнить маневр уклонения от столкновения вынудили действия неустановленного водителя, практически невозможно, да и при наличии записи с видеорегистратора сделать это нелегко.
С другой стороны, при установлении инициатора бесконтактного ДТП, согласно Определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 11.04.2017 № 25-КГ17-1, отсутствие прямого контакта транспортных средств при ДТП не может служить основанием для отказа в страховых выплатах по договору ОСАГО.
ДТП на прилегающей территории
В определении ДТП в ПДД отсутствует упоминание о прилегающих территориях. Однако п. 12 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 26.12.2017 № 58 уточнил значение термина «использование транспортного средства», который содержится в определении страхового случая в ст. 1 закона об ОСАГО.
В частности, в постановлении говорится:
«Под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация в пределах дорог, а также на прилегающих к дорогам и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях, а также любых других территориях, на которых имеется возможность перемещения (проезда) транспортного средства)».
Кроме того, в п. 1.2 ПДД указывается, что «движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами». Это дает основания квалифицировать столкновения транспортных средств, наезды на пешеходов и элементы инфраструктуры на таких территориях как ДТП.
ДТП на парковке
Если оставленный без присмотра на парковке автомобиль получил повреждения, а виновник скрылся с места происшествия, случившееся не будет квалифицировано как ДТП до предоставления подтверждающих материалов с камер наружного наблюдения, видеорегистраторов машины потерпевшего и/или рядом стоящих автомобилей. Без наличия таких материалов получить компенсацию по полису ОСАГО невозможно. Если же будет установлено, что повреждения нанесены в результате хулиганских действий или по неосторожности, например, дворником, придется подавать иск в суд и в рамках гражданского дела взыскивать ущерб с виновных.
Вред, причиненный эксплуатацией оборудования транспортного средства
Согласно уже упомянутому п. 12 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 26.12.2017 № 58, если повреждения автомобилю нанесены в процессе эксплуатации таких установленных на спецтехнике механизмов, как стрела автокрана или манипулятора, бетономешалка, подобные ситуации не относятся к случаям причинения вреда собственно транспортным средством. Соответственно, получить компенсацию по полису ОСАГО потерпевший не сможет. Для этого потребуется подавать исковое заявление в суд.
Причины ДТП
Причиной подавляющего большинства (девять из десяти) ДТП являются нарушения правил дорожного движения. Статистика за 2022 год по их видам выглядит так:
Почти треть ДТП совершается водителями в возрасте 30–40 лет. Имеющие водительский стаж более 30 лет чаще всего попадают в ДТП. Женщины становятся их участницами почти в три с половиной раза реже, чем мужчины.
Участник ДТП
Участниками ДТП признаются:
- водитель транспортного средства, при участии которого причинен ущерб;
- другие участники дорожного движения, которым причинен ущерб; к этой категории относятся и те, кто непосредственно не участвовал в ДТП, но понес ущерб, например, из-за отлетевших от столкнувшихся автомобилей деталей;
- собственник разбитого автомобиля, который стоял на парковке, когда в него врезалось другое транспортное средство.
Штраф за ДТП
Закон не предусматривает наказания за сам факт ДТП, но его виновник несет ответственность за нарушения ПДД, которые привели к столкновению/наезду, а также — если это имело место — за нанесение вреда здоровью и гибель людей.
В любом случае виновник ДТП несет гражданскую ответственность в виде возмещения причиненного вреда. Такое возмещение выполняется:
- страховой компанией по ОСАГО;
- добровольно самим виновником ДТП;
- по решению суда.
В зависимости от тяжести ДТП виновник, в соответствии с КоАП и УК РФ, несет административную или уголовную ответственность:
- за повреждение дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения — штраф 5–10 тыс. руб. (ст. 12.33 КоАП РФ);
- за причинение легкого вреда здоровью — штраф 2,5–5 тыс. руб. или лишение права на управление транспортным средством на срок от одного года до полутора лет (ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ);
- за причинение вреда средней тяжести здоровью — штраф 10–25 тыс. руб. или лишение права на управление транспортным средством на срок от полутора до двух лет (ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ);
- за причинение тяжкого вреда здоровью — ограничение свободы на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 264 УК РФ);
- за тяжкий вред здоровью, если водитель был в состоянии опьянения или скрылся с места ДТП, не имел или был лишен права управления транспортным средством — принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок от трех до семи лет (ч. 2 ст. 264 УК РФ);
- за смерть одного человека — принудительные работы на срок до четырех лет либо лишение свободы на срок до пяти лет (ч. 3 ст. 264 УК РФ);
- за смерть одного человека, если водитель был в состоянии опьянения или скрылся с места ДТП, не имел или был лишен права управления транспортным средством — лишение свободы на срок от пяти до 12 лет (ч. 4 ст. 264 УК РФ);
- за смерть двух и более человек — принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до семи лет (ч. 5 ст. 264 УК РФ);
- за смерть двух и более человек, если водитель был в состоянии опьянения или скрылся с места ДТП, не имел или был лишен права управления транспортным средством — лишение свободы на срок от восьми до 15 лет (ч. 6 ст. 264 УК РФ).
Стоит помнить, что к числу потерпевших относится и пассажир автомобиля, водитель которого признан виновным в ДТП.
ДТП и авария: в чем разница
В ПДД нет термина «авария», поэтому имеет смысл говорить только о тех событиях с участием транспортных средств, которые не являются ДТП с точки зрения закона. Исходя из определения ДТП, Верховный суд РФ неоднократно указывал, что ситуации, при которых отсутствуют пострадавшие и материальный ущерб, не считаются ДТП. Так, если из-за недостаточно затянутого стояночного тормоза автомобиль скатился под уклон, никого и ничего не задев, и остановился, упершись колесами в бордюр, такое событие не подпадает под определение ДТП, что позволяет водителю беспрепятственно покинуть место событий.
Читайте также: