Тонировка, красивые номера, «островки»: что важно знать водителям весной
Содержание:
Главные изменения для автомобилистов весной 2024 года назвали эксперты
Будут ли водители по всей России получать штрафы с камер за «островки», действует ли указание ГИБДД не оформлять мелкие нарушения ПДД, что будет со штрафами за тонировку: что должен знать этой весной каждый автомобилист
Весной 2024 года появилось множество предложений для автомобилистов: от смягчения требований к тонировке до запрета номеров без флагов России. При этом продолжает действовать часть поблажек для водителей, которые изначально считались временными. Как вновь хотят изменить жизнь автомобилистов, что имеет шансы на воплощение и что нужно знать.
1. В МВД предложили запретить выдавать госномера без флага России
Научный центр безопасности дорожного движения МВД подготовил поправку к ГОСТу «Знаки государственные регистрационные транспортных средств». В соответствии с ней изображение российского флага на номерных знаках автомобилей станет обязательным. Сейчас, напомним, использование изображения триколора на государственных регистрационных знаках не является обязательным. Такие госномера, согласно сообщению ведомства, соответствуют требованиям ГОСТ Р 50577–2018 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования».
Так, российский ГОСТ Р 50577-93 строго регулирует определенные размеры знака (ширина, высота и длина). Согласно этой норме, номерные знаки также должны содержать разрешенные цифры, буквы и обозначение региона регистрации транспортного средства. Обязательным является наличие на номере выпуклой латинской надписи RUS. А вот изображение флага разрешено использовать дополнительно. Если на номере есть буквы, цифры и надпись, но нет флага, это не является нарушением.
Возможность заказывать номера без флага появилась у водителей в 2013 году. Тогда после вступления в силу нового регламента по регистрации автомобилей в России появилось много частных компаний, которые стали изготавливать госномера самостоятельно, в том числе и без триколора. Большую популярность такие плашки получили в 2020 году, когда с ГИБДД частично сняли обязанность по выдаче регистрационных знаков и водители стали чаще обращаться к частникам. Номера без флага стали пользоваться отдельным спросом после событий 2022 года — некоторые водители, которые выезжали из России на автомобилях, опасались агрессии со стороны вандалов и заказывали таблички без флага.
Весной 2024 года с предложением сделать изображение флага обязательным выступил глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн. Отметим, что штраф за нарушение ГОСТа при установке госномеров составляет 500 руб. При этом наказывать тех, кто получил номера без флага до вступления поправок в силу не планируется: норма не будет иметь обратной силы. Определять, когда водитель получил номера, инспекторы ГИБДД, по всей видимости будут по дате регистрации в ГИБДД.
2. Требования к тонировке хотят смягчить
Очередной законопроект, который предполагает снижение требований к уровню светопропускания тонировки передних боковых стекол автомобилей, внесли в Госдуму в мае. Сейчас, согласно техрегламенту, светопропускание лобового и передних боковых стекол должно быть не менее 70%, в противном случае водителю грозит штраф 500 руб.
Авторы поправок предложили не наказывать водителей, если светопропускание тонировки передних боковых стекол составит до 35%. Они отмечают, что тонирование стекол защищает от прямых солнечных лучей, предотвращая ослепление водителя, и снижает температуру нагрева салона, что также сказывается на безопасности дорожного движения. Законопроект внесла группа депутатов от ЛДПР во главе с Ярославом Ниловым, а также сенатор Елена Афанасьева. Опрошенные Autonews.ru эксперты усомнились в том, что у инициативы есть шансы на воплощение. Так, капитан полиции в отставке и руководитель сообщества «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов отметил, что неправильная тонировка считается одним из «раздражающих» нарушений на дороге для остальных участников движения. Именно поэтому инспекторы ГИБДД регулярно проводят рейды по ее выявлению.
3. Начало фиксации стоянки на островках безопасности с помощью камер
В России начали фиксировать новый состав правонарушения с помощью дорожных камер — стоянку на так называемом «направляющем островке», обозначенном разметкой на проезжей части. Первая такая камера заработала в Москве: в Лефортово на ул. Академика Туполева. Камера работает следующим образом: определяет, сколько автомобиль находится на «островке», и если машина стоит дольше 5 минут, то запись уходит в ГИБДД, где сотрудники принимают решение об оформлении постановления по ч. 5 ст. 12.19 КоАП (штраф 2,5 тыс. руб.). Всего со старта такой фиксации в апреле автомобилисты получили более 40 постановлений.
Как рассказали Autonews.ru опрошенные производители и операторы дорожных комплексов, в регионах уже начали присматриваться к возможности запуска фиксации такого нарушения ПДД. К примеру, как уточнил директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики ГК «Урбантех» Александр Домбровский, с технической точки зрения комплексы фотовидеофиксации уже готовы к работе. Поэтому, по его словам, внедрение новой возможности в систему фотовидеофиксации и ее масштабирования в другие регионы — «вопрос времени».
«Думаю, что с каждым годом, по мере совершенствования организации дорожного движения и переразметки, не только в Москве, но и в регионах будет увеличиваться потребность в администрировании этого правонарушения», — сказал участник отрасли.
Он также объяснил принцип работы такой фиксации. «Комплекс начинает свою работу в момент заезда автомобиля на островок; она видит признаки стоянки, а затем делает несколько снимков, позволяющих вычислить время нахождения транспортного средства в зоне островка. Если оно превышает 5 минут, комплекс передает отснятые фотоматериалы с доказательной базой в центр обработки информации, где их отсматривают вручную. После тщательного отбора материалы передаются инспектору ГИБДД, которому и предстоит принять решение: штрафовать водителя или нет», — разъяснил эксперт.
Домбровский также добавил, что первичная обработка фото- и видеоматериалов с комплексов фотовидеофиксации позволяет проверить фактическое состояние проезжей части и дорожной обстановки, чтобы исключить случаи чрезвычайных происшествий, из-за которых автомобиль вынужден простоять на «направляющем островке» более 5 минут: в этом случае штраф не выпишут.
4. Штрафы с камер за непристегнутых пассажиров
До недавнего времени в МВД официально не подтверждали запуска фиксации непристегнутых передних ремней безопасности у переднего пассажира в автомобилях наравне с водителями. Регионы принимали решение об использовании камер для оформления таких штрафов самостоятельно. Однако после публикации итогового отчета Научного центра безопасности дорожного движения МВД за 2023 год стало понятно, что фиксацию развернули в целом ряде регионов России. Так, по данным ведомства, количество штрафов за нарушение правил применения ремней безопасности, в том числе когда не пристегнут пассажир, составило 3,7% ото всех оформленных с помощью камер нарушений. Согласно ст. 12.6 КоАП за это собственнику автомобиля придется заплатить 1000 руб. Всего же, по итогам 2023 года, автомобилисты получили 221 млн «писем счастья».
5. Установка не штрафовать водителей за мелкие нарушения
В 2024 году продолжает действовать установка от руководства ГИБДД не штрафовать водителей за мелкие нарушения ПДД, которые не влияют на безопасность на дорогах. Такое указание еще в 2022 году дал глава ведомства Михал Черников.
Как сообщил Autonews.ru капитан полиции в отставке и руководитель профессионального сообщества «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов, это указание продолжает действовать до сих пор. Например, инспекторы в некоторых регионах не оформляют постановления за отсутствие полисов ОСАГО или забытые дома, но действующие водительские удостоверения.
Опрошенные юристы сошлись во мнении, что, если водитель считает, что допущенное им нарушение мелкое и при этом у него за последний год не было штрафов, ему стоит напомнить инспектору ГИБДД о возможности ограничиться предупреждением.