Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

В России вернут штрафы за среднюю скорость. Как это будет работать

В Минтрансе и «Око» раскрыли детали о штрафах за среднюю скорость

Минтранс и оператор камер фотовидеофиксации рассказали, когда в России начнут фиксировать превышение средней скорости: где комплексы будут ловить водителей и что нужно делать, чтобы избежать штрафов


            В России вернут штрафы за среднюю скорость. Как это будет работать

На дорогах появились инспекторы ВАИ. Какие у них полномочия Новости 25 ноября 2022 Германия отреагировала на запуск завода «Москвич» Техосмотр 27 января Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям Водительские права 27 июня Госдума приняла новые правила получения водительских прав

С 1 апреля 2024 года в ПДД должно появиться требование к водителям соблюдать среднюю скорость. То есть автомобилистам официально запретят ездить быстрее установленного лимита скорости не просто там, где отрезки контролируют дорожные камеры, но и на всем протяжении пути.

Эксперты Минтранса и специалисты в области фотовидеофиксации рассказали Autonews.ru, когда в КоАП появятся штрафы за среднюю скорость, будут ли принимать такие материалы суды и ГИБДД и что изменит возврат отмененной в 2021 году нормы. Разбираем самые важные вопросы от водителей.

Что изменят для возврата нормы о средней скорости?

Перед тем как прописывать размер штрафов в КоАП, Минтранс России предложил определить в ПДД сам термин «средняя скорость движения транспортного средства» и обязанность не превышать ее.

«Средняя скорость определяется отношением пройденного расстояния к затраченному времени. Вычисление средней скорости будет обеспечено отдельным программным обеспечением на основании данных с камер в начале и в конце контролируемого участка», — объяснили Autonews.ru в Минтрансе.

«Исходя из проектируемой дефиниции термина «средняя скорость», превышение средней скорости — деяние длящегося характера. После установления в ПДД соответствующего понятия местом совершения административного правонарушения будет предложено определить место установки последней камеры, с помощью которой выявлено нарушение», — сообщили Autonews.ru в Минтрансе.

Согласно опубликованному проекту поправок, определение средней скорости движения транспортного средства в ПДД будет звучать как «значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка».

Кроме того, в соответствии с поправками, в пункте 10.1. правил фраза «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения» будет дополнена словами «в том числе средней».

Следующим шагом должны стать изменения в ФЗ № 257«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», где дополнительно пропишут правила контроля средней скорости. И далее будет разработан пакет для технической стандартизации с установленными требованиями к применению фотовидеофиксации.

Например, экспертам нужно будет договориться о методике фиксации средней скорости и решить: это будет два разных устройства или же будет считаться, что участок будет подконтролен одному аппаратному комплексу, который включает в себя две синхронизированные камеры. И только после этого, как объяснил в беседе с Autonews.ru член президиума координационного совета по организации дорожного движения Евгений Литвин, ответственность и размер штрафов должны прописать в КоАП.

Почему за среднюю скорость перестали штрафовать?

Автомобилисты в России получали штрафы за среднюю скорость с 2013 по 2021 год. Превышение фиксировали на отдельных подконтрольных камерам участках протяженностью несколько километров. Штрафовали согласно нормам о «мгновенных» превышениях: к примеру, на 500 руб. за превышение на 20–40 км/ч, на 40–60 км/ч — на 1 тыс. руб. и так далее. В 2019 году Верховный суд указал, что в подобных постановлениях должно быть указано время и точное место совершения нарушения.

Согласно материалам дела, поводом для разбирательства стало обращение жителя Смоленской области Николая Баусова. 17 августа 2018 года он ехал на своем Volkswagen Tiguan по трассе М-1. Между городами Сафоново и Вязьма скорость замерили между двумя камерами типа «Бумеранг»: система вычислила превышение на 25 км/ч (115 км/ч вместо положенных 90 км/ч). ГИБДД вынесла постановление, указав местом совершения правонарушения участок дороги протяженностью более 70 км. Баусов пожаловался на необоснованность решения сначала в Вяземский районный суд Смоленской области, затем в Смоленский областной суд, но отменить штраф не смог. В 2019 году водитель обратился в ВС, который встал на его сторону. В итоге в 2021 году в ГИБДД перестали оформлять постановления.

Читать также:
Король на Aston Martin. Какие автомобили любит новый британский монарх

В дальнейшем профильные ведомства пытались вернуть фиксацию на дороги, однако безуспешно. Как ранее писал Autonews.ru, поручение МВД, Минюсту и Минтрансу прописать меру ответственности в проекте нового КоАП несколько лет назад давал вице-премьер Марат Хуснуллин.

Изменения в КоАП должны были быть готовы до 20 сентября 2021 года, но в опубликованном проекте КоАП эта норма так и не появилась.

Какими будут штрафы за среднюю скорость?

Участвующие в обсуждении нововведения эксперты рассказали Autonews.ru, что пока до обсуждения размеров штрафа за превышение средней скорости дискуссия не дошла. Как и до того момента, будут ли камеры учитывать нештрафуемый порог скорости в +20 км/ч. Однако, по словам опрошенных специалистов, эти штрафы по-прежнему будут привязаны к «мгновенной» скорости.

Помогут ли изменения учесть позицию ВС и МВД России?

Официальная позиция МВД России с 2021 года не менялась: там считают, что до устранения «правовых пробелов» возвращать наказание за среднюю скорость нельзя. При обсуждении изменений в ПДД там недавно заявили, что вопрос о подсудности они не решают: контролируемый камерами участок может находиться на территории нескольких субъектов.

Однако в Ассоциации производителей и операторов дорожных камер «Око» считают, что определять территориальную подсудность нарушения нужно по месту нахождения второго комплекса фотовидеофиксации, то есть там, где заканчивается контролируемый участок дороги, «поскольку именно второй комплекс и устанавливает факт превышения скорости». В свою очередь, в Центре организации дорожного движения Москвы (ЦОДД) поддержали проект Минтранса при условии, что в КоАП будет закреплено, понятие места и времени совершения правонарушения.

Придется ли менять работу дорожных камер и перенастраивать их?

До заморозки технологию измерения средней скорости применяли в Москве и Подмосковье, Самарской, Смоленской, Воронежской и ряде других областей, а также в Татарстане. К примеру, как рассказали в «Око», в Московской области с 2019 по 2021 год функционировало 174 участка средней скорости общей протяженностью 588,2 км.

Как сообщили Autonews.ru специалисты «Ока», с технической точки зрения препятствий для возобновления контроля средней скорости на дорогах нет и методику работы комплексов менять не придется. Там пояснили, что технология измерения заключается в использовании на одном отрезке пути двух синхронизированных комплексов фотовидеофиксации. Они распознают госномер автомобиля и точное время проезда в начале и в конце контролируемого участка.

«При этом комплекс, расположенный в конце участка, вычисляет скорость, с которой автомобиль его преодолел. В комплексах фотовидеофиксации, которые фиксируют так называемую «мгновенную» скорость, измерения происходят точно так же. В целом если мы измеряем скорость транспортного средства на участке дороги, то его скорость всегда будет «средней», а вот «мгновенной» скорости не бывает, поскольку скорость — величина динамическая, измеряемая исключительно на отрезке пути, который, согласно формуле, и делится на время, потребовавшееся автомобилю на преодоление этого расстояния», — пояснили специалисты из «Ока».

Зачем вообще нужен контроль средней скорости?

Как объяснили в «Око», такой вид контроля позволяет гармонизировать скорость потока и нивелировать «эффект кенгуру»: когда водители сбрасывают скорость непосредственно перед камерой и разгоняются после нее.

Также там считают, что контроль средней скорости помогает бороться с «мигрирующими» аварийно опасными участками. «Их невозможно закрыть с помощью установки камер на «мгновенную» скорость, так как после установки камеры они не исчезают, а перемещаются на несколько сотен метров от камеры. В случае применения средней скорости весь аварийно-опасный участок находится под контролем», — отметили в «Око».

В свою очередь, эксперт рабочей группы по безопасности дорожного движения и участник разработки ГОСТ для дорожных камер Григорий Шухман в беседе с Autonews.ru указал на необычное преимущество для автомобилистов, а именно — ситуацию при обгонах по встречной полосе. Так, по его мнению, если зону обгона контролировать с помощью «моментальной» скорости, это приводит к увеличению времени нахождения обгоняющего автомобилия на встречной полосе, поскольку водитель будет опасаться превысить скорость и, соответственно, будет затягивать процесс.

В случае если обгон происходит в зоне контроля средней скорости, а сама зона контроля значительно длиннее зоны обгона, водитель в процессе обгона может кратковременно и безопасно превысить «моментальную» скорость.