Россиян напугали запретом ввоза машин с большим клиренсом. Что произошло
Содержание:
Поставки кроссоверов в Россию через Белоруссию оказались под угрозой
ЕС усилил давление на Белоруссию. Именно из этой страны в Россию по параллельному импорту приходят многие популярные машины. Дальнейшие поставки моделей с клиренсом более 165 мм оказались под вопросом
О возможных трудностях с поставками машин с дорожным просветом (клиренсом) более 165 мм юридическими лицами в Россию через Белоруссию рассказали Autonews.ru эксперты, дилеры и участники рынка. Проблемы стали следствием недавнего расширения санкций ЕС в отношении соседней страны.
Речь идет о параллельном импорте — процедуре ввоза юридическими лицами оригинальных иностранных товаров, в том числе автомобилей, в Россию без согласия правообладателей.
Autonews.ru разобрался, действительно ли канал поставок кроссоверов через Белоруссию удалось прикрыть.
Как было раньше
После введения Евросоюзом санкций в отношении России Белоруссия стала одним из основных каналов поставок в Россию автомобилей из альтернативного импорта — как европейского, так и китайского производства. Этому способствовали более мягкая санкционная политика Европы в отношении Белоруссии и возможность серой схемы оформления машин с привлечением льготных категорий граждан: перегонщики могли сэкономить до 50% таможенных платежей, а также перегонять в Россию дорогостоящие модели стоимостью свыше 50 тыс. евро.
Действовавшие правила позволяли европейским автопроизводителям продавать машины высшего класса в Белоруссию, но не в Россию. За два года, с января 2022 по январь 2024 года, ежемесячный поток транспортных средств и автозапчастей из Евросоюза в Белоруссию вырос более чем в пять раз — с $50 млн до $268 млн. Больше всего увеличился экспорт самых дорогих автомобилей, на которые распространяются санкции Евросоюза против России. Дорогостоящие транспортные средства поступали в соседнюю страну преимущественно из Польши и Германии.
Россияне пользовались лазейкой и покупали люксовые машины через Белоруссию. Различия в режимах санкций против России и Белоруссии создавали очевидные проблемы для ЕС.
Напомним, что запрет на экспорт в Россию всех новых и подержанных автомобилей с двигателем объемом более 1,9 л, электромобилей и гибридов (независимо от цены) начал действовать в июне 2023 года. Люксовые машины стоимостью более €50 тыс. попали под санкции еще раньше — в 2022 году.
29 июня 2024 года Евросоюз объявил о новом пакете санкций в отношении Белоруссии. Информация об ограничительных мерах появилась на сайте ЕС. В соответствии с «Регламентом Совета ЕС об ограничительных мерах в связи с ситуацией в Белоруссии», который вступил в силу 1 июля 2024 года, в республику запрещено вывозить из Евросоюза ряд товаров двойного назначения и предметов роскоши.
С 1 июля в республику запрещено ввозить из ЕС ряд товаров двойного назначения и предметов роскоши. В целом данные меры копируют ограничения, ранее введенные в отношении России. Основная их цель — борьба с обходом санкций со стороны России.
Что произошло
В начале июля 2024 года в Сети появились сообщения о невозможности дальнейшего ввоза машин с дорожным просветом более 165 мм в связи с введением со стороны ЕС санкций против Белоруссии. Пользователь сайта drive2.ru Роман Трофимов обнародовал информацию о запрете экспорта таких автомобилей. Новость подхватили белорусские СМИ: статьи об этом появились, в частности, на сайтах auto.onliner.by и abw.by. Собеседники auto.onliner.by подтвердили, что уже столкнулись с трудностями ввоза машин и с замерами клиренса автомобилей.
Какие модели везут в Россию через Белоруссию
По словам белорусского перегонщика Руслана Кривоноса, критерии, по которым запрещено вывозить машины, в отношении Белоруссии, действительно расширились. По словам эксперта, это и объем двигателя (до 1,9 литра), и клиренс (до 165 мм), и стоимость (до 50 тыс. евро). Специалист напомнил, что речь идет преимущественно о самом популярном сегменте автомобилей — среднеразмерных кроссоверах.
«Класс — кроссоверы. Это, в частности, BMW X3, Х4, Х5, Mercedes GLC, GLE, GLS. Седаны — тут тоже вопрос. Какая-то часть автомобилей будет проходить по клиренсу. Номинально С- и Е-класс проходят, но у них двигатель, как правило, большого объема», — сказал Кривонос.
Как новые, так и подержанные автомобили прежде ввозились в Белоруссию преимущественно с целью дальнейшей переправки в Россию. Более мягкая политика ЕС в отношении соседней страны позволяла, в частности, импортировать модели стоимостью свыше 50 тыс. евро, поставки которых в Россию напрямую оказались невозможны с 2022 года. Заказ транспортных средств осуществлялся онлайн — выезжать в Европу конечным получателям не требовалось. Решением всех вопросов занимались перевозчики.
Через Белоруссию в Россию приходили, в частности, электрокары Tesla, а также модели большой немецкой тройки — Audi, Mercedes-Benz и BMW. С 1 апреля 2024 года ввоз в Россию электрокаров и гибридов, растаможенных в странах ЕАЭС (Армении, Белоруссии, Казахстане и Киргизии), стал невозможен без оплаты дополнительных платежей, делавших ввоз экономически невыгодным, однако обычные автомобили, преимущественно дорогостоящие кроссоверы, продолжали завозиться.
Работающие с европейскими странами перевозчики предпочитали оформлять в Белоруссии автомобили марок BMW, Mercedes-Benz, Audi и Volkswagen.
Реакция дилеров и перевозчиков
Руслан Кривонос усомнился в продолжении ввоза в Белоруссию значительной доли машин.
«Мы пока автомобили габаритные, большие, дорогие не везем. Через белорусско-польскую границу уже месяца два как, через литовскую — месяц», — конкретизировал он, добавив, что трудности с ввозом действительно существуют.
Заместитель генерального директора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев также подтвердил, что получает информацию о проблемах с поставками через Белоруссию от разных источников.
«Новость сильно озадачила поставщиков машин. «Авилон» не является активным участником такого рынка, слишком много рисков санкционного характера с этим связано», — сказал эксперт, добавив, что Белоруссия после отмены льгот для Киргизии является фактически единственным шлюзом для параллельного импорта.
«Если новость материализуется, это еще больше осложнит и удлинит поставки машин и увеличит цену, — подтвердил собеседник. — Но о полном прекращении ввоза машин юрлицами речи в любом случае не идет. Поставщики уже научились профессионально маневрировать в логистике настолько, что никакие санкции попадание автомобилей в Россию не остановят».
Также редакция Autonews.ru обратилась за разъяснениями к заместителю председателя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолию Семенову. Эксперт также изучил официально опубликованный ЕС регламент, которым автомобилистов начали пугать блогеры, но не обнаружил в нем прямых указаний на величину дорожного просвета у запрещенных ко ввозу автомобилей. По этой причине эксперт усомнился, что ограничение по клиренсу действительно будет работать.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин отнесся к новым европейским санкциям с иронией. По его словам, они лишь сделают более сложным логистический путь: машины продолжать возить в Белоруссию для растаможки. «Лишние 100 тыс. руб. погоды не сделают», — заявил эксперт. Европейские машины будут приезжать, заверил Шапарин.
Редакция Autonews.ru обратилась за разъяснениями в Министерство промышленности и торговли России. Там посоветовали направить запрос в ответственные органы Белоруссии. Из Таможенной службы Белоруссии на момент публикации статьи ответа не поступило. Редакция продолжит следить за ситуацией.
Читайте также: