Валентина Титова: «Женщина не должна надеяться на мужчину»
Актриса Валентина Титова ко всему относится с юмором. К себе в том числе.
Говорит: «Годы летят, а ум и красота не исчезают». И это почти не шутка. Звезда советского кино по-прежнему обаятельна, привлекательна и очень остроумна!
Недавно в качестве члена жюри кинофестиваля «Черноречье Фест» Валентина Титова побывала в городе Дзержинске. Она не только смотрела и оценивала фильмы, представленные на конкурсе, но и не отказала себе в удовольствии побывать на местной рыбалке и отведать на морозе уху.
«СЛИШКОМ РАНО ПОПАЛА В КИНО»
— Валентина Антиповна, мы очень переживали, что вы на рыбалке замерзнете, все-таки не май месяц…
— Я жила в Свердловске, когда училась в театральном училище и работала в Театре юного зрителя, и совершенно не боюсь холодов. Уж там были зимы суровые, так суровые! Мама мазала мне щеки гусиным жиром, иначе на коже от обморожения появлялись белые пятна и долго держались на лице. Помню, по морозу молодыми бегали почти полуодетые: ни обуви, ни одежды приличной — все нипочем. Были радостные и счастливые.
— Сразу вспоминается фильм «Метель», где вы необыкновенно красивая. Просто сказочная красота! А своей внучке, когда она была маленькой, вы показывали эту картину, чтобы она гордилась бабушкой?
— Спасибо за похвалу, очень приятно. Мне столько раз говорили комплименты по этому поводу — замечательно, конечно, что смотрят этот фильм. А я, когда снималась в картине, от волнения никого вообще не видела и не запомнила — слишком рано попала в кино, поэтому уж как получилась, так получилась. Внучке «Метель» не успела показать в детстве, а сейчас она уже взрослая и не покажешь. Внучка у меня балетная, ей совершенно некогда, она настоящая работяга и на работе, и дома. У нас все женщины в семье на пять! Не сочтите за хвастовство, мы всю жизнь много работаем и всегда чистый дом с вкусной едой и белыми скатертями. Все как положено!
— Но вы все-таки — актриса. Никогда не испытывали усталости от быта?
— Вы знаете, я всегда испытывала наслаждение, когда у меня в доме чисто, потому что от этого мне сразу становилось хорошо на душе. Мир, где ты работаешь, — это одно, а дом, где ты живешь, — это твой личный мир, где все должно быть идеально. Этот мир никто, кроме тебя, не устроит, все ты должна сделать сама. Поэтому вечером всегда убираю, чтобы встать в чистоте и красоте, а утром убираю, чтобы была чистая квартира целый день. И моя дочь, и внучка такие же. Жутко устают, но без конца работают, потому что хотят быть независимыми, а потом еще и дома красоту наводят. Одним словом, дочка и внучка пошли в меня, и я всегда говорю: «Нам не страшен ни один мужчина!»
— Получается, что женщина должна быть какая-то двужильная?..
— А как же раньше было на Руси? Женщина тянула на себе все хозяйство. И коровы, и гуси, и огород, и дети — это все было на ней одной. Поэтому сегодня женщина не должна надеяться на мужчину как на кого-то, способного «прибить полочку», вычеркните эту фразу из своего лексикона. Соглашусь, что бывают рукастые мужики, вот мой второй муж (оператор Георгий Рерберг. — Ред.) был рукастый. Первый (актер и режиссер Владимир Басов. — Ред.) убегал из дома, чтобы нас не видеть и не слышать, а второй любил дом, у него были золотые руки, все, что попрошу, — все делал. Но большинству женщин приходится самим справляться.
«К ЖИЗНИ НАДО ГОТОВИТЬСЯ»
— В Дзержинске вы встретились с актером Александром Михайловым, с ним вместе снимались в фильме «Змеелов», который сейчас уже не очень помнят…
— Я была счастлива увидеться с Сашей, поздороваться и пообщаться. Мы редко видимся, поэтому для меня это, конечно, радостные моменты. Наверное, вы правы, сегодня не так много молодых зрителей знает про этот фильм, а жаль, «Змеелов» — действительно сильная картина. Помимо нас с Сашей, там сыграли потрясающие актеры: Донатас Банионис, Леонид Марков, Светлана Крючкова, Галина Польских, Наталья Белохвостикова, Любовь Полищук.
— В советское время этот фильм был популярен. Думали ли вы тогда, что ваша героиня, тот образ — послушная жена богатого человека — через много лет станет… ну просто трендом общества?
— Я не думала о таких далеких последствиях, как-то не приходило в голову. У нас можно было работать только так. Если ты приходишь на площадку и выспрашиваешь, что за образ, как он повлияет на идеологию общества в будущем, то ты сразу идешь домой, режиссеру такие артисты не нужны. Вообще если вам говорят, что год репетировали роль, то это вранье, на съемочной площадке все делалось слету, как выстрел: или ты годишься, или не годишься. Меня подбирали на роль для того, чтобы я сочеталась со своим экранным мужем. Его роль исполнил Леонид Марков, красавец-мужчина, есть такие образы, которые для воплощения требуют фактуру «глыбы», как у Маркова. А меня подобрали под Маркова — хрупкую, слабую, такая ему наиболее подходила. Жуликоватому персонажу, которого сыграл Донатас Банионис, с его лукавым взглядом была подобрана другая подруга, ему под стать…
— Но именно ваша героиня стала первым прототипом распространенного ныне образа жены современного олигарха — безвольной и бесправной.
— А как иначе? Твой муж делает деньги, а ты сиди и молчи, только всех принимай, всем угождай, кланяйся. Это норма. Муж моей героини не просто мелкий спекулянт, он, как и его подельники, — это настоящие страшные воры, которые грабили и растаскивали страну. А воры не могли обеспечить себя нормальными женами, редко кто из адекватных женщин задержится у такого страшного по психологическим качествам человека. Гордость таких мужчин не жена, а его дом. И им в этом доме нужны были беспрекословные женщины. Даже если он публично заведет себе любовницу, жена просто промолчит и будет ее обслуживать… И вторую тоже… И детей от них… Ради больших денег. Это другая ипостась жизни. Мне нужно было сыграть состояние совершенно невменяемой женщины, которую облапошили и оставили ни с чем. Мне жаль таких женщин. Уже говорила об этом и еще раз повторю: женщина может уважать себя, только когда она независима и самостоятельна.
— Но сегодня многие женщины мечтают исключительно о богатом муже. Для многих теперь это главное достоинство мужчины.
— Да, любую передачу сегодня послушаешь — там женщины только и кричат, что мужчина должен много зарабатывать. А ты сама подходишь к его большой зарплате? Ты осилишь эти деньги?.. Плохо, что женщины не хотят ни понимать себя, ни слышать свою интуицию. К жизни надо готовиться, чтобы не потерять потом себя в этой жизни. Иногда смотрю какое-нибудь интервью на телевидении, в котором женщина рассказывает о том, как она несчастна после двадцати неудавшихся романов. И мне хочется ее спросить: а ты после двух романов о себе ничего не поняла? А сама что ты дала этим мужчинам во время романов?..
— Валентина Антиповна, вы мудрая женщина. Такой и в молодости были?
— Нет, конечно, пришлось перестраиваться и многому учиться. В течение жизни человек старается что-то узнать, потому что из семьи мы берем очень мало опыта. Опыт — это огромное количество дорог, тьма людей. Мы, совершенно на зная жизни, бросаемся на все интересное. И только благодаря уму-разуму, который приходит с годами, начинаем выстраивать отношения с людьми: от одних надо спасаться, к другим — примыкать. Недаром в народе говорят: «Встретишь умного — сиди у его порога». Учиться надо только у умного человека, возле остальных даже не надо задерживаться и терять время…