Водителей будут штрафовать за пассажиров без ремней. Как это работает
Содержание:
Юристы объяснили, когда водителю грозят два разных штрафа за непристегнутые ремн
Возможностью штрафовать водителей за пассажиров без ремней с помощью камер заинтересовались в ряде регионов помимо Москвы. Так в ГИБДД хотят снизить последствия от ДТП. Как это работает и сколько штрафов может прилететь Остановка под знаком «Стоянка запрещена»: в каких ситуациях это допустимо Водительские права 27 июня Госдума приняла новые правила получения водительских прав LADA 11 июня «Ситуация неприемлема». АвтоВАЗ признал завышение дилерами цен на Vesta Техосмотр 27 января Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям
Запуском фиксации непристегнутых пассажиров в автомобилях с помощью дорожных камер заинтересовались в ряде регионов России: такие штрафы начали получать автомобилисты в Москве с 21 сентября 2023 года.
Как рассказали Autonews.ru опрошенные производители комплексов, сейчас к запуску нового вида контроля готовятся другие города — в первую очередь те, где уже фиксируют непристегнутых водителей. Например, водителей без ремней камеры видят, в частности, в Татарстане, Московской области, Башкирии, Екатеринбурге, Дагестане, Новосибирске, Туле, Ростовской и Самарской областях. По словам участников отрасли, такие виды фиксации в ГИБДД планируют использовать, чтобы снизить тяжесть последствий ДТП — сейчас водители и их пассажиры нередко получают серьезные травмы и погибают именно из-за непристегнутых ремней безопасности. При этом у ГИБДД нет ресурсов останавливать всех таких водителей и штрафовать их вручную. Разбираемся, где появится такая фиксация, как она работает и сколько постановлений грозит автомобилистам.
В регионах пристегиваются реже
Интерес со стороны региональных ЦАФАПов к фиксации пассажиров без ремней, в частности, подтвердил представитель компании-разработчика камер «Технологии распознавания» Сергей Кусов.
«Интерес к теме есть во многих регионах, где у ГИБДД плохая отчетность по ДТП: они видят, что пострадавшие были без ремней и эти показатели можно было бы улучшить. При этом в Москве водители и пассажиры более дисциплинированы и в основном пристегиваются, в регионах ремни игнорируют гораздо чаще, — сказал эксперт. — Там чаще ездят на менее дорогих и на менее безопасных автомобилях, там считается, что пристегиваться не нужно. И последствия в ДТП с такими машинами гораздо серьезнее».
По словам Кусова, сначала запуск новой фиксации скорее будет служить как профилактическая мера — как это сначала было со штрафами с камер за непристегнутые ремни у водителей. Сначала в Москве появилось всего восемь таких комплексов, но эффект сразу же появился. Однако потом таких камер стало уже более 200.
«Фиксация нарушения будет носить сезонный характер — так, зимой, в темноте и при плохой погоде камеры конечно ремни не распознают. Но в сухую солнечную погоду, при длинном световом дне или на трассах с хорошим освещением комплексы смогут выявлять это нарушение. Сейчас в целом все современные дороги строят так, чтобы там было удобно работать с помощью ИТС», — сказал Кусов.
Он отметил, что зимой операторы, скорее всего будут фиксировать больше так называемых «пропусков». Так специалисты называют проезды, которые камера сняла, но для подтверждения нарушения доказательной базы недостаточно. При этом он отметил, что фиксация в любом случае будет идти постоянно, просто в плохую погоду будет снижаться количество регистраций нарушений.
«Например, если, условно, при одинаковом количестве проездов комплекс фиксирует по 2,5 тыс. нарушений, то в плохую погоду это будет 500. Но основная цель — донести до водителей, что такие штрафы есть и эффект все равно будет заметен», — сказал Кусов.
Проверять все фиксации пока нет возможности
В свою очередь руководитель компании «Астралаб» Сергей Ласкин отметил, что при всем интересе к новым видам фиксации далеко не все ЦАФАПы готовы работать с большим потоком информации о нарушениях. По его словам, обрабатывать данные во многих регионах просто некому: быстро отсматривать фиксации, как в случае с превышением скорости, в случае с ремнями просто не выйдет. Именно поэтому далеко не все регионы смогут запустить новый вид фиксации.
«В случае со скоростью ошибки минимальны и отсмотр таких постановлений идет практически в автоматическом режиме. В случае с распознаванием ремней брака больше — у нас такие камеры, к примеру, стоят в Ульяновске и в 20% случаях камеры ошибаются, видят ремни, там, где их нет и наоборот. И тут «автоматический» режим оформления невозможен, каждый случай должен изучить инспектор ГИБДД, убедиться, что ремня на пассажире нет. И нагрузка на ЦАФАП огромная, потому что людей мало и отсматривать эти фиксации не все могут себе позволить», — сказал Ласкин.
Настроить на пассажиров без ремней можно любую камеру
Также эксперт уточнил, что с технической точки зрения любая современная дорожная камера, которая работает, к примеру, по скорости, выделенным полосам, светофорам и так далее, способна фиксировать и непристегнутые ремни у пассажиров.
«Любую камеру можно обновить с помощью софта, ничего дополнительно обновлять в устройстве не придется. При этом есть отличия при установке таких комплексов: для фиксации ремней камеры надо ставить чуть ниже, избегать работы на большое количеcтво полос», — сказал Ласкин.
По его словам, распознавание пассажиров без ремней для нейросети в целом не отличается по сложности с фиксацией водителя: это такая же работа, просто фиксация идет «зеркально».
Об этом же Autonews.ru заявили в ассоциации производителей дорожных камер «Око».
«Все комплексы фотовидеофиксации, которые сейчас распознают непристегнутых водителей, можно настроить и на распознавание непристегнутых пассажиров. В каждом конкретном регионе свое определенное количество технических средств. Так же как и в случае с водителями, непристегнутых пассажиров на первом этапе распознаёт нейросеть, но только на первом этапе. На втором этапе все фото- и видеоматериалы с комплексов фотовидеофиксации отсматриваются вручную. И только после этого отобранные материалы передаются инспектору ГИБДД, который принимает окончательное решение о вынесении штрафа. Если однозначно трактовать изображение не получается, его отбраковывают», — сообщили в ассоциации.
Сколько штрафов получит водитель
Согласно ст. 12.6 КоАП, нарушение правил применения ремней безопасности грозит штрафом в 1000 руб.: столько придется заплатить и за непристегнутого водителя и за непристегнутого пассажира. При этом, если в машине были непристегнуты оба: и водитель, и пассажир, собственнику придет сразу два отдельных штрафа, объяснил в беседе с Autonews.ru член Ассоциации юристов России, юрист Арег Оганесян.
«Непристегнутый водитель и непристегнутый пассажир — это два разных состава одного правонарушения. Соответственно, штрафов также будет два — за водителя и за пассажира», — отметил юрист.
Оспорить постановления по обоим составам можно, если доказать, что за рулем был не собственник транспортного средства.
«В данном случае надо обратить особое внимание на формулировки в п. 2.1.2 ПДД: водитель обязан при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. Таким образом, пристегнутый пассажир — это бремя ответственности водителя, а не собственника транспортного средства. Это означает, что, если за рулем был другой водитель, собственник автомобиля сможет оспорить и отменить данные штрафы», — сказал юрист.
Напомним, что камеры начали фиксировать непристегнутые ремни в декабре 2020 года, но тогда речь шла только о водителях. Первым регионом, где заработал такой контроль стала Москва. Как рассказывали в Центре организации дорожного движения столицы, данные с дорожных камер предварительно обрабатывает нейросеть. Для этого ее обучали на тысячах снимков пристегнутых и непристегнутых водителей.
• Жесткий ответ ГИБДД: за «хитрые» ремни безопасности будет штраф
• Новые штрафы с камер: попасть на деньги можно даже из-за пассажира
• В России изменятся правила получения водительских прав. Подробности