Ученые расшифровали жуткое проклятие танцовщицы возрастом 1500 лет
Рассекретить содержание артефакта помогла компьютерная программа.
Итальянский профессор из университета Вероны Аттилио Мастрочинке смог расшифровать "проклятие танцовщицы", записанное на свинцовой пластине 1 500 лет назад и обнаруженное на территории древнего театра в Кесарии — современного Израиля — в середине XX века.
На протяжении 70 лет ученые пытались расшифровать полустершуюся надпись, сообщает Live Science.Артефакт с проклятием сейчас находится в Археологическом музее Милана.
Расшифровать пластину удалось при помощи передовой технологии Reflectance Transformation Imaging (RTI). Она анализирует и сравнивает фото артефакта, сделанные с разных углов и при разном ииулчехю освещении. Полученное при этом улучшенное изображение позволило понять текст из 110 строк, написанный на греческом языке.
Проклятие призывает демонов нанести вред возможно известной танцовщице Манна, выступавшей в театре. Автором текста мог стать соперник или соперница в борьбе за какую-то награду.
"Свяжите ноги вместе, препятствуйте танцу Манны. Закройте ей глаза, свяжите руки и ноги, которые должны быть расслаблены, когда Манна будет танцевать в театре…" — гласит надпись на пластине. Автор зовет на помощь несколько древних богов, в том числе Тота — древнеегипетского бога магии и мудрости. А также призывает "демонов неба, демонов воздуха, демонов земли, демонов подземного мира, демонов моря и рек, демонов источников…", чтобы те помогли навредить танцовщице.
"Она должна двигаться медленно и потерять равновесие", — призывает автор. Ученый предположил, что автор текста и Манна были представителями разных фракций, ведь известно, что в Византийской империи люди, соревнующиеся в танцах и других состязаниях, разделялись на "синих" и "зеленых", а борьба между ними приводила к массовым беспорядкам.
"Эта табличка с проклятием наряду со многими другими, созданными конце имперского периода и в раннем средневековье, подтверждает, что христианизация Римской империи не остановила пагубные магические искусства. Напротив, они все больше распространялись и становились все более изощренными", — пишет Аттилио Мастрочинке.