Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Российский гоночный болид BR03: как он устроен

Борис Ротенберг рассказал о преимуществах российского гоночного болида

Мощность под 500 лошадиных сил, аэродинамически совершенная форма и надежные технические решения, проверенные в гонках на выносливость — как устроен российский болид BR03


            Российский гоночный болид BR03: как он устроен

Автоспорт в России продолжает развиваться, несмотря на все возникшие в последние 2 года сложности! Количество участников Российской серии кольцевых гонок (РСКГ) неизменно растет — сейчас на каждый этап приезжает более сотни спортсменов, улучшается качество телевизионных трансляций, а напряженная и красивая борьба на трассах привлекает тысячи болельщиков. Очередной важной вехой стал спортпрототип BR03, разработанный компанией BR Engineering. Рассказываем, как он устроен, и почему BR03 поможет совершенствовать свои навыки молодым и быстрым пилотам.

История успеха

Компания BR Engineering является частью программы развития российского автоспорта SMP Racing и основана в 2013 году по инициативе Бориса Романовича Ротенберга — у него возникла идея создания гоночного автомобиля, который будет конкурентоспособным в самых престижных сериях, включая и Чемпионат мира по гонкам на выносливость (WEC).

Реализация этой задумки оказалась крайне успешной! К программе подключили лучших российских гонщиков — экс-пилотов Формулы-1 Виталия Петрова и Сергея Ситроткина, опытнейших «кольцевиков» Михаила Алешина, Кирилла Ладыгина, Виктора Шайтара.

Сначала в BR Engineering сосредоточились на прототипе BR01 категории LMP2, на котором наши пилоты занимали призовые Европейской серии Ле-Ман (ELMS). А потом замахнулись и на высший класс LMP1, где в легендарном марафоне «24 часа Ле-Мана» пилотам SMP Racing удалось подняться на подиум и стать лучшими среди гонщиков на болидах без гибридной силовой установки!

Для чего создан BR03

Еще одним крайне успешным проектом программы развития российского автоспорта SMP Racing стала РСКГ — российская серия кольцевых гонок, которая за 11 лет трансформировалась из увядающего соревнования в крупнейшую серию страны, где лучшие гонщики борются за звание чемпионов буквально до самых последних метров финальных этапов — настолько высокой стала конкуренция.

Но назрел определенный потолок по технике. Чемпионат России разыгрывается в международном классе TCR (в РСКГ — «Туринг»), но при всех их достоинствах и скорости, там соревнуются переднеприводные автомобили с двигателями мощностью 350 лошадиных сил. А классика автоспорта — это, все же, задний привод.

Конечно, есть категория GT4, где гонщики состязаются на заднеприводных купе Mercedes-AMG GT4, BMW M4 GT4, Porsche Cayman GT4 и Toyota Supra GT4, но исторически этот класс рассчитан больше на так называемых «джентльмен-драйверов», а не на профессионалов, пришедших из картинга. Им и адресован новый спортпрототип BR03.

О BR03, а также о том, как будет развиваться автоспорт в России, нам рассказал сам Борис Романович Ротенберг, который в мае 2024 года занял пост президента Российской автомобильной федерации (РАФ).

Борис Романович Ротенберг

— Борис Романович, какие главные задачи сейчас стоят перед РАФ? У вас уже есть успешный опыт развития кольцевых гонок в виде РСКГ, которая буквально за 10 лет превратилась в огромный чемпионат. Но что будет с другими категориями автоспорта?

— Да, действительно, если раньше в РСКГ принимали участие 40, потом 60 гонщиков, то теперь их количество превышает сотню. И сейчас мы собираем запросы от российских регионов, чтобы понять, где и какую дисциплину развивать — это и дрифт, и картинг, и ралли, и автокросс. После этого начнем двигаться в нужных направлениях.

Кроме того, всем участникам понравились «Игры будущего» — это популярный сейчас формат фиджитал-спорта, где мы объединили гоночный симулятор с заездами по треку на настоящих машинах. Мы собрали спортсменов из разных стран в Сочи, а в дальнейшем планируем задействовать автодром «Игора Драйв» в Ленинградской области, который на текущий момент является самым современным в России.

— А как насчет того, чтобы для заездов по треку использовать именно гоночный прототип BR03?

— Да, это тоже одна из наших задумок! BR03 уже доказал свою скорость и надежность, в прошлом году Виталий Петров и Сергей Сироткин завоевали Кубок России на этом прототипе. Машина получилась быстрой, крепкой. Причем она подходит не только для опытных спортсменов, но и позволяет расти дальше молодым картингистам, а именно поддержка молодых талантов — одна из главных задач SMP Racing.

— Не слишком ли мощная это машина для вчерашних юниоров, пришедших из картинга?

— Мы имеем возможность гибко настраивать двигатель — сейчас специалисты BR Engineering могут поднять мощность хоть до 600 лошадиных сил, но для длинных гонок и для молодых пилотов есть варианты различных ограничений.

Как устроен BR03

В основе прототипа BR03 лежит пространственная трубчатая рама, поверх которого «надет» легкий пластиковый кузов. Поэтому при длине 4920 мм (это почти как седан бизнес-класса) масса машины без учета пилота составляет всего 850 кг.

Читать также:
Водителей начали штрафовать за тонировку без замеров. Как это возможно

Подвески выполнены по гоночной схеме — на двойных поперечных рычагах и с амортизаторами, которые имеют регулировки на сжатие и на отбой, также можно менять дорожный просвет в зависимости от трассы или погоды (в дождь болиды немного приподнимают). Установлены 6-поршневые тормозные механизмы спереди и 4-поршневые сзади.

За кокпитом пилота находится гоночное «сердце», атмосферный двигатель V6 объемом 3,5 литра. В конфигурации для длинных (марафонских) гонок он выдает свыше 420 лошадиных сил, но для спринтерских заездов мощностью могут поднять и до 500. Коробка передач — 6-ступенчатая секвентальная, с переключением подрулевыми «лепестками».

О технических особенностях нам рассказал Виталий Петров, первый российский гонщик Формулы-1, а ныне спортивный директор программы SMP Racing, за плечами которого не только тот знаменитый подиум на Гран При Австралии 2011 года, но и множество других побед и призовых мест на международных соревнованиях.

— Виталий, так что в этой машине российского? Не секрет, что даже мировые гранды обращаются за конкретными узлами к узкоспециализированным компаниях, которые производят гоночные коробки передач, тормоза, двигатели. Что BR Engineering создает самостоятельно?

— На самом деле не так и мало. Рама и пластиковый корпус — это все не только разработано BR Engineering, но и производится у нас. Да, основа двигателя — известный блок концерна Renault/Nissan объемом 3,5 литра, но наши инженеры спроектировали собственный коленвал и поршни, которые тоже делают в России. Плюс рычаги, электроника и так далее. Так что можно действительно называть BR03 российским.

— У Вас большой опыт в кольцевых гонках на различной технике. С чем можно сравнить BR03?

— Конечно, BR03 напоминает другие спортпрототипы, он гораздо ближе к формулам, чем к кузовным автомобилям. Он легкий, у него много мощности, поэтому от управления действительно получаешь большое удовольствие. Главное отличие — у него нет такой прижимной силы, как у формул или машин категории LMP2.

Мы намеренно не делали развитый аэродинамический обвес с огромными антикрыльями, чтобы в BR03 могли быстро «вкатиться» и опытные пилоты из «кузовов», и молодые картингисты, которым нужно сделать следующий шаг в своей гоночной карьере.

— Вы уже объявляли, что готовы поставлять BR03 всем желающим. Это будет аренда или любая команды может купить BR03 и обслуживать машину самостоятельно?

— SMP Racing может как предоставлять BR03 в аренду, если у гонщика или команды нет опыта и возможности настраивать эту машину, обслуживать и ремонтировать, так и продать любому человеку. BR Engineering уже построила 8 BR03, а к началу следующего сезона мы готовы сделать еще 10 прототипов.

— Какие главные преимущества BR03 можно назвать, кроме высокой скорости и удовольствия от управления?

— К этому можно добавить надежность. Мы с Сергеем Сироткиным в прошлом году выиграли Кубок России в гонках на выносливость. То есть, BR03 не только быстрая, но и хорошо себя зарекомендовала в марафонских заездах. При этом BR03 подходит и для спринтерских гонок — не исключено, что в следующем сезоне мы сделаем давно задуманный монокласс в рамках РСКГ.

И, наконец, очень конкурентоспособная цена. Пока мы не можем ее озвучить, она еще финализируется, но предложение очень хорошее. Кроме того, BR03 не так дорого восстанавливать в случае каких-то происшествий на трассе — тут нет углепластика, как в том же «Мерседесе» AMG GT4, где один только бампер стоит, как весь наш обвес.

Где будут участвовать BR03

В этом сезоне на старт длинных гонок СМП РСКГ Эндуранс выходят уже несколько прототипов BR03 команды SMP Racing. А недавно на трассе Moscow Raceway SMP Racing провела тесты для заинтересованных спортсменов из других команд, которые остались довольны скоростью BR03, и планируют в дальнейшем соревноваться на этих прототипах.

Поэтому число BR03 в гонках будет расти, как и конкуренция между экипажами на этих машинах. До конца сезона запланированы еще четыре марафона СМП РСКГ Эндуранс, ближайший из которых состоится 23 июня на сложной скоростной трассе Казань Ринг, а 6 июля на автодроме Moscow Raceway пройдет 6-часовая гонка с участием прототипов BR03. В следующем году BR03 должны появиться и в спринтерских заездах в отдельном классе СМП РСКГ.

Так что развитие российского автоспорта продолжается, несмотря на все сложности и изоляцию в последние годы. У пилотов, которые «выросли» из «Туринга» или перешли из высших картинговых классов, вскоре появится отличная возможность выяснить, кто из них быстрее за рулем мощного российского спортпрототипа BR03.