Вино с доставкой. Когда в России запустят долгожданный сервис
МОСКВА, 11 ноя — РИА Новости, Надежда Сарапина. И потребители, и виноделы ждут разрешения на услугу приобретения алкоголя дистанционно. Несмотря на поддержку ведомств, пилотный проект по онлайн-торговле отечественным вином с помощью «Почты России» так и не запустили. На винодельческом форуме в Москве обсудили ситуацию и дальнейшие перспективы.
Магазин на диване
В первом полугодии рынок онлайн-торговли вырос на 36,5% — до 404 миллиардов рублей, сообщает аналитическое агентство INFOLine. В лидерах E-grocery Russia TOP — «Самокат», увеличивший оборот во втором квартале более чем вдвое по сравнению с тем же периодом 2022-го. Следом «СберМаркет», «ВкусВилл», «Яндекс» — плюс 66,5%, 56,7%, 38,3% соответственно. Людям нравится заказывать на интернет-площадках и получать товары дома или в офисе в удобное время. Однако для вина это по-прежнему недоступно.
«При этом 80% потребителей не в курсе, что в стране запрещена доставка алкоголя. Для них это такой же продукт, и они не понимают, почему его нельзя включить в общую корзину», — отмечает Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
За отмену запрета выступают Минфин, Минцифры, Минэкономразвития, Минсельхоз, Минпромторг, Федеральная антимонопольная служба, не говоря уже об участниках рынка. Особенно это важно для некрупных виноделен, отмечает генеральный директор «Вин Арпачина» Екатерина Малик. «Онлайн-торговля обеспечит нам распространение по регионам. Далеко не везде есть винотеки, а прямые продажи позволят установить контакт с клиентами», — подчеркивает она.
Ведомства же видят в этом возможность решить глобальные проблемы, прежде всего с контрафактом, и получить систему регулирования, указывает Соколов. Люди все равно заказывают доставку алкоголя, не задумываясь, что это нелегально. В результате им привозят подделку. Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынком подтвердила: необходимые для запуска такой торговли технологии есть.
Минздрав и МВД опасаются социальных последствий. Но эти вопросы обсуждались годом ранее, а эксперимент с «Почтой России» предполагал ограничение времени доставки и ассортимента. Так, речь шла лишь об отечественных марках. Но соответствующий законопроект отложили на неопределенный срок.
Мифы и реальность
Тут больше мифов, чем реальных трудностей, отмечают участники винодельческого форума. Например, считается, что люди склонны приобретать онлайн гораздо больше, чем офлайн. Однако это не так. Средний чек в интернете уменьшается. «У нас формируется модель осознанного потребления, никто уже не покупает впрок», — говорит заместитель управляющего директора OZON Владимир Гончаревич. Траты зависят от дохода, рассуждают эксперты, и доставка не увеличит потребление.