Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

В России в 2023 году многим придется пересдать на права. Главные отличия

Пять отличий российских ПДД, о которых не знают иностранцы

Тотальный запрет алкоголя за рулем, нестандартные ограничения скорости и отсутствие возможности проезжать на красный свет. Что удивит иностранцев при получении прав в России


            В России в 2023 году многим придется пересдать на права. Главные отличия

«Ситуация неприемлема». АвтоВАЗ признал завышение дилерами цен на Vesta Новости 25 ноября 2022 Германия отреагировала на запуск завода «Москвич» Запчасти 8 июня В них лучше не врезаться. На что теперь не хватит полиса ОСАГО Закон и ПДД 21 октября 2022 Что значит режим повышенной готовности для водителей: кого точно проверят

С 1 апреля 2024 года в России серьезно ужесточаются правила управления автомобилем с иностранными водительскими удостоверениями. Фактически это можно будет делать только жителям иностранных государств, временно находящимся в России. Тем, кто живет в России постоянно, дан год на получение российских прав. Чем могут удивить российские дороги водителей, учившихся водить за границей.

Кому придется менять права

Согласно закону, который 10 июля подписал президент России, а до того приняло Федеральное собрание, все граждане России, а также лица с видом на жительство в стране обязаны управлять транспортными средствами только при наличии российского водительского удостоверения. Пользоваться иностранными правами можно, но только в течение года после получения гражданства России, вида на жительства или первого въезда в страну из-за границы при получении водительского удостоверения в другой стране.

При этом процедура получения водительских прав теми гражданами, у кого уже есть водительские удостоверения других стран, будет мало отличаться от той, которая предусмотрена для первичного получения прав.

Так, водителям категорий M, A, B и подкатегорий A1 и B1 придется сдавать теоретический экзамен в ГИБДД. Единственным послаблением для них станет отсутствие требования по обучению в автошколе. Вместо справки из автошколы они смогут предъявить иностранные водительские права.

Водителям грузовиков с правами категории C и CE, а также C1 и C1E придется труднее. Новый закон обязывает их пройти переобучение в российской автошколе, а после этого сдать не только теоретическую, но и практическую часть экзамена в ГИБДД, то есть фактически получить права с нуля.

Но еще сложнее получить права будет водителям автобусов. Это категории D и DE, а также D1 и D1E. Им не просто понадобится переучиваться, но и потребуется наработать один год стажа с российским водительским удостоверением любой другой категории.

Исключения есть, и они распространяются на три категории водителей:

  • права не придется менять обладателям белорусских водительских удостоверений в независимости от гражданства их обладателей. Эти документы останутся действительными на территории и Российской Федерации;

  • второе исключение сделано для военнослужащих. На них требование годового стажа для получения автобусной категории прав не распространяется;
  • также российские водительские удостоверения автоматически, то есть без сдачи экзаменов, получат иностранные дипломаты, члены их семей и сотрудники аккредитованных при российском Министерстве иностранных дел международных организаций.

Обмен иностранных прав последовательно ужесточают

За последние десятилетия в России прослеживается тенденция к планомерному ужесточению правил получения водительских удостоверений в обмен на иностранные. Новый закон в очередной раз ужесточает эту процедуру.

Собеседница Autonews.ru по имени Мария получила свои первые российские права в 1994 году в обмен на аналогичный документ, выданный в Гвинее без каких-либо дополнительных экзаменов и с тех пор не раз меняла российское водительское удостоверение по истечении срока давности.

Другой собеседник издания по имени Владимир вспомнил анекдотичный случай со своим другом, который в 90-е сумел и вовсе обменять в ГАИ на российские права свидетельство о подъеме на Великую Китайскую стену.

Этот документ выглядел как пластиковая карточка с фотографией, где цифрами значились даты рождения и восхождения на стену, а также имя владельца латиницей — все остальное обозначалось иероглифами. В качестве своего имени гражданин России вписал международное обозначение водительских прав на французском — Permis de conduire. И для российской автоинспекции это было достаточно, чтобы принять свидетельство о подъеме на стену за китайское водительское удостоверение.

Что ждет водителей с иностранным опытом в России

Россия относится к странам, подписавшим принятую еще в 1968 году Венскую конвенцию, которая задает международные стандарты правил дорожного движения в государствах, которые ратифицировали это соглашение.

Это означает, что правила дорожного движения в России почти не отличаются от тех, что приняты в других странах Венской конвенции. Однако этот международный документ устанавливает лишь рамки, в которые должны укладываться национальные ПДД, но не регламентирует нюансы.

Люди, прошедшие обучение в иностранных автошколах и получившие там права, могут столкнуться в России с неожиданными особенностями наших правил. Вот основные из них.

Проезд на красный свет запрещен

Красный сигнал светофора во всех странах запрещает движение транспорта, но во многих государствах существует исключение — поворот направо разрешается под красный свет при условии пропуска всех машин и пешеходов, движущихся на зеленый сигнал.

Читать также:
Китайский Voyah назвал российские цены на роскошный минивэн Dream

В России в качестве эксперимента на некоторых московских перекрестках также вводились такие правила, но на государственном уровне такой порядок проезда перекрестков принят так и не был. Если вас учили иному, помните: в России на красный свет ехать нельзя даже направо и даже если вы всех пропустили.

Круговое движение

Долгое время правила проезда перекрестков с круговым движением в России и в большинстве европейских стран отличались кардинальным образом. Почти во всем мире машины на круге обладают приоритетом. В России же действовало правило «помеха справа», то есть уступать дорогу должны были те, кто находится на круге, а не те, кто на него въезжает.

В последние годы правила неоднократно менялись, в последний раз в марте 2023 года. Если кратко, нынешняя редакция ПДД обязует ориентироваться на знаки: если на въезде на круговой перекресток висит знак, что у вас главная дорога, то она действительно главная. А если знак уступить дорогу, то главные те, кто на круге.

Тотальный запрет вождения в состоянии опьянения

Во многих странах мира существует норма алкоголя в крови, с которой не запрещается садиться за руль. В большинстве стран она минимальна и соответствует максимум бокалу вина или кружке пива.

В России вождение после употребления спиртного запрещено полностью. В короткий период закон был особенно суров и позволял лишать водительских прав автомобилистов с самым незначительным содержанием алкоголя в крови.

Известен случай лишения прав журналиста из Словакии, который в 2012 году приехал в Санкт-Петербург на международную презентацию новой BMW 7-Series и утром после праздничного ужина попался сотрудникам ГИБДД с 0,2 промилле алкоголя в выдыхаемом воздухе.

С тех пор в России ввели послабление, которое считает алкоголь до 0,35 промилле погрешностью. Однако формально садиться за руль выпившим все равно нельзя. То есть даже если прибор показал допустимые 0,3 промилле признаваться в сделанном глотке шампанского нельзя — автоинспектор может расценить это как признание в пьяном вождении и лишить прав.

В России разрешено ездить быстро

В большинстве европейских стран на загородных дорогах запрещено движение со скоростью более 80 км/ч, а в городах и других населенных пунктах — быстрее 50 км/ч.

В России ограничения более либеральны. В населенных пунктах можно ездить со скоростью до 60 км/ч при условии, что знаками не предусмотрено иное, а за городом 90 км/ч, если это обычная дорога, а не скоростная автомагистраль.

Именно на такие значения следует ориентироваться при сдаче теоретической части экзамена на права. А в жизни еще и помнить, что в отличие от других стран в России нет штрафов за превышение скорости более чем на 20 км/ч.

Светить всегда

Согласно принятым в России правилам дорожного движения, на автомобиле всегда должны быть включены либо фары ближнего света, либо передние противотуманные фары, либо огни дневного света.

В других странах эти правила могут отличаться. Так, во многих странах Европы включение фар ближнего света днем либо не обязательно вообще, либо обязательно только в отдельные периоды года.

Еще важнее, что во многих странах использование передних противотуманных фар в благоприятных погодных условиях запрещено вовсе. В России, повторимся, их использование разрешается.

Личный опыт

Опрошенные Autonews.ru автомобилисты, получившие водительские удостоверения как в России, так и в других государствах, рассказали об особенностях национальных процедур.

Так, блогер Ману Чаподзе, получавший права как в России, так и в Грузии, отметил, что при сдаче теории в закавказском государстве работает правило «Верный ответ всегда самый длинный». При этом, по его словам, сами билеты полностью повторяют российские 20-летней давности. Сдавать можно и на русском языке, но билеты переведены с грузинского на русский автоматическим переводчиком, так что вопрос не всегда понятен.

Итальянский предприниматель российского происхождения Андрей Матвеев пожаловался Autonews.ru на дороговизну получения водительского удостоверения в Вероне, а также на то, что сроки получения документа растягиваются на месяцы.

По его словам, в отличие от российской версии теоретических билетов в итальянской много вопросов про экологию, например о том, как влияет стиль вождения на вредные выбросы автомобиля. Удивил его и вопрос о том, как влияет состояние подвески на свет фар. При этом в отличие от российских билетов в итальянском варианте доступно не несколько вариантов ответа, а простые «да» или «нет», говорит Матвеев.

Сдавший экзамен на права в Испании 29 мая 2023 года бизнесмен Владимир Ливанов признается, что был удивлен количеством нюансов, связанных именно с использованием противотуманных фар. По его словам, при получении российских прав в этом плане запомнить теорию ему было гораздо проще. В остальном никаких проблем он вспомнить не смог, за исключением сроков получения документов, на которые жаловался и Матвеев.

Напомним, что, если заранее пройти медкомиссию и оплатить госпошлину, сдать теоретический экзамен в ГИБДД в России можно буквально за полдня, и еще около часа уйдет на оформление собственно водительского удостоверения.