В Донбассе 11 ноября выберут глав провозглашенных республик и депутатов Народных советов
Эти выборы не противоречат минским соглашениям
В ближайшее воскресенье жителям провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) предстоит избрать глав республик и депутатов Народных советов. Это будут уже вторые за последние четыре года выборы на неподконтрольных официальному Киеву территориях, чье население отказалось подчиняться новым властям Украины после произошедшего в стране зимой 2014 года государственного переворота.
Возможность проведения выборов начала активно обсуждаться в республиках еще в начале нынешнего года. Однако, как признавал в интервью ТАСС директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, были и сомнения относительно целесообразности организации голосования с учетом минского переговорного процесса. Ситуация радикально изменилась в конце августа, когда в результате теракта в Донецке погиб глава ДНР Александр Захарченко.
Так, Пушилин за основу своей предвыборной программы взял разработанную еще при Захарченко стратегию развития «Сила Донбасса». Она была утверждена на съезде общественного движения «Донецкая республика» в мае нынешнего года и стала результатом широкой общественной дискуссии. Сам Пушилин неоднократно заявлял, что продолжит курс первого главы ДНР после его трагической гибели. По его словам, разработанная при непосредственном участии жителей республики стратегия является основой для дальнейших решений по улучшению социально-экономической ситуации в республике.
Как пояснял председатель Федерации профсоюзов республики Максим Паршин, в ближайшие четыре года предстоит осуществить переход на ускоренное развитие промышленности, создав не менее 100 тыс. новых рабочих мест и повысив производительность труда в полтора раза. Для этого, по его словам, потребуется радикально усовершенствовать финансовое, бюджетное и налоговое администрирование. Первые шаги по выполнению этой программы уже предприняты: проведена работа по открытию филиала Международного расчетного банка, в три раза снижен акцизный налог на топливо, объявлено о повышении заработной платы в бюджетной сфере на 10%.
Соперники Пушилина в своих предвыборных программах упор делают на более близкие им в профессиональном плане проблемы развития. Так, Владимир Медведев предлагает провести широкие реформы в сфере образования, Роман Евстифеев — уделять больше внимания культуре как одному из важнейших аспектов становления государственности ДНР, Роман Храменков — совершенствовать систему здравоохранения с целью создания качественных и общедоступных бесплатных медицинских услуг. Елена Шишкина будучи юристом выступает за необходимость проведения в республике глубоких законодательных реформ для формирования основ правового государства.
Общественное движение «Донецкая республика» на выборах в Народный совет также провозглашает своей целью строительство самостоятельной, экономически самодостаточной и социально ориентированной республики, поддержание добрососедских отношений со всеми народами и государствами на основе равноправия, дружбы и сотрудничества. «Донецкая республика» обещает единство русского, украинского и других народов, проживающих в Донбассе, на основе равноправия, уважения к национальной культуре, традициям и языку каждой общности.
Движение «Свободный Донбасс» также выступает за укрепление межнационального мира и согласия, создание единого цивилизационного пространства с Россией. Избирателям представлена программа из 10 реформ, нацеленных на оптимизацию госуправления, налоговой, судебной и правоохранительной систем, здравоохранения и предпринимательства.
Пасечник, возглавивший ЛНР в ноябре прошлого года после отставки своего предшественника Игоря Плотницкого по состоянию здоровья, впервые представил свою программу еще весной. Она получила название «Наш выбор» и рассчитана на период до 2023 года. Основной целью программы является «строительство сильной и независимой республики, способной обеспечить достойную жизнь своих граждан, сохранение народа и его безопасности в едином политическом, культурном, экономическом и цивилизационном пространстве с Российской Федерацией».
Ряд этих задач уже решается. Народным советом ЛНР приняты гражданский и гражданско-процессуальный кодексы, другие важные законы и постановления; приступил к работе Верховный суд. На 10% увеличены пенсии и зарплаты работников бюджетных предприятий и учреждений, на 20% повышены стипендии учащимся в учреждениях среднего и высшего образования. Принимаются меры для снижения цен на горюче-смазочные материалы и замораживания на текущем уровне размеров тарифов в сфере ЖКХ, которые и так в разы ниже, чем на подконтрольных Украине территориях.
При этом Пасечник, как, впрочем, и его коллега в ДНР, отмечает, что конструктивные «отношения с Украиной возможны только при смене сегодняшнего политического режима и начале полномасштабных реформ, направленных на децентрализацию и создание условий для развития регионов страны».
Предвыборные программы остальных кандидатов на пост главы ЛНР различаются незначительно и сконцентрированы на тех или иных конкретных сферах, которым, по мнению их авторов, необходимо уделить первостепенное внимание ради общей цели — совершить мощный экономический прорыв для повышения благосостояния жителей республики.
Аналогичные планы и у общественных движений ЛНР, которые будут бороться за места в Народном совете 11 ноября. В программе «Мира Луганщине» среди основных задач можно выделить укрепление экономических, политических и социально-культурных отношений с Россией, а также готовность к восстановлению хозяйственных и культурных связей с Украиной, но при смене власти в Киеве. Авторы программы «Луганского экономического союза» в первую очередь выделяют необходимость расширения внутриреспубликанской кооперации и повышения роли местных товаропроизводителей. Движение активно выступает за создание эффективной налоговой и банковской системы, сокращение бюрократических процедур в сфере бизнеса, разработку мероприятий по искоренению коррупции на всех уровнях.
Опросы предсказывают победителей
У большинства политических наблюдателей, впрочем, не вызывает сомнений исход предстоящего в воскресенье голосования. Эксперты уверены, что на выборах победят нынешние руководители — Пушилин и Пасечник. «Террор не разделил и не напугал народ Донбасса. Наоборот, сплотил, — заявил в интервью ТАСС Чеснаков. — Поэтому с вероятностью в 99% можно предсказать их победу, а в парламентах республик получат большинство их сторонники».
Это подтверждают и опросы общественного мнения, проведенные в провозглашенных республиках. Так, согласно данным центра социологических исследований «Особый статус», в ДНР Пушилина готовы поддержать 55,2% избирателей. Рейтинги поддержки его оппонентов не превышают 10%. На выборах депутатов Народного совета ДНР около 54% избирателей республики планируют проголосовать за общественное движение «Донецкая республика».
Аналогичная картина наблюдается и в ЛНР. Там за Пасечника готовы проголосовать более 63% избирателей. Ближайший его конкурент в лице Олега Коваля набирает 11,1%. Почти 55% избирателей планируют поддержать на выборах депутатов парламента общественное движение «Мир Луганщине».
Выборы не нарушают минских соглашений
Решение провозглашенных республик провести 11 ноября очередные выборы вызвало резко негативную реакцию Киева, где их посчитали нарушением минских соглашений. Киев поддержали и на Западе. 30 октября США, Франция, Великобритания, Швеция, Нидерланды и Польша инициировали обсуждение предстоящего голосования на заседании Совбеза ООН, где представители этих стран также назвали их незаконными и не вписывающимися в рамки минского процесса. При этом члены Совбеза проигнорировали призыв РФ пригласить на заседание представителей провозглашенных республик.
В результате ДНР и ЛНР вынуждены были выступить в тот же день с отдельными заявлениями на этот счет. «Основной аргумент, который выдвигают наши «западные друзья», о том, что выборы противоречат «Минску», не имеет под собой никаких оснований, — подчеркнул Пушилин. — В комплексе мер по выполнению минских соглашений предусмотрено согласование сторонами лишь проведения местных выборов. О выборах глав государств и депутатов парламентов там нет ни слова».
Он также указал, что после совершенного агентами украинских спецслужб террористического акта, в результате которого погиб Захарченко, республика столкнулась с проблемой досрочного прекращения полномочий главы. «Мы просто не могли допустить вакуума власти, необходимо было обеспечить непрерывность государственного управления, и были назначены выборы», — подчеркнул Пушилин.
В Москве также считают, что назначенные на 11 ноября выборы не противоречат минским договоренностям. «Мы исходим из того, что выборы не имеют отношения к минскому комплексу мер от 12 февраля 2015 года, в котором речь идет о местных, то есть муниципальных выборах», — отметила на днях директор Департамента информации и печати МИД России Мария Захарова.
«Очевидно, что в сложившихся условиях выборы, которые назначены на 11 ноября, продиктованы необходимостью восполнения вакуума власти после гибели лидера ДНР Александра Захарченко и недопущения обострения обстановки — все это могло бы негативно сказаться не только на жизнедеятельности региона, но и на всем процессе внутриукраинского урегулирования, в том числе на фоне осуществляемой Киевом блокады региона и звучащих из уст украинского руководства угроз применения силы. Вопрос о проведении выборов решать народу Донбасса — людям надо как-то обустраивать и регулировать собственную жизнь», — подчеркнула Захарова.
Четыре года назад
После государственного переворота на Украине в феврале 2014 года и отстранения от власти президента Виктора Януковича на востоке страны, где преобладало русскоязычное население, начались массовые протесты. В ответ киевские власти в середине апреля того же года начали военную операцию в Донбассе.
Массированные обстрелы жилых кварталов, в том числе с применением авиации, привели к масштабной гуманитарной катастрофе в регионе. В этих условиях весной 2014 года на неподконтрольных киевским властям территориях прошел референдум, по результатам которого было объявлено об образовании Донецкой и Луганской народных республик.
Подписание в сентябре в Минске первого пакета документов по урегулированию разрастающегося конфликта на востоке страны вселило надежду на быстрое проведение на Украине конституционной реформы, предоставление Донбассу особого статуса и проведение там местных выборов. Однако ей не суждено было сбыться. Вакуум легитимной власти вынудил республики 2 ноября 2014 года синхронно провести у себя выборы глав и депутатов Народных советов. По итогам того голосования ДНР возглавил Александр Захарченко, а ЛНР — Игорь Плотницкий.