Среднюю скорость включат в ПДД 1 сентября 2024 года. Что со штрафами
Содержание:
Определение средней скорости введут в ПДД 1 сентября 2024 года
Понятие о средней скорости появится в ПДД с 1 сентября 2024 года: с этого момента водители должны будут соблюдать эту норму. Как это работает и когда вернутся штрафы ГИБДД
Нормы об обязательном соблюдении автомобилистами средней скорости на дорогах должны заработать в России с 1 сентября 2024 года.
Соответствующий проект изменения в ПДД подготовил Минтранс: ранее предполагалась, что среднюю скорость впишут в ПДД уже с 1 марта 2024 года. Следующим шагом должен стать возврат штрафов за превышение средней скорости — для этого нужно будет внести поправки в КоАП. Водители уже получали такие штрафы в период с 2013 по 2021 год, после чего в ГИБДД перестали оформлять постановления. Что такое средняя скорость, как ее соблюдать и какие штрафы ждут автомобилистов — в материале Autonews.ru.
Что такое средняя скорость
Минтранс России предлагает определить в Правилах дорожного движения термин «средняя скорость движения транспортного средства» и обязанность не превышать ее, объяснили Autonews.ru в ведомстве. Определение средней скорости движения транспортного средства в ПДД должно звучать следующим образом: «значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка».
Получается, что теперь водителей обяжут соблюдать не обычную установленную скорость движения, но и среднюю. Для этого в пункте 10.1. правил фраза «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения» будет дополнена словами «в том числе средней».
Согласно пояснительной записке к документу, эта норма поможет снизить риск возникновения ДТП, связанных с превышением скорости движения. Также она нужна для повышения безопасности дорожного движения, особенно в малонаселенных районах.
Какие штрафы и когда водителей начнут наказывать
Появление средней скорости в ПДД станет первым этапом к введению штрафа за ее нарушение. Об этом ранее Autonews.ru говорили в пресс-службе Минтранса. «Введение ответственности за нарушение средней скорости — это следующий этап, сейчас необходимо определиться с терминологией. При подготовке предложений в КоАП, а также в требования к размещению камер для фиксации таких нарушений будут учтены все поступившие предложения и вопросы», — говорили в ведомстве.
До 2019 года водителей штрафовали согласно нормам о «мгновенных» превышениях: к примеру, за превышение на 20–40 км/ч — на 500 руб., на 40–60 км/ч — на 1 тыс. руб., за превышение на 60–80 км/ч — на 2,5 тыс. руб., за превышение на более 80 км/час — на 5 тыс. руб. Опрошенные Autonews.ru юристы и участники отрасли уверены, что в случае возврата штрафа нормы останутся аналогичными.
Зачем вообще фиксировать среднюю скорость
Контроль средней скорости нужен для того, чтобы водители на протяжении всего пути ехали ровно, без резких ускорений и оттормаживаний перед очередной дорожной камерой. Так, поскольку камеры будут оценивать общую скорость автомобилиста за пройденный участок пути, превышения и торможения теряют смысл для тех, кто таким образом пытается избежать штрафа за нарушение. Об этом Autonews.ru заявили в ассоциации производителей дорожных камер «Око». Там уточнили, что такой контроль помогает гармонизировать скорость потока, нивелировать «эффект кенгуру», который может приводить к ДТП из-за неожиданного резкого торможения попутных автомобилей.
Также контроль средней скорости помогает бороться с «мигрирующими» аварийно-опасными участками. Как объяснили в «Око», такие отрезки невозможно закрыть с помощью установки камер на мгновенную скорость, так как после установки камеры они не исчезают, а перемещаются на несколько сотен метров от камеры. В случае применения средней скорости весь аварийно-опасный участок находится под контролем.
Как добавили в «Око», контроль средней скорости позволяет убирать «рваный» режим движения с дорог и обеспечивает равномерность автомобильного потока. Протяженность контролируемого участка при этом может быть любой — и 1 километр, и 5–10 километров. При этом контроль средней скорости обеспечивает соблюдение ПДД водителями на протяженных участках дорог. Дисциплинируя автомобилистов и «успокаивая» транспортный поток, метод контроля средней скорости ускоряет процесс снижения ключевых показателей аварийности — количество ДТП, погибших и раненых.
Как будут фиксировать водителей
С технической точки зрения препятствий для возобновления контроля средней скорости на дорогах нет и методику работы уже установленных камер менять не придется. Технология работает так: на одном отрезке пути включают два синхронизированных комплекса фотовидеофиксации. Они распознают госномер автомобиля и точное время проезда в начале и в конце контролируемого участка. При этом комплекс, расположенный в конце участка, вычисляет скорость, с которой автомобиль его преодолел. В комплексах фотовидеофиксации, которые фиксируют так называемую «мгновенную» скорость, измерения происходят точно так же.
Во всех тендерах требуют среднюю скорость
Производители дорожных камер рассказали Autonews.ru, что полностью готовы к возвращению фиксации средней скорости. По их словам, во всех тендерах на госзакупки таких устройств обязательным условием заказчики указывают возможность фиксации средней скорости.
«Программное обеспечение у всех производителей готово. Только щелкнешь, фиксацию сразу включим. В тендерах на госзакупки обязательное требование — фиксация средней скорости», — отметил эксперт компании-разработчика дорожных камер из Перми.
Представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов (производитель комплексов «Автоураган», «Паркрайт») также подтвердил, что все современные устройства в настоящее время готовы к фиксации средней скорости.
Почему ранее эту фиксацию отменили
В 2019 году Верховный суд указал, что в подобных постановлениях должно быть указано время и точное место совершения нарушения.
Согласно материалам дела, поводом для разбирательства стало обращение жителя Смоленской области Николая Баусова. 17 августа 2018 года он ехал на своем Volkswagen Tiguan по трассе М-1. Между городами Сафоново и Вязьма скорость замерили между двумя камерами типа «Бумеранг»: система вычислила превышение на 25 км/ч (115 км/ч вместо положенных 90 км/ч). ГИБДД вынесла постановление, указав местом совершения правонарушения участок дороги протяженностью более 70 км. Баусов пожаловался на необоснованность решения сначала в Вяземский районный суд Смоленской области, затем в Смоленский областной суд, но отменить штраф не смог. В 2019 году водитель обратился в ВС, который встал на его сторону. В итоге в 2021 году в ГИБДД перестали оформлять постановления.
В дальнейшем профильные ведомства пытались вернуть фиксацию на дороги, однако безуспешно. Как ранее писал Autonews.ru, поручение МВД, Минюсту и Минтрансу прописать меру ответственности в проекте нового КоАП несколько лет назад давал вице-премьер Марат Хуснуллин.
Изменения в КоАП должны были быть готовы до 20 сентября 2021 года, но в опубликованном проекте КоАП эта норма так и не появилась.
В каких регионах штрафовали за среднюю скорость
Технология измерения средней скорости уже применялась в разных регионах России с 2013 года. Например, такие штрафы водители получали в Москве, Московской, Самарской, Смоленской, Воронежской областях и в Татарстане. В Московской области с 2019 по 2021 год функционировало 174 участка средней скорости общей протяженностью 588,2 км.