Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Против Мосбиржи ввели санкции. Что будет с ценами на машины и запчасти

Дилеры: цены на автомобили после новых санкций ждет всплеск

Новые санкции привели к остановке продажи долларов и евро на Мосбирже. Как это повлияет на поставки автомобилей и запчастей, а также что будет с ценами на них, рассказали дилеры, перевозчики и аналитики


            Против Мосбиржи ввели санкции. Что будет с ценами на машины и запчасти

Что случилось

Очередной пакет санкций в отношении России ввели США, а вслед за ними и Великобритания. Ограничения затронули несколько секторов экономики. Но едва ли не самым заметным новым фигурантом санкционных списков стала Московская биржа. Как сообщили в Центробанке, площадке пришлось приостановить продажу долларов и евро. При этом торги на всех остальных биржевых сегментах и по биржевым инструментам в рублях и в прочих валютах идут в штатном режиме.

Что означают эти санкции для автомобильной отрасли, включая дилеров, автоперевозчиков и поставщиков запчастей, рассказали Autonews.ru участники рынка и аналитики.

К чему готовятся автомобильные дилеры

Получается, что всех участников рынка отрезали от покупки иностранной валюты на бирже, при этом часть брокеров ограничили переводы долларов и евро со счетов своих клиентов. Сделки с долларом и евро теперь будут проходить на внебиржевом рынке. Как пообещали в ЦБ, курс «останется единым и рыночным, лишь изменится круг данных для его расчета».

Опрошенные автодилеры не исключили, что в таком случае внебиржевой курс может оказаться менее выгодным, что в свою очередь неизбежно отразится и на ценах.

До момента объявления санкций доллар на бирже стоил в районе 89 руб. 12 июня в обменниках американскую валюту начали предлагать уже дороже 100 руб. за доллар. Санкции США затронули в том числе Сбербанк и ВТБ. Теперь любым иностранным банкам будут грозить санкции за транзакции с этими российскими структурами.

О том, что введение новых санкций связано не с ограничением в расчетах с контрагентами, а с возможностью продажи или покупки доллара и евро на бирже по более низкому курсу, говорит финансовый директор АГ «Авилон» Александр Волчков.

«Поэтому явного влияния на расчеты с контрагентами данные ограничения вызвать не должны. Сейчас уже многие контрагенты осуществляют оплаты через платежных агентов либо через другие валюты, такие как юань или дирхам. Каких-либо значимых сложностей это вызвать не должно, все будет зависеть от ликвидности доллара и евро в конкретных банках», — сказал Волчков.

Тем не менее участники рынка признают, что автомобильный рынок чувствителен к любым курсовым колебаниям на рынке. И даже незначительное подорожание иностранной валюты может привести к росту цен на автомобили и запчасти.

«Любое изменение стоимости товара непосредственно ведет к изменению цены, у нас рыночная экономика», — сказал представитель дилерского сообщества.

Он ожидает, что первое время волатильность курса будет намного выше привычного уровня.

«Должно пройти время, чтобы рынок перенастроился на новую реальность. Но так как в этом процессе заинтересованы все стороны, надеюсь, это произойдет достаточно быстро. Мы пока не можем оценить, новость вышла в выходной день, не платежный для всех банков. Но значительных изменений в расчетах с контрагентами это вызвать не должно», — заключил эксперт.

Что будет с ценами на автомобили

В Российской ассоциации дилеров (РОАД) Autonews.ru подтвердили, что ожидают эмоционального всплеска цен на автомобили в России. Однако негативный эффект, как ожидают продавцы, продержится недолго.

«В условиях санкций наша страна, как и автомобильный рынок, живет уже более двух лет. Ужесточение происходит постоянно, поэтому сейчас введение санкций против Мосбиржи не стало чем-то внезапным. Мы в ассоциации РОАД понимаем, что сейчас на рынке возможен некий всплеск по ценам на автомобили и запасным частям, вызванный эмоциональным волнением населения, но это в краткосрочной перспективе», — сказал вице-президент РОАД Алексей Григорьев.

По его словам, дилеры не прогнозируют серьезных изменений цен, связанных с санкциями: у продавцов уже сложилось понимание, как действовать в таких ситуациях.

«Это как в поставках (автомобилей и запчастей) два года назад, когда нарушились логистические цепочки, был некий дискомфорт первое время, но затем выстроены новые и работа продолжилась», — привел пример Григорьев.

Читать также:
АвтоВАЗ определился с дизайном кроссовера на базе Lada Vesta

Автомобильные дилеры тогда действительно нашли способы поставок автомобилей. Однако по итогам одного только 2022 года автомобили в России в среднем подорожали на 24%, при этом иномарки — сразу на 40%.

Представитель одного из московских дилерских центров при этом признал, что в случае с автомобилями из параллельного импорта индексации цен вред ли получится избежать.

«Параллельный импорт очень чувствителен к экономическим переменам. Поэтому я уверен, подорожания избежать не получится. Это касается и нас, и наших коллег», — отметил сотрудник одного из автосалонов, куда корреспондент Autonews.ru обратился под видом покупателя.

Импортировать станет сложнее

Артем Касумян, юрист коллегии адвокатов Delcredere заявил, что общие трудности в расчетах с зарубежными контрагентами в том числе могут сказаться на импорте автомобилей и запчастей.

В беседе с Autonews.ru он пояснил, что 12 июня OFAC ввело одно очень существенное изменение в российский санкционный режим, которое, как представляется, значительно усложнит любые расчеты с участием российских лиц. Так, теперь любое подсанкционное лицо по определению связано с российским ВПК. Следовательно, взаимодействие с любым подсанкционным лицом влечет за собой риски вторичных санкций. В этой связи при проведении платежей придется доказывать, что связь с любым подсанкционным лицом отсутствует.

Некоторые автомобильные дилеры поспешили заверить, что серьезных последствий от ограничений не ожидают, объяснив это работой с китайскими автокомпаниями и расчетами в юанях. Однако, по мнению юриста, даже при расчете в других валютах, проблем исключать нельзя.

«Стоит также отметить, что для OFAC не имеет значения, в какой валюте происходит взаимодействие с подсанкционным лицом. Так что потенциальный эффект будет распространяться на расчеты в любых иностранных валютах с любыми иностранными контрагентами», — предупредил Касумян.

Рынку запчастей грозит дефицит

На возможные сложности с поставками запчастей и автомобилей в связи с новыми санкциями указал член правления Российского союза автосервисов России Илья Плисов. По словам эксперта, ситуация с проведением платежей ухудшается. Турция и Китай все больше закрывают возможность переводить валюту из России в другие страны, и этот тренд — «превалирующий».

«То ли захлопнутся все возможности платить валютой, то ли банки подсуетятся и научатся принимать рубли за пределами России, — конкретизировал специалист. — Несмотря на взятый курс по локализации автомобильного производства и производства автокомпонентов, мы еще бесконечно далеки от полной автаркии. Более 70% автомобилей и запчастей мы импортируем».

Он сообщил, что до настоящего момента, производители принимали оплату только в иностранных валютах. По словам Плисова, число принимаемых заводами валют заметно расширилось, кроме доллара и евро, уже работают оплаты в юанях, рупиях и лирах. Однако все поставки напрямую зависят от закупки валюты местными торговыми компаниями.

«Невозможность обменять валюту может остановить закупочную деятельность, а внебиржевой рост цены на валюту неизбежно приведет к подорожанию автомобилей и запчастей. Часть игроков была готова к такому развитию событий и платежи уже «ходят» через прокси-страны. К сожалению, не все игроки имеют юрлица в нужной юрисдикции, а правительства этих стран, опасаясь вторичных санкций, могут заблокировать этот финансовый канал в любой момент», — опасается эксперт.

По его словам, ближайшие недели рынок будет «осознавать» для себя всю глубину проблемы. И если решения проблем окажется на поверхности, то ситуация не изменится: cейчас дефицита нет, а цены на запчасти стабильны уже год.

«Если же возможность оплат за рубеж заметно снизится, то за месяц поднимутся цены, а через 3-4 месяца по отдельным позициям и товарным группам может сформироваться дефицит, о котором за год успели подзабыть», — предупредил Плисов.

Более позитивно оценил ситуацию партнер практики «Автомобильная промышленность и транспорт» консалтинговой компании Strategy Partners Анатолий Грек.

«На данный момент мы не видим больших сложностей для участников автомобильного рынка. Это связано с тем, что расчеты производятся не только в долларах и евро, а также и других валютах. Возможно, на некоторое время вырастут цены на автомобили и запчасти, при этом разница будет незначительной. Мы ожидаем, что со временем ситуация стабилизируется, и рынок вернется в текущее состояние», — выразила свое мнение Грек.

Авторы Алина Распопова, Александр Воронцов