Время реакции водителя: что это в ПДД, какое среднее, от чего зависит
Содержание:
Что означает «время реакции водителя» и от чего оно зависит
Время реакции водителя — один из важных параметров для безопасного вождения. Многие ошибочно считают его условным и поверхностным. Почему это не так, и на что влияет этот показатель
Что понимается под временем реакции водителя
Время реакции водителя — величина в секундах между моментом, когда водитель заметил препятствие, и моментом, когда он начал реагировать управляющими действиями.
Для примера: водитель увидел выскочившее на дорогу животное и резко нажал на тормоз. Время в секундах (и миллисекундах) между тем, как он увидел помеху, и началом нажатия на педаль тормоза и будет являться временем реакции. На сегодняшний день в экспертизе и теоретических расчетах среднее время реакции водителя принято за 1 секунду. Тем не менее, в реальной жизни этот параметр может значительно варьироваться. И в сложных ситуациях изменение однозначно будет происходить в большую сторону.
Этапы процесса реакции водителя
Оценка обстановки
Момент, когда водитель только заметил препятствие и принимает решение о соответствующих ответных действиях. Данный этап является самым важным, так как от правильности оценки дорожной ситуации напрямую зависят ее последствия. Даже обычное торможение по прямой может вызвать абсолютно разную реакцию автомобиля в зависимости от множества факторов: состояние дорожного полотна, тип и износ резины, температура воздуха, наличие дорожного движения, и т.д. Все доступные для оценки факторы опытный водитель на протяжении поездки «автоматом» держит в голове.
Принятие решения
Данный этап является прямым развитием предыдущего и определяет, какая реакция водителя в виде управляющих действий последует в ответ на сложившуюся на дороге ситуацию. Очевидно, что оценка обстановки и последующее принятие решения у опытного водителя будет более правильным и быстрым, нежели действия новичка.
Реагирование
Непосредственно физическое воздействие на органы управления автомобилем: нажатие педалей, вращение руля и, при необходимости, работа с коробкой передач. Здесь реакция водителя в немалой степени определяется мышечной памятью, которая, в свою очередь, вырабатывается с годами стажа. Так, опытный автолюбитель, едва завидев препятствие, машинально перехватит руль удобнее и заранее перенесет ногу поближе к педали тормоза. Грамотные управляющие действия также непосредственно влияют на благополучный исход аварийной ситуации: руль нужно повернуть на определенный угол, тормоз во многих ситуациях надо вовремя отпустить (а не держать постоянно вжатым до упора), и так далее.
Среднее время реакции водителя
Как говорилось выше, сегодня в оценках среднего время реакции водителя фигурирует 1 секунда. Однако данный параметр является исключительно усредненно-статистическим. Если переложить среднее время реагирования на вариативность дорожной ситуации, то в исследованиях будет фигурировать уже интервал в 0,4-1,6 с. Такой разброс обоснован множеством факторов, как внешних, так и психофизических, которые непосредственно определяют скорость реакции. Перечислим основные. Заранее оговоримся, что речь идет о нештатных ситуациях, где скорость принятия правильного решения идет на десятые доли секунды.
Что влияет на время реакции водителя
1. Утомление
Прямая зависимость усталости водителя на скорость его реакции очевидна. Данный фактор является одним из самых весомых в плане увеличения времени реакции за рулем. Так, исследования показали, что 16-часовой рабочий день, который часто практикуется у водителей-дальнобойщиков, увеличивает время реакции на 0,4 секунды. С одной стороны, цифра кажется небольшой. Однако если перевести ее в расстояние, которое успеет пройти автомобиль при скорости в 90 км/ч, 0,4 с уже вовсе не кажутся незначительными: 10 метров. Или, примерно, два корпуса легкового автомобиля.
2. Опыт
При нештатной ситуации новичок часто теряется — либо впадая в ступор, либо неверно трактуя происходящее. Например, неопытный водитель может неправильно или слишком долго оценивать дистанцию и скорость помехи, что приведет к ошибке в прогнозе и общему увеличению времени реакции.
3. Неблагоприятные погодные условия
Во время дождя, снегопада или тумана значительно снижается видимость, что также увеличивает время реакции водителя. Для правильной оценки и начала фактических действий требуется больше времени.
4. Время суток
По аналогии с погодными условиями. Днем дорога просматривается значительно дальше, что обуславливает более точную оценку и сокращение времени реакции. Кроме того, не в последнюю очередь работает фактор естественных биологических ритмов человека. Ночью реакция даже опытных водителей хуже, чем в светлое время.
5. Режим движения
Исследованиями установлено, что, вопреки расхожему мнению, равномерное движение по трассе во многих случаях более коварно, нежели городская суета в пробках с множеством машин. Дело в том, что именно размеренная езда, когда ситуация на протяжении многих минут (а иногда часов) практически не меняется, значительно усыпляет бдительность даже опытных водителей. Что влияет на скорость реакции самым негативным образом. Именно поэтому при длительных загородных поездках рекомендуется останавливаться и выходить из машины каждый час, даже если усталость как таковая не чувствуется.
6. Музыка в салоне
Этот фактор работает по аналогии с вышеупомянутым движением по скоростному шоссе. Научные эксперименты показали, что музыкальный фон, даже агрессивный и громкий, очень быстро меняет свое воздействие с ободряющего на усыпляющее. Соответственно, время реакции человека на возникновение нештатной ситуации растет.
7. Разговор по телефону
Разговор по телефону без системы Hands Free является одним из самых весомых факторов, влияющих на время реакции. Помимо отвлечения непосредственно на диалог с собеседником, «однорукий» водитель зачастую просто физически не способен правильно и быстро отработать рулем при возникновении необходимости.
8. Алкоголь, наркотические препараты или специфические медицинские препараты
При непосредственном воздействии различных химических составов на организм время реакции может увеличиваться в несколько раз. В инструкции к любому медицинскому препарату обязательно указана допустимость управления транспортным средством при его применении, или соответствующие ограничения.
Вышеприведенный список является далеко не полным. Многочисленные исследования и эксперименты установили, что на время реакции водителя влияет огромное количество факторов, от пола и возраста до запаха в салоне. Тем не менее, описанные причины снижения времени реакции являются базовыми и их необходимо учитывать в первую очередь.
• Тахограф: что это, как пользоваться, какие штрафы
• Когда можно сесть за руль после алкоголя: сколько промилле разрешено
• Можно ли пить безалкогольное пиво за рулем?
• Можно ли пить квас за рулем?
• Можно ли «Ново-Пассит» за рулем: отвечают врач и юрист
• Можно ли пить корвалол за рулем? Отвечают врач и юрист
• Врач и юрист объяснили, можно ли «Нурофен» за рулем. Главные факты
• Квас, кефир, валерьянка и другое: как это влияет на алкотестеры ГИБДД