Штрафы за среднюю скорость стали ближе. Что изменится в 2024 году
Содержание:
Законопроект о внесении в ПДД понятия о средней скорости прошел публичные обсужд
С 1 марта 2024 года в ПДД добавят понятие о средней скорости и необходимости ее соблюдения. Соответствующий проект постановления правительства прошел этап публичных обсуждений. Следующим этапом станет введение штрафов
На дорогах появились инспекторы ВАИ. Какие у них полномочия Техосмотр 27 января Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям Запчасти 8 июня В них лучше не врезаться. На что теперь не хватит полиса ОСАГО Новости 25 ноября 2022 Германия отреагировала на запуск завода «Москвич»
Проект постановления о поправках в ПДД для официального введения в России понятия средней скорости прошел стадию публичных обсуждений на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Автором документа выступил Минтранс России, соисполнителем указан Росавтодор. В случае принятия поправок изменения вступят в силу 1 марта 2024 года: разбираемся, что такое средняя скорость, почему отменили штрафы за ее несоблюдение и когда они снова появятся.
Как понятие о средней скорости пропишут в ПДД
Определение средней скорости движения транспортного средства в ПДД будет звучать следующим образом: «значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка».
Также автомобилистов в ПДД отдельно обяжут соблюдать не просто установленную скорость движения, но и среднюю. Так, в пункте 10.1. правил фраза «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения» будет дополнена словами «в том числе средней».
Одной из целей утверждения понятия о средней скорости, согласно документам, стало «уменьшение риска возникновения ДТП, связанных с превышением скорости движения. Повышение безопасности дорожного движения, особенно в малонаселенных районах».
Как будут высчитывать превышение средней скорости и когда начнут штрафовать
Согласно ответу пресс-службы Минтранса России, средняя скорость определяется отношением пройденного расстояния к затраченному времени — высчитывать ее будут дорожные камеры. В ведомстве отметили, что все камеры фотовидеофиксации, которые применяются в рамках госконтроля, являются средствами измерений и фиксируют дату и время события.
«Вычисление средней скорости будет обеспечено отдельным программным обеспечением на основании данных с камер в начале и в конце контролируемого участка», — сказали в Минтрансе. При этом местом совершения нарушения предложено считать место установки последней камеры, с помощью которой выявлено нарушение. Таким образом, фиксация будет считаться проведенной в конкретной точке на территории конкретного субъекта.
Согласно разъяснениям Минтранса, после вступления проекта в сиу следующим шагом станет определение правил фиксации и административной ответственности. Там отметили, что соответствующий проект внесут в Госдуму в установленном порядке после принятия изменений в ПДД. Пока в Минтрансе не говорят о возможных размерах штрафов, однако принимавшие участие в обсуждении проекта эксперты считают, что наказание оставят аналогичным, как и за превышение «моментальной» скорости. То есть, к примеру, 500 руб. за превышение на 20-40 км/ч, 1000-1500 руб. за превышение 40-60 км/час и т.д.
Камеры придется перевесить
О том, что операторы и разработчики дорожных камер готовятся к возврату фиксации средней скорости на дорогах Autonews.ru рассказал руководитель компании «Астралаб» (специализируется на разработке и установке комплексов) Сергей Ласкин.
«Мы все ждем решения этого вопроса. Сначала фиксацию средней скорости разрешали не везде, потом после постановления Пленума Верховного суда эту фиксацию отменили. Потом она вновь полузаконно появлялась и штрафы оформляли. И сейчас все идет к тому, что фиксацию скоро запустят. Для автомобилистов это будет серьезным испытанием. Весь отрезок дороги придется ехать с одинаковой скоростью», — сказал Ласкин.
Он отметил, что сейчас данные о новых камерах оперативно появляются в электронных навигаторах и специальных приложениях, однако в случае с фиксацией средней скорости, по мнению эксперта, водителям они уже не помогут избежать штрафа за скорость.
«Сейчас водители, используя приложения, могут оттормозиться перед камерой и после нее опять разогнаться. Теперь так не получится. Все подконтрольные таким камерам участки придется ехать с одинаковой скоростью. Но на таких дорогах должен быть один въезд и выезд и один скоростной режим. Так, если скоростной режим будет скакать от 60 км/час до 90 и обратно, то странно считать эту скорость. Часть камер придется перевесить. Автомобилистам придется быть максимально внимательными и не торопиться, чтобы избежать штрафов», предупредил Ласкин.
Почему вообще отменили штрафы за среднюю скорость
Штрафы за среднюю скорость в России начали выписывать с 2013 года — никаких изменений в законодательстве для введения такой фиксации не проводили. Выписывали штрафы согласно обычной статье КоАП за превышение средней скорости. Однако в 2019 году получивший такой штраф автомобилист дошел до Верховного суда в надежде его отменить. Так, в объектив камеры «Бумеранг ВС0001/17-8», замеряющей среднюю скорость, водитель Николай Баусов на своем Volkswagen Tiguan попал, путешествуя по Смоленской области 17 августа 2018 года. Камеры сфотографировали его в период с 19 часов 05 минут по 19 часов 41 минуту на участке с 297-го км (город Сафонов) по 226-й км (город Вязьма) автодороги М-1 «Беларусь» в Смоленской области.
Между городами Сафоново и Вязьма скорость замерили между двумя камерами типа «Бумеранг»: система вычислила превышение на 25 км/ч (115 км/ч вместо положенных 90 км/ч). ГИБДД вынесла постановление, указав место совершения правонарушения участок дороги протяженностью более 70 км (226–227 км). Баусов пожаловался на необоснованность решения сначала в Вяземский районный суд Смоленской области, затем в Смоленский областной суд, но отменить штраф не смог. В 2019 году водитель обратился в ВС и тот отправил дело обратно на рассмотрение нижестоящей инстанции. А решение ВС стало поводом для прекращения такого вида фиксациию
Как указано в решении ВС, автомобиль мог двигаться по иному маршруту. «То есть, проехав первую камеру видеофиксации без превышения скоростного режима, заявитель мог проследовать на иной участок дороги (объездная дорога, дублер) и выехать на автодорогу перед второй камерой видеофиксации, которую он проехал без превышения установленной скорости, — говорится в документе. — Часть времени транспортное средство могло не двигаться (быть припарковано), а участок автодороги между установленными камерами преодолеть с большей скоростью, чем указано в постановлении». Все эти версии судебные инстанции не проверяли и оценивали. Также Верховный суд указал, что в таких постановлениях отсутствует указание точного времени и места правонарушения.
Зачем нужны эти изменения
Предложенные Минтрансом изменения, как отметили в ассоциация производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «Око», позволят учесть позицию Верховного суда. «Местом совершения правонарушения будет являться место нахождения второго комплекса фотовидеофиксации. Также по второму комплексу будет определяться и время нарушения», — считают в «Око».
Там добавили, что с технической точки зрения препятствий для возобновления контроля средней скорости на дорогах нет и методику контроля менять не придется. Так, как пояснили операторы, технология измерения заключается в использовании на одном отрезке пути двух синхронизированных комплексов фотовидеофиксации, которые распознают госномер автомобиля и точное время проезда в начале и в конце контролируемого участка. При этом комплекс, расположенный в конце участка, вычисляет скорость, с которой автомобиль его преодолел. В комплексах фотовидеофиксации, которые фиксируют так называемую «мгновенную» скорость, измерения происходят точно так же.
«В целом, если мы измеряем скорость транспортного средства на участке дороги, то его скорость всегда будет «средней», а вот «мгновенной» скорости не бывает, поскольку скорость — величина динамическая, измеряемая исключительно на отрезке пути, который, согласно формуле, и делится на время, потребовавшееся автомобилю на преодоление этого расстояния», — сказали в ассоциации.
Проще говоря, как пояснили эксперты, и до, и после принятия поправок Минтранса, нарушение скоростного режима выявлялось путем расчета той самой «средней» скорости. Разница лишь в длине контролируемого участка и количестве комплексов фотовидеофиксации, принимающих участие в проведении замеров. То есть единичные камеры тоже измеряют среднюю скорость, но на очень малом отрезке пути, например, один метр. При использовании метода контроля средней скорости это расстояние равно сотням метров.