Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Все о бронеавтомобиле «Тигр»: история создания и характеристики

В автопарке российских силовых ведомств «Тигр» занял ранее пустовавшую нишу. Что представляет собой эта многоцелевая машина


            Все о бронеавтомобиле «Тигр»: история создания и характеристики

Бронеавтомобиль «Тигр-М СпН» во время динамического показа в рамках военно-технического форума «Армия-2021» на территории музейного комплекса «Самбекские высоты»

Что такое бронеавтомобиль «Тигр»

«Тигр» — это семейство российских многоцелевых бронеавтомобилей с колесной формулой 4х4, которые с 2005 года выпускаются Арзамасским машиностроительным заводом (АМЗ) и состоят на вооружении ВС и других силовых структур РФ. «Тигр» предназначен для решения следующих задач:

  • Перевозка личного состава и различных грузов;
  • Огневая поддержка атакующих или находящихся в обороне подразделений;
  • Ведение обычной, радиологической и химической разведки;
  • Использование в качестве платформы для средств связи, РЭБ (радиоэлектронной борьбы) и другого оборудования;
  • Эвакуация раненых с поля боя.
  • Концептуально «Тигр», не имеющий аналогов в ВС СССР, напоминает американский HMMWV (Высокоподвижное многоцелевое колесное транспортное средство), который выпускается с 1984 года. Это означает, что функционально «Тигр» близок к бронетранспортеру при меньших габаритах, благодаря чему его можно рассматривать также в качестве альтернативы армейским внедорожникам УАЗ, лишенным противопульной и противоосколочной защиты.

    Россия. Московская область. Бронеавтомобиль СБМ ВПК-233136 «Тигр» в исполнении «Багги» на международном военно-техническом форуме «Армия-2020» в конгрессно-выставочном центре военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооружённых сил РФ «Патриот» в Кубинке

    Бронеавтомобиль «Тигр»: история создания

    Изначально «Тигр» создавался в качестве менее дорогой альтернативы HMMWV по заказу короля Иордании Абдаллы II. Посредником являлась зарегистрированная в ОАЭ компания Bin Jabr Group (BJG), которая в 1999 году разместила заказ на проектирование и постройку опытных экземпляров на ГАЗе. Стоимость контракта составила 60 млн. долларов. Непосредственным исполнителем стала дочерняя компания ГАЗа ЗАО «Промышленные компьютерные технологии». Главный конструктор автомобиля — Александр Коршунов.

    Уже в 2001 году на выставке вооружений в Абу-Даби были представлены первые образцы Tiger HMTV, но по причинам, которые никогда не были названы официально, сотрудничество BJG и ГАЗа прекратилось, что не помешало с 2005 года наладить в Иордании производство бронеавтомобилей Nimr (тигр — араб.), имеющего конструктивное сходство с российским «Тигром».

    Со своей стороны, ГАЗ, используя наработки по проекту, в 2002 году построил три варианта автомобиля, которому изначально было присвоено обозначение ГАЗ-2975. Два образца имели тентованный кузов, а третий — бронированный. Премьерный показ ГАЗ-2975 состоялся на Московском международном автосалоне 2002 года. После него два опытных образца были переданы на испытания в московский СОБР, где получили положительные отзывы, после чего МВД РФ стало первым заказчиком «Тигров». За прошедшие годы бронеавтомобили этого семейства приняли участие в ряде вооруженных конфликтов в Грузии, Сирии, Украине. В настоящее время производство «Тигров» помимо АЗМ осуществляется в Китае на Пекинском автомобильном заводе.

    Модифицированный бронеавтомобиль «Тигр-М» на открытии Международной выставки средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех», 2010 год

    Характеристики бронеавтомобиля «Тигр»

    «Тигр» — бронеавтомобиль рамной конструкции, рассчитанный на перевозку 6-9 человек и 1200 кг груза. Бронекорпус изготовлен из бронелистов толщиной 5-7 мм (в зависимости от модификации). Все окна выполнены из бронестекла. Это позволяет обеспечить защиту экипажа, а также основных узлов автомобиля при обстреле из автомата АКМ пулями калибра 7,62 и 5,45 мм. Кроме того, перевозимый личный состав сохраняет подвижность при подрыве до 0,6 кг взрывчатого вещества в тротиловом эквиваленте под колесом и/или под днищем бронеавтомобиля.

    Сейчас на «Тигры» устанавливаются отечественные турбодизели ЯМЗ 5347-10/5347-11 рабочим объемом 4,43 л с отдачей 215 л.с. и 735 Нм в тандеме с 5-ступенчатыми механическими коробками передач. Полноприводная трансмиссия с понижающим рядом и полным комплектом блокировок дифференциалов. Межколесные самоблокирующиеся, как и конструкция торсионной подвески на сдвоенных поперечных рычагах и система централизованной регулировки давления в шинах, заимствованы у БТР 80. При этом снаряженная масса «Тигра» примерно вдвое меньше.
    В стандартную комплектацию также входят:

  • Гидроусилитель руля;
  • Предпусковой подогреватель;
  • Электрическая лебедка;
  • Фильтровентиляционная установка.
  • В перечне дополнительного оборудования, среди прочего, значатся:

  • ABS;
  • Дополнительный отопитель;
  • Кондиционер.
  • Бронеавтомобили «Тигр» способны действовать на любом типе местности при температурах в диапазоне от -50 до +50 °С и на высотах до 4 500 м, выдерживая запыленность воздуха до 1,5 г/м³.

    Интерьер бронеавтомобиля «Тигр» на сборочном участке оборонного предприятия «Щегловский вал», Россия, Тула, 7 октября 2016

    В зависимости от выполняемых задач на бронеавтомобили «Тигр» устанавливаются различные системы вооружения:

  • Пулеметы калибра 7,62 и 12,7 мм»;
  • Автоматический станковый гранатомет АГС-17 «Пламя»;
  • Боевые модули с дистанционным управлением (БДУМ), в частности, «Арбалет-ДМ», в составе которого два пулемета и гранатомет.
  • Кроме того, люк и открывающиеся окна позволяют десанту вести огонь из стрелкового оружия.

    Ниже приведены ТТХ модификации «Тигр-М» АСН-233115

    Тип машины Колесная бронированная Снаряженная масса, кг 6 880 Полная масса, кг 8 080 Полная масса буксируемого прицепа, кг 2 500 Количество посадочных мест 6 Длина, ширина, высота, мм 5 600 х 2 400 х 2 500 База, мм 3 300 Клиренс, мм 400 Угол въезда/съезда, град. 34 / 36 Макс. преодолеваемый подъем, град. 31 Макс. угол косогора, град. 20 Макс. высота преодолеваемой вертикальной стенки, м 0,4 Макс. ширина преодолеваемого рва, м 0,5 Макс. глубина преодолеваемого рва, м 1,2 Макс. скорость по шоссе, км/ч 110 Запас хода, км 1000

    Читать также:
    Hongqi показал новый седан для чиновников на Шанхайском автосалоне

    К числу достоинств бронеавтомобиля «Тигр» относятся:

  • Возможность установки большого числа видов вооружения и специальных устройств;
  • Высокая проходимость;
  • Высокий (по меркам военной техники) уровень комфорта;
  • Способность двигателей ЯМЗ работать на разных видах топлива.
  • Российский бронеавтомобиль «Тигр-М» с новым модулем «Арбалет-ДМ» на международном военно-техническом форуме Армия-2017, Алабино, 24 августа 2017 года

    Как и любая техника, бронеавтомобиль «Тигр» не свободен от недостатков. Среди них:

  • Недостаточный по современным меркам уровень противоминной защиты;
  • Устаревшая конструкция бронированного кузова. Сейчас цельносварные конструкции уступили место модульным;
  • Высокая по российским меркам закупочная цена.
  • Модификации бронеавтомобиля «Тигр»

    В соответствии со спецификой решаемых задач создано множество модификаций бронеавтомобиля «Тигр»:

    1. СТС ГАЗ-233014 — армейское специальное транспортное средство с трехдверным кузовом и американским турбодизелем Cummins B-205. Использовался подразделениями ГУ ГШ ВС РФ с 2007 года;

    2. СПМ-1 ГАЗ-233034 — специальная полицейская машина, предназначенная для использования при проведении контртеррористических операций, выполнении задач территориальной обороны;

    3. «Абаим-Абанат» — разградительно-заградительный спецавтомобиль для обеспечения возможности преодоления препятствий и проникновения боевой группы в здания на уровне второго и третьего этажа, для чего снабжен штурмовой лестницей с управлением из кабины водителя;

    Штурмовой разградительно-заградительный спецавтомобиль для преодоления препятствий и проникновения в здания «Абаим-Абанат» во время демонстрации новейших образцов вооружения и техники на полигоне ОДОН ВВ МВД России. Московская область, 29 октября 2009 года

    4. CБРМ — служебно-боевая разведывательная машина, вооруженная пулеметами и оснащенная комплексом средств наблюдения: акустических, оптических, радиолокационных, радиопеленгационных, сейсмических и тепловизионных. Предназначена для обнаружения низколетящих (БПЛА, вертолетов) и наземных целей (людей, техники), привязки координат цели с передачей информации на электронную карту, а также приема информации от БПЛА.

    5. СПМ-2 ГАЗ-233036 — броневик с 5-м классом баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96 с боевым отделением для перевозки 7 человек десанта;

    6. Р-145БМА — командно-штабная машина с 5-м классом баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96;

    7. АПЕ-МБ — командно-штабная машина для Внутренних войск МВД с 5-м классом баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96 и автоматизированной системой управления;

    Бронеавтомобиль «Тигр» во время выступления на авиационном шоу «Авиамикс», открывающего международный конкурс «Авиадартс — 2017» на полигоне «Погоново», Воронежская область. 17 июня 2017 года

    8. П-265 — полевая радиостанция для передачи служебной информации по открытым и закрытым каналам связи;

    9. СБМ ВПК-233136 — специальная бронированная машина с 5-м классом баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96 и двигателем ЯМЗ-5347-10 для нужд МВД РФ;

    10. МК-БЛА-01 — шасси для мобильного комплекса БЛА «Ласточка»;

    11. М3-304 «Горец» — 120-мм минометный комплекс с заряжанием миномета 2Б11 из салона автомобиля. При повреждении бронеавтомобиля имеется возможность демонтажа миномета и его использования в обычном режиме;

    Модернизированный автомобиль АМН 233114 на выставке «Интерполитех-2010»

    12. АМН 233114 («Тигр-М») — представленный в 2010 году модернизированный вариант с дизельным двигателем ЯМЗ 5347-10, новым бронированным капотом, измененной конструкцией люка поворотной платформы, более эффективной тормозной системой. Количество посадочных мест увеличено до 9;

    13. «Рампа-М-Т» — мобильная защищенная многофункциональная РЛС для обеспечения данными подразделений ствольной артиллерии и реактивных систем залпового огня;

    14. МУ-КАС — машина управления с функциями комплексной аппаратной связи с бронированной надстройкой на крыше для размещения аппаратуры;

    15. МРУ — машина разведки и управления, оснащенная РЛС малой дальности, тепловизионными средствами наблюдения и видеокамерами для оперативного фиксирования изменения боевой обстановки и передачи ее на электронные карты в режиме реального времени;

    Военная машина управления П-230Т на шасси бронеавтомобиля «Тигр»

    16. «Леер-2» — мобильный автоматизированный комплекс РЭБ;

    17. П-230Т — машина для обеспечения командования защищенной видеоконференцсвязью;

    18. РХМ-ВВ — специальная машина радиационной, химической, биологической разведки для Внутренних войск МВД РФ с 3-м классом баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96 и коэффициентом ослабления проникающей радиации не менее 4;

    19. ЗСА — медицинский бронеавтомобиль в двух вариантах: санитарно-эвакуационная машина ЗСА-Т для поиска и сбора раненых и санитарно-медицинская ЗСА-Т для развертывания медицинского пункта батальона;

    20. АСН 233115 — вариант для сил специального назначения с 6 посадочными местами и новой поворотной платформой на крыше корпуса с возможностью установки различных видов вооружения;

    21. БРШМ — бронированная разведывательно-штурмовая машина с 30-мм пушкой 2А72 в необитаемом модуле и спаренным пулеметом ПКТМ;

    Военный парад в честь 72-й годовщины победы в Великой Отечественной войне на Красной площади. Бронированный внедорожник «Тигр» с противотанковым ракетным комплексом «Корнет-Д»

    22. «Корнет-Д/ЭМ» — вариант с установкой на шасси ВПК-233116 противотанкового ракетного комплекса «Корнет-Д»;

    23. «Гибка-С» — зенитный ракетный комплекс на шасси ВПК-233116, включающий до шести боевых машин отделений стрелков-зенитчиков ПЗРК и машину разведки и управления;

    24. «Тигр-МД» — вариант для ВДВ на шасси АМН 233117 с возможностью парашютного десантирования.

    Читайте также: