Стоимость проекта создания самолета МС-21 выросла в 2,3 раза
По данным Счетной палаты, общая стоимость проекта до 2025 года на сегодняшний день оценивается в 437,4 млрд рублей
Счетная палата России провела проверку программы по созданию ближне-среднемагистрального самолета семейства МС-21 и установила, что совокупная стоимость проекта в рублях выросла в 2,3 раза, а срок создания самолета МС-21-300 увеличился на три года, говорится в сообщении контрольного ведомства.
При этом, отмечается в сообщении, было отложено решение о разработке самолета МС-21-400.
В ведомстве подсчитали, что на реализацию проекта в целом уже направлено более 158 млрд рублей, а общая стоимость проекта до 2025 года на сегодняшний день оценивается в 437,4 млрд рублей.
«Проект изначально запускался в достаточно сложных условиях, когда в отрасли был большой износ основных производственных фондов и высокая степень зависимости от импорта. Вероятно, не все рисковые факторы руководителям проекта удалось учесть», — цитирует пресс-служба ведомства слова аудитора Счетной палаты Сергея Агапцова.
Вместе с тем, для снижения технологической зависимости уже в ходе реализации проекта зарубежного системного интегратора бортового радиоэлектронного оборудования заменили на профильное российское предприятие. Это позволило сосредоточить в России ключевые компетенции в области разработки и модернизации авионики самолета МС-21, отмечает Счетная палата. Также по результатам испытаний возрос объем работ, связанных с конструктивными изменениями систем и агрегатов, в которых применялись инновационные технические решения и технологии, — в первую очередь, это относится к силовым конструкциям из полимерных композиционных материалов. Некоторые этапы работ корпорация «Иркут» завершила на 6-12 месяцев позже, чем планировалось.
В ведомстве также указывают, что на изменение стоимости проекта повлиял рост курса валют (с 2008 года с 23,5 до 65,6 рубля за доллар) и рост инфляции. Дополнительные бюджетные ассигнования требуются на создание системы послепродажного обслуживания и развертывания серийного производства.
Существенные изменения в проект пришлось вносить в связи с введением санкций против российских компаний и организаций. «В сложившейся ситуации мы видим риски, что в очередной раз сроки выполнения работ и начала продаж самолета придется сдвигать. Мы рекомендовали бы ОАК [Объединенная авиастроительная корпорация] и сосредоточиться на анализе вероятных рисков и их минимизации, а также на принятии своевременных корректирующих мер по итогам анализа плановых и фактических затрат, чтобы избежать затягивания проекта», — добавляет аудитор Сергей Агапцов.
В свою очередь президент ОАК Юрий Слюсарь на заседании коллегии Счетной палаты отметил, что на стоимость программы в рублях серьезное влияние оказал рост курса доллара и евро к рублю. При этом в долларовом эквиваленте затраты на опытно-конструкторские работы увеличились не более чем на 5%, добавил он.
По результатам проверки коллегия контрольного ведомства приняла решение направить представления Счетной палаты — Минпромторгу и корпорации «Иркут», информационное письмо — в ОАК, а информацию об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия — в палаты Федерального Собрания.
О проекте МС-21
МС-21 — разрабатываемый Объединенной авиастроительной корпорацией (в нее входит «Иркут») самолет среднемагистрального класса. Предполагается выпускать две его версии — МС-21-200 (от 132 до 165 мест) и МС-21-300 (от 163 до 211 мест).
Сейчас разрабатывается только самолет МС-21-300, в конце мая 2017 года он совершил первый полет.
Первые поставки самолета запланированы на 2019 год, старт серийного производства — на 2018 год.