«Производить легковушки невыгодно». Что стало с заводом Ford в Елабуге
Содержание:
В Татарстане освоили полный цикл сборки фургонов Sollers на замену Ford
С начала 2023 года компания Sollers выпустила и продала в России 7 тыс. фургонов и микроавтобусов Atlant и Argo. Что это за машины и смогут ли они полноценно заменить Ford Transit
На дорогах появились инспекторы ВАИ. Какие у них полномочия Запчасти 8 июня В них лучше не врезаться. На что теперь не хватит полиса ОСАГО LADA 11 июня «Ситуация неприемлема». АвтоВАЗ признал завышение дилерами цен на Vesta Закон и ПДД 21 октября 2022 Что значит режим повышенной готовности для водителей: кого точно проверят
В России возобновил работу автозавод в Елабуге. Загружены линии сварки кузовов, окраски и, разумеется, сборки. Правда, вместо автомобилей Ford, выпускавшихся на этом предприятии до весны 2022 года, с конвейера теперь сходят легкие коммерческие фургоны Atlant под собственной маркой Sollers. Корреспондент Autonews.ru отправился на завод, чтобы разобраться, насколько они хороши, производство какой еще грузовой техники может освоить предприятие и почему легковые модели даже не рассматриваются.
Пятилетний план поменяли за три дня
22 февраля 2022 года топ-менеджмент Sollers согласовал пятилетний план для завода в Елабуге. Предприятие на тот момент выпускало автомобили Ford и в первую очередь фургоны и микроавтобусы Transit. Модель пользовалась спросом и прочно занимала первое место в классе среди иномарок. Но амбиции производителя шли дальше — хотелось еще сильнее потеснить на рынке отечественные «Газели».
Для этого в следующие пять лет предполагалось, во-первых, еще сильнее увеличить степень локализации, а во-вторых существенно расширить перечень модификаций в том числе за счет таких машин, которые Ford не производит более нигде в мире.
После 24 февраля 2022 года стало понятно, что реализовать подобный план вместе с Ford уже не удастся. И в Sollers пришлось принимать решение о поиске нового партнера и выпускать машины под собственным брендом. Новый план, как рассказали в компании, был готов за три дня.
Сейчас имя нового партнера в Sollers стараются не называть, тем более что машины производятся под российским брендом. Но большого секрета тут также не может быть: на стеклах и панели пола в кабине до сих пор можно встретить аббревиатуру китайского автоконцерна JAC.
Автомобили Sollers Atlant и Argo показали еще в декабре 2022 года. Их крупноузловая сборка стартовала тогда же. Этим, впрочем, сложно удивить: в то же время запустили и крупноузловую сборку автомобиля «Москвич 3» на бывшем заводе Renault в России. Последний также является копией китайского JAC JS4.
К августу судьба двух проектов сложилась по-разному. Москвич продолжают собирать из машинокомплектов из Китая, пока так и не сумев полноценно перенастроить оборудование Renault. А вот Atlas в Елабуге уже сейчас полностью сваривают на месте, окрашивают, и собирают не из крупных узлов, а из отдельных деталей.
Камский тракторный
Елабуга, или по-татарски Алабуга с ударением на «у» — одно из древнейших поселений на территории Российской Федерации. Город располагается на правом берегу в низовьях Камы, в месте, которое наиболее пригодно для переправы. Севернее в древности жили финно-угорские народы, промышлявшие охотой и добывавшие меха. Южнее были кочевники, торговавшие этими самыми мехами с богатыми восточными странами. Елабуга оказалась лучшим местом для такой торговли. Официально городу немногим более тысячи лет, но поселения были здесь и две тысячи лет назад.
Во второй половине 20-го века в Елабуге и окрестностях начала бурно развиваться добыча нефти. Это привело к постройке на противоположном берегу промышленного города Нижнекамска, а по соседству с ним — Камского автозавода, КамАЗа в Набережных Челнах.
На саму Елабугу у правителей СССР тоже были грандиозные планы. В первой половине СССР началось строительство грандиозного Камского тракторного завода, чуть ли не крупнейшего в мире.
С началом перестройки начались проблемы с финансированием, а концепция предприятия изменилась: предполагалось, что теперь это будет автогигант наподобие «АвтоВАЗа», только специализирующийся на выпуске микролитражных автомобилей, фактически второго поколения семейства «Ока».
В 1990-е стало ясно, что и этого не случится. Состоялась попытка организовать в Елабуге сборку внедорожников Chevrolet Blazer, но дефолт 1998 года похоронил и этот проект.
Лишь в 2008 году завод действительно заработал. Этому предшествовала покупка недостроенного предприятия компанией Sollers. По воспоминаниям нынешнего директора предприятия Алексея Мотасова, придя на завод впервые он обнаружил лишь бетонные стены, крышу над головой и голую землю под ногами.
На запуск производства в этом месте ушло, однако, всего девять месяцев. Первенцем стали фургоны Fiat Ducato. Спустя несколько лет, однако, продлить контракт с итальянским концерном не удалось. В Sollers до сих пор не хотят говорить о деталях того конфликта. Следующим партнером стал Ford, с которым было налажено производство фургонов Transit и кроссоверов Kuga и Explorer. И вот теперь компания делает здесь Atlant. Впрочем, не только его.
Преимущество собственного оборудования
Как ранее писал Autonews.ru, западные автоконцерны, оставив свои заводы в России, отключили их оборудование от своего программного обеспечения, что делает перенастройку конвейеров под выпуск других машин крайне сложной задачей.
Елабуге в этом отношении повезло значительно больше. Предприятие всегда контролировалось российским собственником, который закупал оборудование и использовал собственное программное обеспечение. Иностранцы лишь выдвигали требования. Например, Ford обязал установить вибростенд — установку, на которую можно загнать автомобиль и хорошенько его «потрясти», проверив работу подвески. Теперь там трясут «Атлантов». Ощущение в кабине машины при этом как от поездки на «Пазике» в деревню по разбитой щебенчатой дороге.
Сейчас все кузова Atlant полностью свариваются на месте. Следом идет окраска, качество которой, как уверяют на заводе, заметно лучше, чем у «восточных партнеров». Так на собранные методом крупноузловой сборки машины компания дает гарантию от коррозии на 2 года. А для локализованных автомобилей планирует увеличить этот срок. На сколько пока не решили, но по словам Мотасова ржавые пятна на кузовах появятся не раньше, чем через 7 лет.
На этом локализация не остановится. По соседству стоит предприятие турецкой компании Coşkunöz Holdings, где штамповались кузовные детали как раз для Ford Transit. Нужные прессы там уже есть, осталось изготовить штампы под Atlas и Argo. Подготовка к этому уже начата, но штамповка заработает не раньше, чем к следующему лету. Причем штамповать будут только крупные панели — их транспортировка стоит дорого, а шансы на повреждение в пути выше. Мелкие кузовные детали продолжат возить из Китая.
Кроме того, планируется локализовать дизели объемом 2,7 и 2,0 литра. Необходимое оборудование, использовавшееся для производства моторов Ford, в Елабуге уже есть. Более того, тестовая сборка 2,7-литровых моторов уже начата, правда журналистам ее не показали. В будущем к простой сборке добавят и литье блоков, а также механическую обработку деталей двигателей.
На принадлежащем Sollers Заволжском моторном заводе также локализуют выпуск шестиступенчатых механических коробок передач. Для этого будет использоваться оборудование от другого бывшего СП Sollers — дальневосточного завода, где делали автомобили Mazda.
Наконец, за счет бывших поставщиков предприятия Ford возможна и локализация подвески автомобилей.
Что может Atlant
Во времена Ford на предприятии была построена и небольшая испытательная трасса, по которой должны проехать все машины, сходящие с конвейера. Она состоит из участков с различными типами неровностей, от булыжников до диагональных перекатов, где проверяется прочность кузова на кручение. И журналистам позволили по ней проехать.
На фоне Ford Transit новый Atlant с самого начала выглядит простоватым. Детали из дешевого пластика подогнаны не везде ровно, салон минималистичен, и нет даже привычного в машинах такого класса места для хранения бумаг формата А4 — накладных и счет-фактур на перевозимый груз.
С первых же метров пути становится ясно, что и шасси сложно назвать передовым. В том же «Транзите» все органы управления были настроены идеально. Руль позволял отлично чувствовать машину, передачи переключались с превосходной четкостью, дозировать ускорение и торможение получалось идеально.
Atlant тоже справляется со своей работой, но делает это грубее. Руль тяжеловат, места для отдыха левой ноги почти что и нет, переключение на нижние передачи требует усилий. С этим легко мириться, но лоска, который был у породистого автомобиля с голубым овалом на решетке не ощущается.
Зато на неровностях ничего не гремит, и к подвеске с малолистовыми рессорами сзади меньше всего претензий. Да и в целом, такие автомобиль покупают не для удовольствия от вождения, а для заработка денег, а тут важнее цена и надежность. Производитель надеется, что как только у машины сложится репутация безотказной, спрос сразу пойдет вверх.
Когда поднимут цены
Локализация Atlant и Argo в России нужна не столько для выполнения инвестиционного соглашения с российскими властями, благодаря которому производителю возвращается уплаченный утилизационный сбор, сколько для снижения рисков валютных колебаний.
С начала 2023 года российский рубль ослаб относительно мировых валют, в том числе и юаня. А это значит, что стоимость машинокомплектов выросла. И чем больше в готовой машине будет российских комплектующих, тем ниже окажется зависимость от ослабления рубля.
С начала года Sollers не повышал цены на свои коммерческие автомобили. Так, Argo стоит от 2,559 млн руб. Atlant дороже: начальная версия стоит от 2 904 000 руб., а в случае c топовой пассажирской версией цена превышает 3,5 млн руб. Однако индексация, как ожидают на предприятии, может произойти в любой момент. Причем произойти относительно быстро, допустил Мотасов. По его словам, как только станет понятно, что высокий курс юаня является не результатом краткосрочного колебания, а долгосрочной реальностью, ценники изменят все зависимые от импорта деталей автопроизводители в России. Так что если клиент видит, что валюта вновь подорожала, то ему лучше поторопиться с покупкой, посоветовал директор завода в Елабуге.
Само предприятие буквально со всех сторон окружено припаркованными новенькими «Атласами». Но все они уже проданы и лишь ждут отправки к клиентам, утверждает директор по продажам концерна Марат Шарапов А вот Ford Transit на предприятии удалось увидеть всего один раз, и то это была заводская маршрутка.
АвтоВАЗу можно не бояться
В прежние годы Sollers выпускал немало легковых машин, включая Fiat, SsangYong, Ford, Toyota и Mazda. Но предположение о том, что на конвейере в Елабуге могут появиться легковушки, Шарапов отверг. По его словам, конкурировать в рентабельности производства с китайским автопромом в легковом сегменте можно только при объемах выпуска в 1 млн машин одной модели в год, что нереально.
Единственный вариант — если найдется партнер, который закажет контрактное производство и возьмет на себя все риски, допустил Шарапов. В таком случае Sollers будет готов к диалогу.
К слову, один такой партнер уже есть. Это Aurus, собственный завод которого расположен в непосредственной близости от предприятия Sollers. Так что в сварочном цеху вместе с Atlant можно встретить кузова седанов Senat и внедорожников Komendant. Их красят на том же оборудовании, что и Atlas, но дальше для сборки отправляют уже на соседнее предприятие.
И все же на возможное расширение модельного ряда в компании несколько раз намекали. По словам Мотасова, Sollers не интересен сегмент машин компактнее Atlas и Argo, даже коммерческих. А вот на более крупные модели спрос наблюдается.
На замечание корреспондента Autonews.ru о том, что конвейер в Елабуге не рассчитан на производство чего-либо, что заметно тяжелее, чем Atlant, Мотасов пожал плечами и ответил, что установить дополнительное оборудование и создать фактически новую производственную линию не является проблемой — был бы спрос. И дал понять, что речь может идти даже не о средних, а о тяжелых автомобилях.