Топливо для гонок. Чем оно отличается от обычного?
Содержание:
Думаете, что в автоспорте используется специальное топливо? Гонки предъявляют очень серьезные требования к бензину и дизелю, но эти высокотехнологичные разработки уже используют и в обычной жизни Остановка под знаком «Стоянка запрещена»: в каких ситуациях это допустимо Закон и ПДД 9 июня Инспектор ГИБДД нашел в машине дрон. Что за это грозит водителю Водительские права 27 июня Госдума приняла новые правила получения водительских прав Закон и ПДД 21 октября 2022 Что значит режим повышенной готовности для водителей: кого точно проверят
Форсированные двигатели гоночных машин нуждаются в самом высококачественном топливе, потому что им приходится работать буквально на износ. Особенно сложно приходится в ралли-рейдах, где ко всем запредельным нагрузкам добавляются длительные дистанции, аномальная жара, тряска на внедорожных участках и вездесущая пыль. Каким требованиям должно соответствовать топливо для спортивных команд?
Разные дисциплины — разные условия
Автоспорт состоит из множества различных категорий, каждая из которых предъявляет особые требования к топливу. В «обычных» кольцевых гонках заезды длятся не более двух часов, поэтому пилоты стараются выжать из двигателя максимум — форсированные и высокооборотные моторы испытывают экстремальные нагрузки, где на первый план выходит стойкость топлива к детонации.
В гонках на выносливость, напротив, заезды могут длиться от 3 до 24 часов. И там на результат влияет не только выбранная стратегия, но и надежность техники. Качественное топливо защищает двигатель от повышенного износа и может предотвратить поломку, а оптимизация процесса сгорания снижает расход, что на длительной дистанции позволяет уменьшить количество дозаправок.
В ралли условия сильно отличаются от кольцевых гонок. Под колесами тут — не идеальный асфальт, а то, что попадется на выбранном организаторами маршруте. Например, сложнейший ралли-марафон «Шелковый путь» — это девять дней гонки по грунту, камням, дюнам, через водные преграды, а верные спутники всех экипажей — адская жара и пыль.
И раллийные соревнования проводятся не только летом, но и зимой, поэтому топливо должно обеспечивать заданные характеристики мощности и крутящего момента и вдобавок хорошо работать при перепадах температур.
Именно поэтому автоспорт — это лучший полигон для испытаний топлива. Особенно если поставщик бензина и дизтоплива заправляет участников различных дисциплин, охватывая сразу все возможные условия.
Что важно в топливе
Главная характеристика бензина для гоночной техники — это, конечно, его октановое число. Оно определяет, насколько топливо устойчиво к детонации — то есть взрывному воспламенению рабочей смеси в цилиндрах двигателя.
Неконтролируемое воспламенение приводит не только к снижению мощности и крутящего момента. Возникает перегрев, а повышенные ударные нагрузки могут вывести из строя детали шатунно-поршневой группы. И чем жарче на улице, тем риск детонации выше. Поэтому крайне важно обеспечить себя высококачественным топливом. Поломка гоночного двигателя — это не только дорогой ремонт (или и вовсе его невозможность), но и сход с дистанции и крушение всех надежд на хороший результат.
Необходим и правильный фракционный состав бензина, чтобы обеспечить не только уверенный холодный пуск, но и лучшее сгорание топливо-воздушной смеси для повышения мощности двигателя. Плюс активные комплексы присадок для лучшего очищения топливной системы и уменьшения нагара на клапанах.
В гонках участвуют и автомобили с дизельными двигателями, поэтому к дизтопливу также предъявляются повышенные требования — определенное цетановое число, которое влияет на воспламеняемость, испаряемость, вязкость, фракционный состав и содержание серы.
Как обеспечить больше сотни участников качественным топливом?
В этом году на ралли «Шелковый путь» заявилось 98 экипажей — и это только непосредственно гонщики. Прибавьте сюда все автомобили сопровождения, технички, судейские машины, которые тоже нужно каждый день заправлять. Уже несколько лет топливным партнером «Шелкового пути» является сеть АЗС «Газпромнефть». И никому не нужно искать отдельную АЗС — все происходит прямо на бивуаке или остановках дозаправки после спецучастка!
Для этого используется красавец-бензовоз, но главное в его цистерне — не чистота (хотя она всегда намыта до блеска), а высокотехнологичная конструкция. «Бочка» поделена на пять секций, каждая из которой оснащена собственной топливораздаточной колонкой — поэтому можно заправлять сразу несколько машин, независимо от того, какое топливо им требуется.
Гоночные автомобили и мотоциклы заправляются либо бензином G-Drive 100, либо новинкой этого года — дизельным топливом G-Drive Diesel, которое содержит многофункциональный пакет присадок, разработанный для повышения эффективности работы двигателей. А машины сопровождения — технички, экипажи журналистов, медицинские автомобили и так далее — заправляются бензином G-Drive 95.
Таким образом, организаторы и участники могут быть уверены, что все получают одинаковое топливо, полностью соответствующее высочайшим стандартам.
Уверенность в качестве
Для контроля сохранности качества топлива на бивуаки приезжают мобильные лаборатории, которые обычно проверяют топливо на АЗС сети «Газпромнефть». Они представляют собой микроавтобусы с профессиональным оборудованием внутри. Всего за полчаса приборы позволяют протестировать на соответствие паспорту и государственным стандартам абсолютно все ключевые показатели топлива: октановое число (или в случае с дизелем — цетановое), фракционный состав, содержание серы.
Пробу отбирают непосредственно из топливораздаточной колонки в специальную тару. Далее сотрудник лаборатории вносит образцы в приборы, которые проводят анализ в автоматическом режиме и также автоматически отправляют результаты в общую электронную базу данных.
«Подкрутить» что-то на месте невозможно — в случае малейшего несоответствия топлива заявленным стандартам специалисты мобильной лаборатории имеют полномочия тут же запретить его реализацию.
Не только «Шелковый путь»
Бензин G-Drive испытан не только экстремальными условиями ралли «Шелковый путь». Уже два года на нем ездят все участники Российской серии кольцевых гонок (РСКГ) — а их на каждом этапе набирается больше сотни. К тому же высокооборотные двигатели кузовных машин гораздо более требовательны к качеству топлива.
И речь не только о коротких гонках серии G-Drive СМП РСКГ Туринг, но и о длинных марафонах СМП РСКГ Эндуранс и Russian Endurance Challenge (REC), где моторы работают на максимуме до 6 часов кряду.
Победы в международных и российских соревнованиях пилота в гонках на выносливость Романа Русинова демонстрируют, что топливо G-Drive можно использовать даже в спортпрототипах.
Самые же высокие требования к бензину предъявляются в дрифте, где двигатели мощностью за 1000 «лошадей» всегда работают на высоких оборотах при условии постоянной пробуксовки колес. G-Drive справляется и с этим. Участники фестиваля Tsunami Picnic тоже заправляются им, а Никита Шиков, двукратный вице-чемпион Гран При Российской дрифт серии (RDS GP) является одним из атлетов G-Drive.
Уже в эти выходные, 5-6 августа на самом современном автодроме России — «Игора Драйв» в Ленинградской области состоится масштабный Garage Fest, в рамках которого пройдет очередной этап серии гонок на выносливость REC, где одним из фаворитов будет команда G-Drive Racing во главе с чемпионом мира Романом Русиновым.
И главное, что в гонках используется то же самое топливо, которое доступно каждому автомобилисту на любой АЗС сети «Газпромнефть». То есть никакой «специальной» подготовки оно не проходит. А если G-Drive уже несколько лет отлично показывает себя и в кольцевых гонках, и в ралли-рейдах, и в дрифте, то можно с уверенностью говорить, что и на дорогах общего пользования оно точно не подведет.