В России изменятся правила получения водительских прав. Подробности
Содержание:
Законопроект о новом порядке получения водительских прав принят в Госдуме
В России изменят правила оформления водительских прав. Нововведения коснутся в том числе удостоверений, полученных за рубежом: они перестанут работать через год после переезда или возврата в страну
Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям Москвич 4 апреля Продажи нового «Москвич 6» начнутся летом. 5 главных фактов о модели Запчасти 8 июня В них лучше не врезаться. На что теперь не хватит полиса ОСАГО Закон и ПДД 9 июня Инспектор ГИБДД нашел в машине дрон. Что за это грозит водителю
Система оформления водительских прав в России серьезно изменится с 1 апреля 2024 года. Соответствующий законопроект О внесении изменений в ст. 25 и 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» Госдума приняла в третьем чтении 27 июня, передает корреспондент Autonews.ru. Документ был внесен правительством в Госдуму в 2022 году и тогда же принят в первом чтении. Второе состоялось 22 июня 2023 года — к этому времени документ доработали. Нововведения в том числе изменят порядок обмена иностранных прав на российские: документ национального образца нужно будет получить не позже, чем через год после получения вида на жительства в России или гражданства. Это требование распространится как на иностранцев, так и на россиян. Что еще изменится и какие есть нюансы.
Иностранные права нужно поменять на российские за год
Согласно обновленному тексту законопроекта, иностранные национальные и международные водительские удостоверения будут признавать недействительными в России по истечении одного года со дня легализации в России — получения ВНЖ или статуса гражданина. Требование таким образом распространяется и на россиян с иностранными правами, которые те, к примеру, оформили во время длительного нахождения заграницей. Эти документы россиянам также придется заменить.
Согласно КоАП, если автомобилист будет ездить с недействительными правами в России, ему грозит серьезный штраф.
При этом в случае с Белоруссией есть нюанс: водительское удостоверение на придется менять, если речь идет о гражданах России или Белоруссии, у которых есть права белорусского образца.
Есть и еще одно исключение: заменить национальные права на российские без прохождения экзаменов, обучения и предъявления медсправок смогут сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в России и члены их семей. А также сотрудники международных организаций и их представительств, аккредитованных при МИД России.
Чтобы получить категорию B нужно сдать теорию
Выдавать российские национальные водительские удостоверения на основании иностранных национальных прав наиболее популярных категорий («М», «А», «В» и подкатегорий «А1», «В1») будут после успешной сдачи теоретического экзамена. То есть, таким водителям достаточно будет выучить билеты ПДД и пройти «теорию» на компьютере. Сдавать практику в ГИБДД таким водителям не придется. Важно, что права получится получить только при наличии медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Какие права можно обменять без сдачи экзаменов и обучения
Обладатели водительских удостоверений определенных категорий права можно будет обменять без прохождения соответствующего профессионального обучения и без сдачи экзаменов (пройти медосмотр при этом все равно придется).
- Например, права категории «M» (мопеды) с любым видом трансмиссии можно получить при наличии любой категории прав;
- подкатегорию «A1» (мотоциклы с мотором объемом до 125 см3) можно открыть при наличии права на управление транспортными средствами категории «А» (мотоциклы);
- подкатегории «B1» (трициклы и квадрициклы) — при наличии права на управление транспортными средствами категории «В»;
- подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа — при наличии права на управление транспортными средствами категории «А».
Еще одна ситуация: автомобилист автоматом получит права категории «ВЕ» (легковой автомобиль с прицепом) если у него уже открыты права категории «B» (легковые автомобили) или «СЕ» (грузовик с прицепом), или категории «DE», или подкатегории «C1E», или подкатегории «D1E». Но только при наличии стажа от одного года.
Зачем нужны такие изменения и как они повлияют на автомобилистов
Необходимость усиления контроля за водителями с иностранными правами авторы документа объяснили высокой частотой ДТП, в которые попадают обладатели иностранных водительских прав. В том числе при управлении пассажирским и грузовым транспортом. Cогласно тексту пояснительной записки также наблюдается высокий риск совершения аварий по вине водителей с иностранными правам с небольшим стажем — менее двух лет. Ужесточение должно закрыть и еще одну лазейку: так, как указывают авторы документа, зачастую получившие гражданство России водители не меняют свои национальные права, так как они действуют бессрочно и, соответственно, не проходят медосмотр. Теперь же при обмене прав автомобилисты обязаны будут пройти полное обследование и, если врачи обнаружат какие-либо противопоказания к управлению, их придется сначала устранить и только потом садиться за руль.
Таким образом, как предполагается, такие изменения должны положительно отразиться на ситуации с безопасностью на дорогах и снизить количество ДТП и тяжесть их последствий.
Президент Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева в беседе с Autonews.ru отметила, что переучиваться придется именно водителям грузовиков и автобусов. К этим ученикам, по ее словам, автошколы готовы.
Глава Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин отметил, что законопроект напрямую затронет не только таксистов-иностранцев, но и в целом профессиональных водителей, которые сейчас работают в России. По словам Шапарина, главная задача законопроекта состоит в том, чтобы вывести в законодательное поле России тех водителей, которые решили здесь жить.
«Раз уж гражданин приехал в Россию жить, то логично получить местное удостоверение. По моему мнению, водительские права других стран нужно принимать без лишней бюрократизации. Это касается не только таксистов», — сказал Шапарин.
По его словам, в ГИБДД давно ищут способы более тщательно контролировать процесс выдачи водительских прав. Что касается национальных удостоверений, то, по оценка эксперта, это направление ведомство практически не контролирует.
«Этим, в том числе пользуются водители-иностранцы, которых лишили прав в России. Они восстанавливали их у себя на родине, ведь у ГИБДД России доступа к их базам нет», — пояснил Шапарин.
Теперь, по его словам, ГИБДД получит нужный ведомству контроль.