Укладка асфальта: особенности и этапы выполнения работ
Асфальтовое покрытие – основной материал дорожного строительства. Правильный процесс
укладки асфальта обеспечивает долговечность, устойчивость к нагрузкам и хорошее сцепление
шины с покрытием. Ниже подробно описаны ключевые особенности и этапы
укладки асфальта.
Особенности укладки асфальта
- Температурный режим. Асфальт должен укладываться при
температуре от +5 °C до +30 °C; ниже – материал теряет пластичность,
выше – ускоряется старение. - Скорость выполнения. После выезда из заводского
бункера асфальт имеет ограниченный «рабочий» период (около 30 минут).
Поэтому все подготовительные работы должны быть завершены заранее. - Толщина слоя. Для автомобильных дорог обычно
5–7 см (массовый слой) + 2–4 см (покрышный слой). Неправильная
толщина приводит к преждевременному разрушению. - Уплотнение. Ключевой фактор – плотное
уплотнение (высокая плотность 2 400 kg/m³). Достигается роликовыми
катками, вибрационными роликами и виброплиты. - Контроль качества. Проводятся испытания на
пробу в полевых лабораториях (плотность, температура, влажность).

Этапы укладки асфальта
- Подготовка основания.
- Очистка от мусора, пыли, растительности.
- Выравнивание и уплотнение грунтовой или щебёночной подушки.
- Устройство геотекстильных слоёв при необходимости.
- Покрытие подложкой. На подготовленное основание
укладывают щебёночный или гравийный слой (массовый слой) толщиной
15–30 см, который уплотняют вибрационными катками. - Транспортировка и выгрузка асфальта.
- Асфальт доставляют в автокран‑мобилях‑дозаторах.
- Выгрузка происходит непосредственно в зону укладки,
минимизируя время простоя.
- Распределение и выравнивание.
- С помощью распределительных лопат и грабель формируют ровный
слой нужной толщины. - Контролируют профиль профилемером или лазерным нивелиром.
- С помощью распределительных лопат и грабель формируют ровный
- Уплотнение.
- Первичное уплотнение – крупный ролик (диаметр 1,5 м) при
температуре асфальта 140‑150 °C. - Финальное уплотнение – вибрационный ролик или виброплита
для устранения микроскопических пустот. - Контроль плотности: измеряют показатели методом «вес‑погружение».
- Первичное уплотнение – крупный ролик (диаметр 1,5 м) при
- Охлаждение и проверка готовности.
- Оставляют покрытие остывать 24‑48 ч без нагрузки.
- Проводят визуальный осмотр, измеряют шероховатость и
толщину слоёв.
- Эксплуатационная подготовка.
- Установка дорожных знаков, разметка, бордюров.
- Постепенный ввод транспортных средств (первые 2‑3 дня – легкие).
Соблюдение всех перечисленных пунктов гарантирует, что асфальтовое покрытие
будет выдерживать интенсивные нагрузки, сохранять внешний вид и
не требовать капитального ремонта в течение минимум 10‑15 лет.