Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

«Рынок живой»: что будет с продажами автомобилей в России в 2023 году

Появление новых 5-7 автобрендов, включая китайские, снижение цен на фоне роста параллельного импорта и бум продаж электрокаров: что ждет российский авторынок в 2023 году и как он пережил 2022-й


            «Рынок живой»: что будет с продажами автомобилей в России в 2023 году

Можно ли пить корвалол за рулем? Отвечают врач и юрист Транспортный налог 1 декабря 2022 Водителей предупредили про уплату транспортного налога: сколько платить Рынок 9 ноября 2022 Дилеры привезут любую машину под заказ. Но что будет с гарантией Дилеры 17 ноября 2022 «Вы что, какая гарантия?!» Как дилеры теперь продают новые автомобили

Продажи новых автомобилей в России по итогам 2022 года рухнули на 58,8%: за 12 месяцев брендам удалось реализовать 687 370 машин против прогнозируемых в январе 2022 года 1,3 млн единиц. Такие данные назвали в Комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Несмотря на драматическое сокращение авторынка в 2022 году и его «архаичное состояние», в АЕБ считают, что в 2023 году ситуация будет улучшаться. Разбираемся, какие тренды определяли авторынок в прошедшем году и к чему готовиться в наступившем.

Китайцы догоняют лидирующий АвтоВАЗ

К началу 2023 года в России автомобилисты не досчитались значительного количества машин популярных брендов. Например, полностью ушли из России Renault, Nissan, Infiniti, Ford. Прекратили производство Mazda, Mercedes-Benz, BMW. Заморозили свое присутствие и заводы все представленные бренды из Volkswagen Group, а также Kia и Hyundai, Stilantis, Mitsubishi и другие. При этом все они успели продать определенное количество автомобилей, хотя падение продаж по отдельным брендам составило 80-100%. При этом появились и новые игроки, которые освежили статистику АЕБ, например, российская марка электромобилей Evolute и премиальное подразделение концерна Chery — бренд Omoda. Продукция завода «Москвич» в статистику 2022 года не попала — скорее всего, дело в том, что в прошлом году дилеры только начали прием заказов. Также продажи в 2022 году начал новый китайский бренд Voyah — возможно, он пока не стал членом АЕБ и не успел предоставить нужную статистику.

Из 687 370 проданных в России автомобилей 81 060 шт., или 11,8% составили легкие коммерческие машины, 334 933 шт., или 48,7% — внедорожники, также итоговый показатель учитывает 840 электрокаров. При этом представленные показатели учитывают только официальные каналы продаж. В таком случае логично предположить, что большинство электромобилей реализовал новый российский бренд Evolute.

Также стоит напомнить, что ряд дилеров в течение 2022 года рассказывал о поступлениях партий из 4-5 тыс. «параллельных» автомобилей, кроме того, активизировались и частные перевозчики. Значит, новых машин в итоге было продано заметно больше. Однако оценивать влияние и количество ввезенных автомобилей по параллельному импорту как дилерами, так и частниками в АЕБ планируют начать только в 2023 году: для этого планируется использовать в подсчетах данные о количестве регистраций машин и получения ЭПТС от организации «Электронный паспорт».

Звание самого популярного автобренда в России по итогам 2022 года сохранил АвтоВАЗ: под маркой Lada было продано 188 645 машин, при этом падение составило 46% (- 350 714 единиц). Компания была вынуждена временно остановить производство весной, но после вновь начала выпускать Granta, Niva Legend и Niva Travel. Однако пока упрощенные — без ABS.

Оценивая данные по продажам последних лет, эксперты ранее указывали на возможные риски для Lada по потере лидерства из-за наступления корейский Kia или Hyundai. Результаты 2022 года показали, что такие предположения были оправданы: даже после полной остановки производства в первой половине года, Kia и Hyundai заняли второе и третье места по продажам с результатом 66 095 (-68%) и 54 811 (-67%) единиц. Можно только догадываться, на какие объемы могли бы выйти корейцы, если бы заводы продолжали работать. Однако в новом году конкуренции со стороны этих брендов пока не ожидается — производственные площадки по-прежнему стоят.

На четвертом месте с результатом 42 110 (-25%) оказался ГАЗ, который продает коммерческие автомобили. А начиная с пятого места в рейтинге начинается самое интересное: так, в пятерку лидеров попал бренд Chery показавший прирост 4% — до 38 497 проданных машин. На шестом месте оказался ушедший из России Renault, который успел продать 39 578 машин (-70%), причем остатки моделей до сих пор есть у дилеров. Также в список вперемешку с «замороженными» брендами, от многих из которых в 2023 нет смысла ожидать высоких результатов, с хорошими показателями на фоне упавшего рынка показали Haval (33 642 машин, -14%), Geely — 24 419 (-1%), Exeed (13 686 машин, +264%), Changan — 5 627 машин (-1%).

Читать также:
Четыре российские компании поддержали решение об индексации утильсбора

В 2023 году появятся новые бренды и вырастет параллельный импорт

Согласно прогнозам АЕБ, в 2023 году в России будет продано 770 тыс. новых автомобилей, включая легковой коммерческий транспорт. Это на 12% больше, чем в 2022 году. При этом в АЕБ в этот прогноз не заложили те дополнительные объемы поставок новых машин в Россию, которые приедут по параллельному импорту. Это означает, что итоговые показатели должны оказаться выше. Так, в Комитете признали, что ввоз автомобилей по параллельным и другим неофициальным каналам в текущей ситуации нельзя не учитывать и без отражения этих данных составить общую картину просто не получится.

Председатель Комитета АЕБ Алексей Калицев при этом не исключил, что появление на рынке большего количества альтернативных предложений по параллельному импорту должно привести к снижению цен на автомобили, которые за недавнее время значительно выросли.

Еще один новый тренд, который спрогнозировали эксперты для российского авторынка в текущем году, приход новых брендов. По мнению Калицева, в стране появятся минимум 5-7 новых игроков, в том числе, из Китая. При этом сложившуюся ситуацию на авторынке России, включаю доставку автомобилей и организацию продаж автодилерами Калицев назвал архаичной и постоянно изменяющейся. Одновременно с этим представитель АЕБ назвал российский авторынок «емким», а объемы автопарка — «огромными». Он указал на то, что у россиян есть потребность в смене автомобиля, кроме того, значительно развиваются продажи на вторичном рынке, а также использование различных сервисов для аренды машин. Кроме того, по оценке представителя отрасли, в России в 2023 году ожидается резкий рост продаж электрокаров — до 15-16 тыс. штук. При этом, по его словам, при покупке таких автомобилей обязательно должны действовать госпрограммы по стимулированию спроса. Такие, как льготное автокредитование, по которому можно получить скидку 30% от стоимости машины на первый взнос.

«Без господдержки электрокары в России покупать не будут», — считает Калицев. При этом, как уже ранее заявляли в Минпромторге, такие программы в 2023 году будут перезапущены.

«Рынок живой», — резюмировал Калицев. Он отказался делать прогнозы о том, кто из временно замороженных брендов может вернуться к работе в полную силу, а также называть основные факторы, влияющие на подобные решения в силу глобального масштаба таких условий.

При этом опрошенные эксперты сомневаются, что «замороженные» бренды в ближайшее время смогут вновь начать производство или ввоз машин. Такое мнение, в частности, выразил генеральный директор Fresh Auto Денис МигальДенис Мигаль. Он считает, что Volkswagen Group под угрозой возможных санкций запустить завод в Калуге пока не сможет. Заметно лучше он оценил перспективы корейских брендов Kia и Hyundai — по его мнению, этим предприятием вернуться к работе немного проще, однако решение также будет напрямую зависеть от риска попасть под санкции.

Тем временем дилеры уже дали понять, что будут наращивать объемы по ввозу машин по параллельному импорту — в обход брендов и их гарантийных обязательств. Однако предпосылок для заметного снижения цен участники рынка и аналитики также не видят. Как, в частности, считает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр, в 2023 году причин для снижения цен у дилеров нет: автомобилей на рынке мало, а никаких послаблений в части ввозных пошлин не ожидается. На еще одну проблему в 2023 году указал директор аналитического агентства «Автосат» Сергей Целиков: он рассказал, что в России сложился дефицит автомобилей нижнего ценового сегмента. Так, нишу, которую ранее занимали Volkswagen Polo, Skoda Rapid, Kia Rio китайским брендам занимать не так интересно — эти игроки предпочитают работать в более дорогих сегментах, где доходность выше. А возобновления производства Lada Vesta еще придется подождать.