В России серьезно ограничат параллельный импорт машин. Кто под угрозой
В Минпромторге подтвердили возможные ограничения по параллельному импорту машин
С 1 октября меняются правила параллельного импорта автомобилей в Россию. Ввозить премиальные модели Geely, Hongqi и Voyah станет сложнее
В них лучше не врезаться. На что теперь не хватит полиса ОСАГО Закон и ПДД 14 октября 2022 На дорогах появились инспекторы ВАИ. Какие у них полномочия Закон и ПДД 3 июля Остановка под знаком «Стоянка запрещена»: в каких ситуациях это допустимо Закон и ПДД 21 октября 2022 Что значит режим повышенной готовности для водителей: кого точно проверят
С 1 октября 2023 года в России меняются правила ввоза автомобилей по параллельному импорту. У тех брендов, кто не прекращал официальные поставки в Россию, появится возможность запретить серый импорт. Сейчас такие машины завозятся небольшими компаниями и стоят дешевле, чем в официальных автосалонах.
Что меняется в правилах
Существует два основных способа прохождения таможни при ввозе автомобиля в Россию. Физические лица могут оформить Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).
С 1 августа для таких покупателей изменились правила, что связано с увеличением утилизационного сбора. Дело в том, что при оформлении через СБКТС действует льготная ставка утильсбора для физических лиц. И теперь нельзя ввозить более одного автомобиля в год и продавать его раньше, чем через год. Эти меры направлены на борьбу с перекупщиками.
Второй способ — оформление на автомобиль Одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Это сложнее и дороже, так как требует проведения сертификационных испытаний, в том числе краш-тестов за счет импортера. Зато ОТТС действует не на один автомобиль, а на модель в целом, что позволяет дистрибьюторам завозить машины массово.
Наконец, с 2022 года действует третий способ с получением Заключения о безопасности единичного транспортного средства (ЗОЕТС). Оформить его проще, чем ОТТС, при этом машина ввозится и оформляется юридическим лицом, после чего продается клиенту уже в российском шоуруме.
Главное, что для получения ЗОЕТС не требуется согласия правообладателя. Предполагалось, что это позволит поставлять машины и запчасти к ним ушедших из России автомобильных брендов. Это и называлось параллельным импортом.
Такая возможность будет ограничена с 1 октября 2023 года, подтвердили Autonews.ru в Минпромторге. С этого дня получить ЗОЕТС можно будет не на любой автомобиль, а только на машины тех брендов, которые ушли с российского рынка. Остальные автомобили придется либо брать у официальных дистрибьюторов, получивших ОТТС, либо завозить в частном порядке по СБКТС, что возможно только для физических лиц.
Какие машины оказались под угрозой
Большинство автомобилей, ввозимых в Россию по параллельному импорту, относятся как раз к ушедшим европейским, японским и корейским брендам. Однако есть исключения, и это премиальные китайские машины. До 2023 года их возили только серые дилеры, однако теперь многие из них уже представлены официально.
Привезти по параллельному импорту китайский автомобиль массового сегмента по цене ниже, чем у официального дистрибьютора не получается, потому так завозят именно премиум, говорит основатель компании Rucars Роман Рассудков. Такие машины выходят дешевле. Однако на них не распространяется официальная гарантия и поддержка, добавляет директор китайского дивизиона China Car Club Александр Сероштанов.
Так, сейчас в России можно найти объявления о продаже Geely Monjaro с китайского рынка за 4,35 млн руб. при том, что ввезенные официально машины стоят от 4,515 млн руб.
Geely Monjaro
С конца 2022 года в Россию начались поставки автомобилей Voyah силами дистрибьютора «Моторинвест». При этом те же машины продолжают завозиться и по параллельным каналам. Так, в фирменных шоурумах Voyah гибридный кроссовер Free стоит от 7,99 млн. рублей. Серые дилеры предлагают такие же машины по параллельному импорту из Китая за 5,6 млн руб.
С лета 2023 года российское представительство концерна FAW начало официальные поставки автомобилей премиальной марки Hongqi. Их также возят и неофициальные дилеры. Цены у последних ниже. Так, официальная цена кроссовера E-HS9 составляет 9,49 млн руб., у неофициалов можно найти машину на миллион дешевле, при этом в стоимость даже будет входить гарантия в форме страховки от поломок.
Hongqi E-HS9
Параллельные машины запретят не сразу
Опрошенные Autonews.ru участники рынка считают, что 1 октября не произойдет резких изменений в параллельном импорте, но постепенно альтернативные каналы поставок будут сужаться.
«Официально присутствующие в России китайские бренды (и их материнские компании) не рады альтернативным поставщикам, однако реальных рычагов для противодействия параллельным импортерам у них нет. К тому же пока официальные дилеры и альтернативные поставщики практически не пересекаются по модельному ряду. Однако власти постараются создать такие условия, чтобы альтернативный импорт автомобилей, официально представленных в России, стал не выгоден», — говорит Сероштанов.
По мнению Рассудкова, для запрета поставок нужна сначала инициатива со стороны официальных дистрибьюторов, которые отдельные модели могли сами оформлять по ЗОЕТС.
«Если компания, именующая себя официальным дистрибьютором, оформляет машины по ЗОЕТС, то и после 1 октября любой может продолжить поставки по той же схеме. Иное дело, если официальный поставщик проведет сертификацию и получит ОТТС. Тогда неофициально возить такие машины с ЗОЕТС будет уже нельзя», — считает Рассудков.
По его словам, сейчас так ввозятся машины, которые нужно регистрировать на юрлиц, в частности для лизинговых компаний. Если правообладатель оформит ОТТС, то ввозить по параллельному импорту можно будет только с получением СБКТС, а значит формально такой автомобиль при перепродаже юрлицу будет считаться подержанным. К тому же в таком случае льготная ставка утильсбора для физического лица не будет действовать, так как в течение года произошла перепродажа.
Тем не менее, сейчас основная масса машин из параллельного импорта поставляется именно по СБКТС, рассказывает Сероштанов.
«Оформление по ЗОЕТС — непопулярная схема, а после повышения утильсбора такой способ оформления документов не выгоден ни продавцам, ни покупателям. Пока у поставщиков есть альтернативы: заключения СБКТС выдает целая плеяда юридических лиц», — говорит эксперт.
По мнению учредителя компании «Автодегустатор» Арарата Мардояна, после 1 октября возможна ситуация, когда между поставщиками и представителями таможни будут возникать недопонимания.
«К примеру, китайские концерны очень часто обновляют свои модельные ряды. В итоге импортеру невыгодно получать ОТТС, так как через несколько месяцев машина обновится и надо будет начинать с начала. Но такой импортер является официальным представителем правообладателя и может попробовать повлиять на параллельный импорт», — говорит Мардоян.
С другой стороны, не совсем понятно, по какому принципу бренды считаются ушедшими, задается вопросом эксперт. Он приводит в пример корейские концерны, которые сохранили в России представительства и на их машины еще действуют старые ОТТС, но сами поставки автомобилей они сейчас не осуществляют и в списке Минпромторга их продукция для параллельного импорта разрешена.
В любом случае, постановление о параллельном импорте автомобилей в Россию действует только до 1 февраля 2024 года. Если его еще раз не продлят, то оформление автомобилей в России через ЗОЕТС после этого станет невозможно.