Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

В России начали дешеветь «Москвичи», Geely и Haval. Что случилось

В России начали дешеветь «Москвичи», Geely, Haval и Changan

В ноябре рынок автомобилей в России просел на 2,3%. При этом от дилеров требуют выполнения плана продаж. В такой ситуации в выигрыше оказывается покупатель: какие машины уже подешевели


            В России начали дешеветь «Москвичи», Geely и Haval. Что случилось

В России собрали статистику продаж новых автомобилей за ноябрь 2023 года. Всего было продано 109 706 легковых машин, подсчитали в агентстве «Автостат». Это на 65% больше, чем в ноябре 2022 года, но на 2,3% меньше показателей октября 2023 года. Данные комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) близки: там насчитали 117 994 машины с учетом легкого коммерческого транспорта.

Дилеры ожидают дальнейшего снижения продаж, что для них грозит затовариванием площадок и финансовыми потерями. Избежать такой ситуации они смогут лишь за счет скидок, выяснил Autonews.ru.

Продажи должны были снизиться еще сильнее

В конце ноября 2023 года глава «Автостата» Сергей Целиков прогнозировал, что по итогам месяца в России будет продано 102–104 тыс. новых легковых автомобилей по сравнению с 112,7 тыс. в предыдущем месяце. Такой прогноз был дан на фоне снижения продаж в середине ноября, что сам Целиков связал с повышением ключевой ставки Центробанком и, соответственно, со снижением продаж в кредит.

По словам эксперта, в начале ноября высокие продажи обеспечивались за счет кредитов, оформленных еще до повышения процентных ставок, и к середине месяца этот фактор перестал играть роль. Тем интереснее, что за последнюю неделю прошлого месяца ситуация резко улучшилась: продажи выросли сразу на 13% относительно предыдущих семи дней, до 28 тыс. машин.

В итоге за месяц удалось реализовать почти 110 тыс. машин — это хуже октябрьских показателей, но ненамного. В «Автостате» не смогли дать однозначного ответа на вопрос, с чем связан скачок продаж в конце месяца. Но своя версия есть у вице-президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вячеслава Жигалова.

По его мнению, перед дилерами и автопроизводителями стоит задача выполнить план на 2023 год. И чтобы добиться этого, уже с конца ноября покупателям стали предоставлять скидки.

Цены снизились на иномарки

Слова Жигалова подтверждаются автопроизводителями. Так, на «Москвичи» максимальный размер безусловной скидки в декабре вырос со 100 тыс. до 200 тыс. руб., благодаря чему цены вернулись почти к уровню начала лета 2023 года, до резкого роста валютных курсов.

Geely также теперь предоставляет скидки на автомобили в размере 100 тыс. руб. Похожие условия дает и Haval. Changan объявил о безусловных скидках на весь модельный ряд в декабре на 30–100 тыс. руб. При этом в Chery при покупке ряда моделей в декабре зимнюю резину теперь предлагают в подарок. С учетом текущей стоимости комплекта шин большого диаметра такая косвенная скидка также может быть эквивалентом более 50 тыс. руб.

«Многие автопроизводители действительно пошли навстречу дилерам, объявив скидки за свой счет. Они видят, что для выполнения плана автосалоны вынуждены продавать машины себе в убыток. И частично компенсируют эти неудобства, что прежде бывало не всегда», — констатирует Жигалов.

По словам исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, скидками от автоконцернов дело не закончится.

«Ради выполнения плана в декабре дилеры могут вновь начать «желтить», то есть отмечать машины желтым цветом как проданные, хотя на деле покупателей на них еще не нашлось, а оплатил покупку сам автосалон. Это позволит им выполнить план продаж и получить бонус от автопроизводителя, который суммарно перевесит размер убытков от такого «желчения», — говорит Удалов.

Читать также:
Как подорожали Chery, Geely и Lada в России с весны 2022 года: расчеты

Это допускает и Жигалов. По его словам, сейчас число автомобилей у дилеров превышает покупательскую способность населения, а держать их долго на балансе не позволяет возросшая стоимость кредитов для самих автосалонов.

«Грамотный покупатель приходит в один шоурум, получает предложение от дилера, с ним идет в следующий салон, требует большей скидки, затем — в третий, четвертый и в конце возвращается в первый шоурум с подборкой предложений от конкурентов и желанием получить наиболее выгодные условия», — говорит Жигалов.

Дальнейший рост цен не ожидается

Жигалов отмечает, что в 2023 году сильнее всего подорожали отечественные автомобили, стоимость которых в топовых комплектациях сравнялась с иномарками. Это уже отразилось на продажах: в ноябре реализация автомобилей Lada, по данным «Автостата», упала на 5,3% относительно октября при общем падении рынка на 2,3%.

Это означает, что дальнейшее увеличение цен на отечественные машины невозможно, считает Жигалов. По его мнению, финансовые сложности российских автоконцернов будут решаться не за счет роста цен, а путем госдотаций. О том, что нужно принять меры по удержанию роста цен на отечественные автомобили, на днях заявил и глава правительства Михаил Мишустин.

По мнению Жигалова, это означает, что в 2024 году дилеров ждет еще более сложная ситуация, чем в конце 2023 года. Планы производителей уже сформированы на полгода вперед, а их реализации может помешать дальнейшее повышение ключевой ставки (если ЦБ его примет на следующем заседании совета директоров 15 декабря), а также еще одно повышение утильсбора в начале 2024 года, допускает эксперт.

«Рынок готов приспособиться к любым условиям, если они стабильны. Но правила игры меняются слишком часто», — признает Жигалов.

По словам эксперта, нормальной долей продаж в кредит в последние годы считалось 50%, но во второй половине 2023 года этот показатель достиг 90%, что свидетельствует об отсутствии у клиентов возможности купить машину по действующим ценам сразу.

«Уже в ноябре мы видим снижение числа первичных посещений клиентами шоурумов на 30%. Обычно это в точности отражается на продажах с задержкой на два-три месяца. Те, кто не приходит к нам сейчас, чтобы выбрать автомобиль, спустя несколько месяцев и не придут для того, чтобы забрать покупку», — говорит Жигалов.

Тем не менее продавать поставляемые машины все равно придется, считает эксперт. Прогнозировать, стоит ли ждать еще больших скидок на нераспроданные стоки в начале 2024 года, он отказался.

В «Автостате» ожидают, что при базовом сценарии в декабре будет продано около 110 тыс. новых легковых автомобилей, то есть по итогам года будет 1,05 млн реализованных машин. Базовый прогноз экспертов агентства на 2024 год составил 1,3 млн автомобилей. Но в самом конце прошедшей 5 декабря презентации «Автостата» Целиков с Удаловым попросили зрителей забыть о данном слайде, сославшись на то, что в прогнозе на следующий год слишком много непредсказуемого и переменного.