Скорость и ремни. За что чаще всего штрафуют водителей с помощью камер
Содержание:
Количество фиксаций нарушений ПДД дорожными камерами выросло на 20% — до 221 млн
Количество оформленных штрафов за нарушения ПДД с помощью дорожных камер выросло на 20%. По итогам 2023 года водители получили почти 221 млн постановлений: в МВД назвали самые частые нарушения
Водители в России стали получать значительно больше штрафов с камер за нарушения ПДД. Согласно статистике, которой поделились в Научном центре безопасности дорожного движения МВД, абсолютное большинство постановлений о нарушениях на дорогах в 2023 году инспекторы ГИБДД оформили на основе данных с камер — 221 млн. Это 92% от общего количества оформленных штрафов. Как добавили в ведомстве, количество фиксаций таким образом увеличилось на 20,3% — это максимальный темп роста за несколько лет. Разбираемся, сколько сейчас камер на дорогах России, какие нарушения они фиксируют чаще всего и за какие новые составы водителей начали наказывать совсем недавно.
Сколько камер на дорогах России в 2024 году
В 2023 году количество стационарных комплексов фото-видеофиксации увеличилось до 25,2 тыс. (+9,8%). Передвижных стало меньше — до 3,1 тыс. (-1,2%). Кроме того, стало больше камер, которые размещают прямо на бортах автомобилей ГИБДД — например, в мигалках, а также на специализированном транспорта: их количество выросло до 900 (+6,3%).
Количество комплексов фото-видеофиксации в России, источник — МВД России
При этом в 2023 году возросло количество нарушений в сфере БДД, выявленных в автоматическом режиме, в расчете на один комплекс. В среднем на каждую камеру в России пришлось 7,6 тыс. нарушений, что стало максимальным значением за несколько лет.
Какие нарушения ПДД чаще всего фиксируют камеры
Дорожные комплексы преимущественно настроены на фиксацию следующих нарушений ПДД:
- превышения скорости (70,4%)
- выезд в нарушение ПДД на полосу встречного движения (14,1%)
- нарушение требований дорожных знаков и разметки (11,9%),
- проезд на запрещающий сигнал светофора (11,2%).
В 2023 году водители чаще всего получили штрафы с камер за следующие нарушения:
Административные правонарушения, выявленные с помощью дорожных камер. Источник — МВД России
В МВД также объяснили, за какие нарушения чаще всего штрафуют камеры, а за какие — лично ловит инспекторы ГИБДД.
Среди всех выявленных нарушений конкретного вида в автоматическом режиме камеры фиксируют:
- подавляющее большинство фактов превышения скорости и движения по полосе для общественного транспорта (ч. 1.1 и 1.2 ст. 12.17 КоАП);
- нарушения правил движения по автомагистрали (ст. 12.11 КоАП);
- несоблюдение требований дорожных знаков и разметки (ст. 12.16 КоАП);
- проезда на запрещающий сигнал светофора или выезд за стоп-линию (ст. 12.12 КоАП),
- нарушения водителем правил пользования телефоном (ст. 12.36.1 КоАП),
- нарушение правил применения ремней безопасности (ст. 12.6 КоАП),
- нарушения правил расположения ТС на проезжей части, в том числе связанного с выездом на «встречку» (ст. 12.15 КоАП);
- нарушения правил пользования внешними световыми приборами (ст. 12.20 КоАП);
- нарушения правил маневрирования (ст. 12.14 КоАП).
За что чаще всего ловят сами инспекторы ГИБДД
На дорогах России в живом режиме по итогам 2023 года сотрудники полиции оформили 19,1 млн постановлений о штрафах — это на 7% меньше, чем в 2022 году. Среди всех нарушений в сфере БДД, пресеченных сотрудниками полиции «в ручном режиме», наиболее массовым по-прежнему является нарушение правил применения ремня безопасности или мотошлема (ст. 12.6 КоАП).
В 2023 году по этой статье возбудили 2,84 млн дел об административных правонарушениях. Это 14,9% среди всех нарушений в сфере БДД, пресеченных непосредственно сотрудниками полиции.
Долевое соотношение нарушений в сфере БДД, выявленных в автоматическом режиме дорожными комплексами и тех, что лично зафиксировали сотрудники полиции в 2023 году. Источник — МВД России
По фактам управления ТС с неисправностями, при которых запрещена их эксплуатация (ст. 12.5 КоАП, которая в том числе включает и глухую тонировку), инспекторы ГИБДД лично возбудили 2,83 млн (14,8%) дел об административных правонарушениях.
За поездки на незастрахованном по ОСАГО транспорте инспекторы поймали 2,1 млн водителей: (10,8%) дел об административных правонарушениях. Среди всех пресеченных нарушений удельный вес таких фактов снизился по сравнению с предшествующим годом.
Что касается нетрезвого вождения, то в 2023 году возбудили более 440 тыс. дел, связанных с управлением автотрансопртом водителями с признаками опьянения. На протяжении нескольких последних лет прослеживается снижение количества возбужденных дел по фактам таких нарушений.
Снижение общего количества фиксаций нарушений лично инспекторами ГИБДД капитан полиции в отставке и основатель профессионального сообщества «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов объяснил нехваткой сотрудников.
«Падает количество нарядов, постоянные «некомлекты», сотрудников на дорогах меньше. Во многих регионах причем просто запретили оформлять мелочевку. То есть невключеный свет, забытые документы и так далее. И статей, по которым проще оформить нарушение ПДД, стало меньше. Ну и общее количество упало. В ст. КоАП 12.5 входит тонировка, ее тоже часто выявляем. Одновременно с этим ремни безопасности все-таки на БДД влияет прямо и его проще заметить и оформить. Пьяных тоже сложно выявить — поэтому этих нарушений и не так много», — сказал Ильинов.
Новые виды нарушений, которые начали фиксировать камеры
С расширением возможностей комплексов ФВФ увеличилось количество некоторых нарушений, выявленных с их использованием.
Так, количество нарушений, связанных с несоблюдением правил применения ремней безопасности, по сравнению с 2022 годом выросло почти в два раза: с 4,7 млн до 8,2 млн. В МВД напомнили, что с 2023 года в автоматическом режиме в России начали выявлять неиспользование ремня безопасности не только у водителя, но и у переднего пассажира. За это водителей наказывают по ст. 12.6 КоАП — она предполагает штраф 1000 руб.
По сравнению с предшествующим годом более чем в 10 раз возросло количество выявленных таким способом нарушений правил пользования световыми приборами (ст. 12.20 КоАП РФ) — с 34,3 тыс. до 374,8 тыс.
Почти в 7 раз увеличилось количество выявленных в автоматическом режиме нарушений правил движения по автомагистрали (ст. 12.11 КоАП РФ) — со 120,2 тыс. до 810,5 тыс. Практически все нарушения данного вида связаны с движением по автомагистрали на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн далее второй полосы (ч. 2) 1.
Количество нарушений, связанных с несоблюдением правил применения ремней безопасности (ст. 12.6 КоАП РФ), по сравнению с предшествующим годом выросло почти в 2 раза (с 4,7 млн до 8,2 млн). Следует отметить, что с 2023 года в автоматическом режиме стало выявляться неиспользование ремня безопасности пассажиром, за что водитель также привлекается к административной ответственности по ст. 12.6 КоАП.
Как объяснили Autonews.ru представители ряда компаний-разработчиков устройств, функционал и возможности камер постоянно расширяются, в том числе, за счет обучения нейросети. Так, как отметил директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики ГК «Урбантех» Александр Домбровский, комплексы фотовидеофиксации уже несколько лет умеют распознавать невключенные фары. По его словам, технология популярна во многих регионах и используется практически во всех крупных городах, в частности в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Волгограде, Омске и других. Для распознавания этого вида нарушений ПДД как раз и применяется нейросетевая обработка данных.
Говоря про фиксацию непристегнутых ремней, участник отрасли ответил, что для этого нейросеть обучали более чем на полумиллионе эталонных изображений с признаком нарушения ПДД и без него. «Такие фотоматериалы объединяются в датасеты. Затем сеть тестируется на новых изображениях, и, если она показывает точность распознавания, значит, она готова к использованию», — сказал Домбровский.
В свою очередь эксперт в области фото-видеофиксации Григорий Шухман в беседе с Autonews.ru заявил, что камеры должны служить «хирургическим инструментом по точечному выявлению реальных нарушителей».
«Однако вместо того, чтобы в каждом случае фиксации проверять и доказывать отсутствие ошибок, как того и требует законодательство, правоприменители перелагают выявление и попытку доказательства ошибок на самую незащищенную сторону — водителей, — считает Шухман. — Отсюда постоянный рост числа комплексов и составов контролируемых нарушений, в том числе все более субъективных в оценке, таких как ремень и телефон».
Эксперт признал, что такие нарушения влияют на БДД. Но при этом отметил, что если на снимке не видно ремня, это не всегда означает, что водитель не пристегнулся, а рука водителя около лица не означает, что в руке телефон.