Репарации за рабство
Потомица чернокожего раба подала в суд на Гарвардский университет, утверждая, что учебное заведение получает прибыль от изображений ее предполагаемого предка. Ставшие предметом иска фотографии считаются одними из первых фотографий рабов. Они были заказаны в 1850 году профессором университета. В иске Тамары Ланье говорится, что Гарвард «увековечивает систематическое попирание прав собственности черных, которое началось во время рабства и продолжалось столетиями после этого».
Буквально вчера все смеялись над этой афроамериканской мастерицей гешефта, а оказывается, что вопрос репараций потомкам рабов совсем не простой, и в США он обсуждается весьма активно. Рассматриваются схемы покаянного возмещения, идут споры о суммах, некоторые предлагают откупиться услугами.
Как страна США оправляется от многовекового рабства и расизма? В США все активнее звучат голоса, что единственным справедливым решением является выплата репараций черной, в хорошем смысле этого слова, части населения. Ранее политики в основном старались аккуратно обходить эту тему или просто игнорировать. Однако возросшая активность обсуждений расового неравенства среди кандидатов на президентские выборы 2020 года от Демократической партии выдвинули этот вопрос в центр внимания.
«Америка стала первой страной, которая покончила с рабством, но мы не получаем никаких почестей за это», — заявила на канале Fox журналистка Кэти Павлич, добавив, что репарации «еще больше разожгут расовую напряженность». Реакция на ее слова со стороны либералов и активистов была быстрой — Бернис Кинг, дочь Мартина Лютера Кинга-младшего, ответила, что «Америка не заслуживает похвалы за отмену рабства, поскольку сама идеология все еще распространена».
Разговоры о «расплате» с афроамериканцами велись со времен Гражданской войны, когда официально закончились столетия рабства. Неутомимые эксперты подсчитали, что стоимость труда чернокожих за время рабства составила от миллиардов до триллионов долларов. А если добавить сюда долгие последующие годы работы с низкими зарплатами, то эти цифры становятся еще выше. Даже после технического закрытия рабства чернокожим американцам было отказано в образовании, избирательных правах и праве владеть собственностью — они продолжали считаться гражданами второго сорта.
Те, кто выступает за репарации, указывают на это историческое неравенство как на причины нынешней разницы между белыми и черными американцами в том, что касается доходов, жилья, здравоохранения и количества тюремных сидельцев.
Профессор Дэррик Гамильтон, директор Института изучения рас и этнического происхождения Университета Огайо, говорит, что это является частью уникальной проблемой Америки: «Наши политические и экономические институты на рабстве. Это делает их не только вредными, но и структурно укоренившимися в расовом неравенстве».
В 2014 году журналист Та-Нехиси Коутс привнес подобные идеи в национальный дискурс своей статьей «Дело о репарациях». Коутс подробно описал, как жилищная политика и разрыв в благосостоянии наиболее четко иллюстрируют, что чернокожие граждане продолжают страдать от прошлого Америки.
Десятилетия сегрегации удерживали черные семьи вдали от белых районов, которые имели лучший доступ к образованию, здравоохранению, более качественной еде и другим предметам первой необходимости, в то время как дискриминация препятствовала экономическому развитию негроамериканцев.
Сегодня вопрос выплаты репараций резко разделен по расовому признаку. Опрос от 2016 года показал, что 58% чернокожих американцев были за репарации, в то время как 81% белых американцев выступали против этой идеи. По опросу от 2018 года обе цифры увеличились.
Некоторые утверждают, что причина, по которой репарации сработали в других странах (а конкретно — в Германии, которая заплатила миллиарды выжившим жертвам Холокоста после окончания Второй мировой войны), заключается в том, что они выплачивались между странами, а не внутри одной страны.
«Для Соединенных Штатов сделать подобное для потомков рабов означало бы, что после этого мы пойдем разными путями, без любых обязательств с обеих сторон», — написал обозреватель Washington Post Меган Макардл.
Критики денежных выплат указывают, что такой «банкет» обойдется США в триллионы долларов. Но даже, если просто выбросить деньги на этот вопрос, говорят юристы, это не решит проблему.
Профессор Гамильтон сказал, что он поддерживает выплату в основном как символический жест: «В любом случае для достижения справедливости нужно не только признание, но и возмещение. Но и признание должно быть «нетривиальным» — это поможет опровергнуть существующие высказывания, которые дегуманизируют афроамериканцев как ленивых или неполноценных».
Экономист Уильям Дарити предложил создать «портфель репараций», который предусматривал бы финансирование ориентированной на чернокожих политику, направленную на финансирование черного образования и здравоохранения, а также обеспечение того, чтобы государственные школы должным образом освещали вопрос истории рабства.
Ранее ведущие демократы — президент Барак Обама и кандидат 2016 года Хиллари Клинтон — никогда не одобряли политику репараций, но кандидаты от демпартии следующего года более смелы в этом вопросе, хотя и расплывчаты в заявлениях.
Сенатор Камала Харрис заявила, что выступает за другой тип репараций. Она предложила закон об «экономическом лифте», который даст семьям, зарабатывающим ежегодно менее 100 000 долларов, налоговый кредит, которым смогут воспользоваться 60% чернокожих семей.
Сенатор Кори Букер тоже предложил «форму репараций» — «детские облигации». Предлагается создать целевой фонд для детей из семей с низкими доходами, который они смогут использовать для образования или приобретения жилья. Поскольку бедных черных семей больше, чем белых, такой фонд поможет решить проблему расового неравенства в широком смысле.
Писатель Марианна Уильямсон заявила, что поддерживает план репараций. Она выдвинула идею о создании «фонда образования, экономики и культуры на сумму $100 млрд., которые будут распределяться в течение 10 лет советом уважаемых афроамериканских лидеров».