Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

«Серым пунктам развязали руки». Почему процветают техосмотры с фотошопом

Операторы пожаловались на слабый контроль за поддельным техосмотром

На активизацию серых пунктов техосмотра, которые выдают диагностические карты водителям удаленно, пожаловались участники рынка. Разбираемся, с чем это связано и как сейчас ГИБДД аннулирует и наказывает за липовые карты


            «Серым пунктам развязали руки». Почему процветают техосмотры с фотошопом

На дорогах появились инспекторы ВАИ. Какие у них полномочия Закон и ПДД 21 октября 2022 Что значит режим повышенной готовности для водителей: кого точно проверят Запчасти 8 июня В них лучше не врезаться. На что теперь не хватит полиса ОСАГО Техосмотр 27 января Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям

С фактической невозможностью проводить проверки и пресекать работу операторов техосмотра, которые оформяют подозрительные и предположительно отфотошопленные карты, столкнулись в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Об этом Autonews.ru заявили в Союзе операторов технического осмотра. Речь идет о картах техосмотра, которые некоторые недобросовестные операторы оформляют автомобилистам удаленно с помощью программ редактирования фото — без заезда на пункты диагностики. Участники рынка объяснили это переходным периодом в отрасли. 

Разбираемся, какие изменения ждут техосмотр совсем скоро, что им мешает и как сейчас в ГИБДД аннулируют липовый техосмотр.

Контролировать работу пунктов техосмотра будут по-новому

До недавнего времени аккредитацией, контролем, оформлением штрафов и принятием решений об отзыве лицензий у недобросовестных операторов занимались именно в РСА. Однако летом 2023 года в Госдуму на рассмотрение поступил законопроект о передаче этих полномочий от РСА в пользу Росаккредитации. Эту идею также поддержали в Центробанке.

На рядовых автомобилистов, которые до сих пор обязаны в ряде случаев проходить проверку и оформлять диагностические карты, такие изменения напрямую не повлияют: однако с точки зрения контроля за оформлением «серых» диагностических карт, а также оформленных с помощью фотошопа документов эксперты ожидают от Росаккредитации более жестких действий. В самом ведомстве уже пообещали использовать камеры и нейросеть для борьбы с выдающими дистанционно диагностические карты пунктами. Следовательно, оформить «серые» карты для водителей должно стать сложнее.

Однако сам документ еще не принят, а сроки вступления в силу также до конца не определены — по одному из вариантов изменения начнут действовать с 1 сентября 2023 года. Теоретически, к этому времени в РСА должны передать все данные в Росаккредитацию. Как объяснили Autonews.ru источники в отрасли, одним из вариантов организации всего процесса передачи может стать установление некого переходного периода до 1 марта 2024 года. И до этого момента РСА может продолжить работу с аккредитаций пунктов. Ранее в Росаккредитации предполагали, что документ может вступить в силу 1 марта 2024 года или 1 сентября 2024 года.

При этом из-за плавающих формулировок в законе, который разрабатывали еще в 2021 году, фактически участники рынка столкнулись с периодом безвременья. Как рассказали в Союзе операторов технического осмотра, оказалось, что сейчас контролировать операторов уже некому — у РСА такой возможности уже нет, а у Росаккредитации она пока не появилась. Это подтвердил Autonews.ru и источник в отрасли — по его словам, в ГИБДД продолжают отправлять данные об аннулированных ими диагностических картах в РСА, только там с ними делать ничего не могут. Autonews.ru обратился в РСА с запросом по текущей ситуации, но ответа не поступило.

Как добавил глава союза Максим Бурдюгов, к дополнительным сложностям при проверках подозрительных пунктов техосмотра привело принятие постановления правительства № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», которое значительно ограничило проведение контрольных (надзорных) мероприятий в 2022-2023 годах. По его словам, вместо штрафов и отзыва сертификата нарушителям сейчас грозит максимум предупреждение, поэтому они продолжают свою работу.

«Вся эта ситуация в целом развязала руки операторам, которые занимаются фальсификацией, — заявил Бурдюгов. — Однако тем же РСА закрыть такие организации непросто — если они приезжают на проверку и пункт соответствует всем требованиям, они просто ничего не могут сделать. Я считаю, что контролем тут должны заниматься именно в ГИБДД: если эта данная структура в полном объеме использовала свои полномочия и исполняла обязанности, то фальсификация сведений была сведена к нулю. Потому как выданные карты можно мгновенно аннулировать, а в отношении собственника — возбуждать бы уголовное производство по ст. 327 УК за использование заведомо подложного документа».

Читать также:
Если бы эти автомобили пошли в серию, иномарки были бы не нужны. Фото

В свою очередь, представитель Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр заявил Autonews.ru, что ему известно о практике, когда одни пункты техосмотра жалуются на другие в ГИБДД. Именно так, по его мнению, в основном инспекторы и выявляют тех, кто оформляет липовые карты.

«После таких жалоб начинаются проверки и, действительно, инспекторы выявляют те самые «летающие автомобили», — сказал Хайцеэр. — При этом есть и пункты, которые работают честно, и те, кто оформляет техосмотр на любые «развалюхи». И это действительно проблема — на дорогах появляется все больше автомобилей, которые не соответствуют нормам безопасности. При этом на дорогах инспекторы ГИБДД не могут их проверить, разве что во время облав на таксистов и специальных рейдов, когда они проверяют техсостояние автомобилей. Но эти явления редки».

Решить проблему с «обелением» техосмотра эксперт предложил с одной стороны упростив параметры для его успешного прохождения, а с другой — усилив контроль за соблюдением этих норм.

Как в ГИБДД аннулируют техосмотр и что за это грозит

В МВД России на запрос Autonews.ru о количестве аннулированных в 2023 году диагностических картах не ответили, сославшись на отсутствие такой статистики. При этом там подробно объяснили, в каких случаях оформившим «серую» диагностическую карту водителям могут ее аннулировать и какие санкции могут в таком случае последовать.

Там рассказали, что в регистрационных подразделениях ГИБДД проверяют наличие диагностических карт в том числе в случае:

  • постановки на государственный учет автомобиля старше четырех лет;
  • совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца автомобиля старше четырех лет;
  • совершения регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и (или) заменой основного компонента в транспортном средстве (например, при замене мотора или переводе автомобиля на газ, — ред.).

Там добавили, что привозить бумажную диагностическую карту не обязательно: проверить ее наличие сотрудники ГИБДД могут при обращении в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО).

«При отсутствии информации о наличии диагностической принимается решение об отказе в совершении регистрационных действий», — отметили в МВД.

Там уточнили, что если действительность карты вызывает вопросы, то по этому факту возбуждается проверка, а порядок аннулирования такого документа установлен Правилами проведения технического осмотра транспортных средств.

Согласно позиции МВД, для принятия решения об аннулировании диагностической карты необходимо доказать сам факт административного нарушения.

К доказательствам нарушения, в том числе, могут быть отнесены:

  • результаты анализа записей камер видеонаблюдения или средств автоматической фиксации административных правонарушений, а также сведений, полученных в Ространснадзоре, согласно которым автомобиль в момент проведения технического осмотра находился в другом месте;
  • объяснение владельца ТС и технического эксперта, подтверждающее, что автомобиль на момент получения карты техосмотра был неисправен или же на техосмотр фактически не приезжал;
  • результаты криминалистического исследования фотоизображений, содержащихся в ЕАИСТО, имеющих признаки видоизменения с использованием графического редактора.

«В течение трех рабочих дней со дня аннулирования диагностической карты, об этом информируется профессиональное объединение страховщиков, а также собственник автомобиля», — сообщили в МВД России.

Там напомнили, что за управление незарегистрированным в установленном порядке автомобилем предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 12.1 КоАП — это штраф 500-800 руб.

Ранее в ГИБДД Москвы объясняли, что если карта техосмотра вызывает у сотрудника ГИБДД вопросы, по этому факту проводится проверка наличия в действиях оператора технического осмотра и его должностных лиц состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.4.1 КоАП «Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств». Согласно нормам этой статьи, оформившему липовый техосмотр юрлицу грозит штраф 200-300 тыс. руб.

Важно, что в проведении регистрационных действий в отношении такого автомобиля, даже если техосмотр вызывает подозрение, инспекторы не отказывают. Но проблемы могут возникнуть уже потом. «После принятия решения о привлечении оператора технического осмотра к административной ответственности по ст. 14.4.1 КоАП диагностическая карта аннулируется в установленном порядке», — предупредили в ГИБДД по Москве.

При этом в ряде случаев регистрация автомобиля ГИБДД на этом основании в ведомстве также прекращают.

Autonews.ru направил дополнительные запросы в Росаккредитацию и МВД России.