Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Виктор Цой родился 61 год назад. Он погиб в странном ДТП

Лидеру группы «Кино» Виктору Цою 21 июня 2023 года исполнился бы 61 год. Вспоминаем, как он жил и разбираем роковое ДТП с «Москвичом 2141»


            Виктор Цой родился 61 год назад. Он погиб в странном ДТП

Польским фурам хотят запретить ездить по России. Это ударит по авторынку Запчасти 8 июня В них лучше не врезаться. На что теперь не хватит полиса ОСАГО Закон и ПДД 9 июня Инспектор ГИБДД нашел в машине дрон. Что за это грозит водителю Техосмотр 27 января Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям

«Кто кончил жизнь трагически — тот истинный поэт», — вердикт Владимира Высоцкого вновь без осечки сработал 15 августа 1990 года. Тогда в ДТП под Ригой погиб Виктор Цой, ставший голосом молодежи СССР того переломного времени. 21 июня 2023 года, когда лидеру группы «Кино» исполнился бы 61 год, вспомним обстоятельства произошедшей ясным днем давней аварии, которую по-прежнему окружает туман тайны.

Что случилось с Виктором Цоем

Говоря языком милицейского протокола, в среду 15 августа 1990 года в 11 часов 28 минут на 35 километре шоссе Р-126 Слока — Талсы, у хутора Таутопнике (тогда Латвийская ССР) после переезда моста через речку Тейтопе перед крутым поворотом «Москвич 2141», госномер Я 68 32 ММ, которым по доверенности управлял Цой Виктор Робертович 1962 года рождения, выехал на полосу встречного движения, где произвел столкновение с автобусом «Ikarus-250», госномер 05 18 ВРН, принадлежавшим автотранспортному предприятию № 29 г.Тукумс (водитель Фибикс Янис Карлович 1946 года рождения) и двигавшимся с разрешенной скоростью. В результате ДТП Цой В.Р. от полученных тяжелых травм скончался на месте. У «Москвича 2141», которым управлял погибший, после столкновения уцелела только задняя часть кузова. Фибикс Я.К. получил ушибы. Стараясь избежать ДТП, водитель «Ikarus-250» увел машину вправо, в результате чего автобус съехал в реку Тейтопе.

Причины аварии: 5 версий

Как часто бывает в случае гибели известного человека, версий произошедшего несколько:

1. Официальная

В рамках дела № 480, которое вела следователь Тукумского РОВД Эрика Казимировна Ашмане, было установлено, что в момент столкновения скорость «Москвича 2141», которым управлял Виктор Цой, была более 100 км/ч. Удар был такой силы, что 6 м легковой автомобиль и автобус двигались вместе, после чего машину Цоя отбросило на 25 м к ограждению моста. Вскрытие тела погибшего, проводившееся судмедэкспертом специальной группы Латвийского республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы Алексеем Симановским, показало, что перед ДТП у Цоя не произошел инсульт или инфаркт. Анализ крови на группу из шести основных сильнодействующих психоактивных веществ проводился. Как выразился много позже Симановский: «Был ответ, что ничего нет».

Судмедэксперт категорически опроверг растиражированную СМИ информацию о проведенном исследовании клеток головного мозга, которое якобы показало, что Цой заснул за рулем: «О таком анализе могут говорить только люди, совершенно далекие от медицины. Такого исследования в природе не существует», — заявил Симановский.

Вероятно, такого рода сведения стали распространяться сразу после того, как стало известно, что в день гибели Цой около 6 ч утра отправился на рыбалку на одно из местных озер. Отсюда был сделан вывод, что на обратном пути музыкант, накануне работавший над очередным альбомом, от усталости задремал. Однако в материалах дела содержится иной вывод. Сотрудниками ГАИ, прибывшими на место ДТП, было установлено, что порядка 7 с (или более 220 м) перед столкновением «Москвич 2141» двигался, находясь правыми колесами на обочине. При этом тормозной след отсутствовал. Основываясь на этих фактах, следствие пришло к выводу, что Цой не справился с управлением.

Единственным свидетелем ДТП стал Янис Фибикс, который перегонял пустой автобус на базу из аэропорта, куда перед этим отвез туристов. Фибикс, ставший профессиональным водителем после службы в ВМФ СССР, где почти четыре года плавал на первой советской атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол», отличался аккуратностью и до трагического 15 августа 1990 года ни разу не был участником даже небольшой аварии. После случившегося Янис Карлович, ранее не слышавший ни одной песни Цоя, старался объезжать роковой участок трассы, но каждый год он, стараясь не привлекать внимания, приезжает туда в день аварии.

2. Бытовой конфликт

Среди фанатов группы «Кино» откуда-то возникла версия о конфликте, произошедшем у Цоя с неустановленными лицами во время рыбалки, которая предшествовала ДТП. Неизвестные якобы преследовали музыканта на своем автомобиле и выдавили «Москвич» музыканта на обочину, пытаясь уйти с которой, Цой и вылетел на встречку. Эта версия не подтверждается супружеской парой, которая видела машину Виктора незадолго до ДТП, и Янисом Фибиксом.

3. Спецоперация КГБ

Есть эксперты, доказывающие, что Цоя, который оказывал большое влияние на молодежь, устранили сотрудники спецслужб. Под каким-то предлогом они якобы остановили машину музыканта, с помощью введенного препарата привели его в бессознательное состояние, а затем, включив первую передачу, направили «Москвич» под двигавшийся по встречной полосе автобус. Слишком сложно, чтобы быть правдой. К тому же Виктор Цой не был самым политизированным музыкантом того времени в СССР.

4. Самоубийство

Еще одна фанатская версия. Аргументы против нее, вроде бы, очевидны. Цой и группа «Кино» были на пике популярности, музыканты успешно участвовали и в кинопроектах. В личной жизни Виктора тоже все складывалось хорошо. С другой стороны, в текстах песен альбома, над которым Цой работал незадолго до своей гибели и который затем получит название «Черный», множество отсылок к теме смерти…

5. Автомобильная

«Москвич 2141», вставший на конвейер в 1986 году, считался в СССР на первых порах очень престижным, но вскоре не без причины заработал такие прозвища как «Автомобиль заведомо лишенный качества» и «калека» (так расшифровывали название завода АЗЛК и обыгрывали экспортное обозначение модели, Aleko). Кроме того, по некоторым данным, машина, доставшаяся впоследствие Цою, изначально собиралась для главного инженера АЗЛК, но тот почему-то отказался от приобретения этого экземпляра. После ДТП автоэкспертиза темно-синего «Москвича» музыканта не проводилась, а впоследствии следы искалеченной машины затерялись в сумерках того, что позже назовут «лихими девяностыми». Поговаривали, что автомобиль под сохранившиеся документы полуподпольно «восстановили» на АЗЛК для последующей продажи… Из вещдоков сохранился лишь номерной знак, который в ноябре 2018 года ушел с аукциона за 2 млн. руб.

Читать также:
13 самых проблемных подержанных автомобилей. Все они продаются в России

Фактором, который мог способствовать ДТП, являлись и дорожные условия в месте аварии. Хотя 15 августа 1990 года выдалось солнечным и жарким, что улучшало сцепление покрышек с асфальтом, покрытие на роковом участке трассы Р-126 Слока — Талсы было далеко от совершенства, а видимость в направлении крутого поворота, из-за которого появился «Ikarus», ограничивала густая крона дерева. При этом ширина проезжей части шоссе, относящегося, согласно действовавшим тогда СНиП II-Д.5-72, к дорогам местного значения последней, пятой категории, составляла порядка 4,5-5 м, тогда как ширина «Ikarus-250» 2,5 м, а «Москвич 2141» 1,7 м. Трава на обочинах только осложняла ситуацию.

Наконец, стоит задаться вопросом, каким водителем был Виктор Цой. Музыкант вместе со своими коллегами по группе «Кино» пришел обучаться на «права» в кооперативную автошколу «ВАД» в тогда еще Ленинграде только в октябре 1989 года. Впрочем, по воспоминаниям инструктора школы Андрея Ефимова, Цой почти не появлялся на занятиях. Экзамен Виктор сдавал на заднеприводном ВАЗ-21013 на дорогах рядом с Богословским кладбищем, где через несколько месяцев его похоронят… Картину ДТП Андрей Ефимов рисует вполне реалистично. Отсутствие ощущения скорости типично для новичка. Съезд правыми колесами на обочину — результат потери концентрации: возможно, Цой, ехавший с открытым окном, закурил и, пытаясь стряхнуть упавший на одежду или обивку салона пепел, отвлекся от дороги. Авторы документального фильма «Цой. Высокая в небе звезда» предположили, что Виктор хотел перевернуть магнитофонную кассету с записями музыки. Почему машина оказалась на встречке? Цой не имел опыта управления «Москвичом 2141». Доверенность на музыканта была выписана только 27 апреля 1990 года. Между тем, модель АЗЛК — один из первых переднеприводников в СССР, к тому же с не идеальной управляемостью. При съезде с обочины достаточно было при вывернутых колесах затормозить, чтобы машина вылетела на встречку.

В одной из песен «Черного альбома» есть написанные Виктором Цоем строчки: «Следи за собой, будь осторожен!» Не уследил…

Биография Виктора Цоя

Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде в семье инженера корейского происхождения Роберта Максимовича Цоя и преподавательницы физкультуры Валентины Васильевны (в девичестве Гусевой), русской по национальности. Фамилия Цой в переводе с корейского означает «высота».

После исключения за неуспеваемость из Ленинградского художественного училища имени В. А. Серова (ныне — Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К.Рериха) Виктор Цой поступил в СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву. Среди кумиров Цоя были Владимир Высоцкий и Брюс Ли, подражая которому, Виктор занялся восточными единоборствами.

Осенью 1983 года, чтобы избежать призыва в армию, Цой слегка порезал руки, после чего полтора месяца провел на обследовании в психиатрической больнице, откуда, по отзывам знавших его людей, вышел сильно изменившимся. В феврале 1984 года Цой женился на Марьяне Ковалевой, заведующей постановочной частью цирка, а в июле 1985 года у четы появился сын Александр. В 1987 году на съемках фильма «Асса» Виктор познакомился с ассистентом режиссера Наталией Разлоговой, которая стала гражданской женой музыканта.

Лидер и вокалист рок-группы «Кино» Виктор Цой (в центре на первом плане) со своими музыкантами на премьере фильма режиссера Сергея Соловьева «Асса» («Мосфильм», 1987 г.), состоявшейся в Доме культуры Московского электролампового завода (МЭЛЗ) 1 апреля 1988 г.

Творческая карьера и группа «Кино»

Первые тексты песен Виктор написал, обучаясь в средней художественной школе, где образовалась музыкальная группа «Палата № 6». Цой выступал также в группе «Автоматические удовлетворители», игравшей в стиле панк-рок-металл, а затем вошел в число так называемых «новых романтиков» под влиянием Майка Науменко и Бориса Гребенщикова. Последний подсказал название — «Гарин и Гиперболоиды» — для основанной Цоем вместе с Алексеем Рыбиным новой группы, которую в январе 1982 года приняли в члены Ленинградского рок-клуба. Вскоре коллектив сменил название на «Кино» и записал свой первый альбом «45», отражавший первоначальную продолжительность звучания. После этого группу стали приглашать на квартирные концерты в Москве и Ленинграде. 19 февраля 1983 года прошел совместный концерт групп «Кино» и «Аквариум». Весной 1983 года группа «Кино» вошла в число лауреатов второго фестиваля Ленинградского рок-клуба, а песня Цоя «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», была признана лучшей антивоенной песней фестиваля 1984 года.

Во второй половине 1984 года сформировался второй состав группы «Кино», с которым и были записаны наиболее известные альбомы: «Начальник Камчатки», «Это не любовь», «Ночь», «Группа крови», «Звезда по имени Солнце», «Последний герой». Поскольку группа не имела официального статуса, Цой, чтобы не быть обвиненным по советским законам в тунеядстве, в 1986 году работал в бане, где мыл помещения, а затем кочегаром в котельной «Камчатка». Тогда же началась кинокарьера Виктора. Самыми известными картинами с его участием стали документальный фильм «Рок» и художественные ленты «Асса» и «Игла».

Благодаря Джоанне Стингрей, американской певице и музыкальному продюсеру, группа «Кино» получила известность на Западе, а 25 января 1990 года Виктор Цой дал свой единственный концерт в США. В мае того же года начался гастрольный тур группы «Кино» по СССР, который завершился 24 июня концертом на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени В.И.Ленина (ныне «Лужники»).

В начале июля 1990 года Виктор Цой уехал на дачу под Юрмалой, где велась работа над ставшим последним в его жизни новым альбомом. После выхода «Черного альбома» в январе 1991 года группа «Кино» официально прекратила существование.