Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Прогноз цен на автомобили в сентябре 2024 года: подорожание неминуемо

Эксперты предупредили о росте цен на новые машины в России этой осенью

Autonews.ru выяснил у экспертов и дилеров, как будут меняться цены на новые автомобили этой осенью и каких моделей это коснется в первую очередь


            Прогноз цен на автомобили в сентябре 2024 года: подорожание неминуемо

В России уже нынешней осенью могут серьезно вырасти цены на новые автомобили. На этот тренд будут существенно влиять сразу несколько факторов: возможное повышение утилизационного сбора, уровень инфляции, рост ключевой ставки и колебания курсов валют.

Autonews.ru обратился к экспертам и дилерам, чтобы узнать, как поменяется стоимость машин осенью, каких моделей это коснется и что происходит в автосалонах прямо сейчас.

«Цены вырастут на треть»

По прогнозу вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, цены на новые машины в России этой осенью снова пойдут вверх. Как заявил эксперт, главным драйвером тут станет утилизационный сбор, ставки на который власти хотят увеличить в ближайшее время.

«Судя по всему, власти собираются это делать ежегодно. Следовательно, на российском автомобильном рынке возникнет устоявшийся тренд на рост цен. Понятно, что он мог бы быть компенсирован локализацией «китайцев». Однако, судя по всему, таких планов у компаний из Поднебесной, за редким исключением, нет», — сказал Шапарин.

По его мнению, с первым увеличением утильсбора стоимость базовых «китайцев» взлетит сразу на 300 тыс. руб. (10–20% от цены). Также эксперт считает, что повышения цен не избежит и АвтоВАЗ (от 100 тыс. до 200 тыс. руб. в зависимости от модели).

«Прибавьте к этому уровень инфляции и валютные курсы. Как итог — жду подорожания новых автомобилей в России примерно на треть к следующему году», — резюмировал Шапарин.

Проект индексации утильсбора Минпромторг представил в середине июня. Согласно ему, изменения вступят в силу с 1 октября 2024 года. В случае его принятия уже с текущего года в России начнут планомерно повышать утильсбор на импортные автомобили: например, для моделей с моторами до 2,0 л придется сначала платить 556 тыс. вместо 306 тыс. руб. К 2025 году за такие машины придется доплачивать до 667 тыс. руб. В 2026-м — около 800,8 тыс. руб., в 2030-м — до 1,17 млн руб.

При этом в правительстве считают, что такие ужесточения не повлияют на стоимость выпускаемых в стране машин, ведь государство компенсирует эти расходы тем, кто уже локализовал производство.

В свою очередь, исполнительный директор Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Игорь Чикин спрогнозировал 10-процентный рост цен на новые машины в России. Причина — проблемы переводов с китайскими банками, высокая ключевая ставка и, как следствие, стоимость заемных оборотных средств.

«И, конечно же, планируемый критический рост утильсбора, который скажется на цене не только импортных, но и отечественных автомобилей», — добавил он.

Аналогичного мнения придерживается независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов. По его мнению, осенью текущего года новые автомобили могут стать дороже на 10%.

«Несмотря на то, что повышение утилизационного сбора начнется с октября, уже в сентябре производители могут начать закладывать предстоящие расходы в конечную стоимость авто. Плюс сохраняющиеся проблемы с проведением платежей между отечественными дилерами и китайскими концернами могут прибавить к текущим ценникам на авто из КНР примерно 200 000 руб.», — сказал он.

Также, по мнению эксперта, скажется на стоимости новых машин рост ключевой ставки ЦБ и ужесточение требований к заемщикам. По его прогнозам, кредитов будет выдаваться меньше, сократится и число желающих их оформить.

«Все это снизит трафик в дилерские центры и количество продаваемых автомобилей. Что, в свою очередь, станет стимулом для дилеров повышать цены, чтобы оставаться рентабельными», — резюмировал Тузов.

Руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК Альфа-Лизинг Анастасия Байбароша тоже называет рост «утиля» основным драйвером возможного повышения цен. Она напомнила, что согласно новому проекту, размер сбора может вырасти на 300–500 тыс. руб. на все новые автомобили, которые приобретаются за границей. Соответственно, на эту сумму и увеличится их стоимость. В первую очередь повышение цен коснется автомобилей китайских производителей.

«Многие импортеры уже готовятся к этому и пополняют свои склады автомобилями. Тем самым большое количество транспортных средств ввезут до повышения утиля, и, как следствие, не будет резких скачков стоимости. Можно ожидать повышение стоимости примерно на 20–30% от размера утильсбора на эти машины», — объяснила Анастасия Байбароша.

Что говорят дилеры

Заместитель генерального директора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев призвал потенциальных клиентов быть готовыми к возможному повышению стоимости машин этой осенью. По его мнению, минимальный рост цен на автомобили среднеценовой категории уже в сентябре может составить от 180 тыс. руб. и выше.

Читать также:
УАЗ возобновил выпуск «экспедиционных» внедорожников. Названы цены

«Это может произойти в том числе на фоне высокой ключевой ставки, а также ужесточения требований к кредитным заемщикам. При таком сценарии авторынку будет сложнее расти и реализовывать накопленный потенциал», — объяснил Тюктеев.

В июле Банк России впервые за семь месяцев повысил ключевую ставку — с 16 до 18% годовых. Такое решение было принято на фоне ускорения инфляции. В прошлый раз Центробанк повышал ставку в декабре 2023 года — тогда она увеличилась с 15 до 16%.

По мнению ряда экспертов, такие манипуляции приведут к росту стоимости автокредитов и самих машин. В настоящее время автокредитование является одним из основных драйверов российского авторынка: по подсчетам опрошенных Autonews.ru дилеров, до 70–80% всех машин приобретается с использованием заемных средств.

Аналогичного мнения придерживается директор департамента продаж новых автомобилей «Рольф» Николай Иванов. Он заявил, что с 1 октября есть большая вероятность повышения утильсбора и, соответственно, роста цен на автомобили.

«Если брать автомобили параллельного импорта, то утильсбор напрямую отразится на стоимости машин. Если брать официальные поставки, то там повешение будет поэтапным», — объяснил он.

Иванов добавил, что кроме утильсбора на повышение стоимости автомобилей может повлиять ключевая ставка, в случае если она вырастет 13 сентября. Корпоративное кредитование в этом случае подорожает, и затраты дилеров на содержание складов тоже вырастут. В первую очередь, по мнению эксперта, это коснется всех машин, ввезенных по параллельному импорту.

По прогнозам специалистов дилерской компании «Ключавто», осенью цены на автомобили, вероятно, вырастут на 5–10%. Основными факторами удорожания автомобилей станут повышение ключевой ставки ЦБ (как следствие — рост стоимости автокредитов и затрат дилеров на хранение и транспортировку), а также возможная индексация утильсбора на 70–85% с 1 октября.

«Удорожание в большей степени коснется импортируемых автомобилей, в меньшей — отечественных и с локализованным производством», — подчеркнули в компании.

Что происходит в автосалонах прямо сейчас

Крупные дилерские центры уже начали переписывать прайс-листы на машины к концу лета. К такому выводу пришел корреспондент Autonews.ru, посетивший ряд московских шоурумов. Правда, если говорить об «официальных» моделях, то тут речь чаще всего о корректировке скидок.

Так, некоторые дилеры этим летом вводили дисконт для клиента непосредственно от автосалона. Таким образом, машину зачастую можно было купить дешевле РРЦ (рекомендованных розничных цен автопроизводителей). Однако теперь «летние» скидки продавцы начали отменять.

Например, в июле сразу в двух автосалонах китайской Chery в Москве, помимо спецпредложений от самого импортера, действовали и локальные дилерские скидки. Продавцы предлагали бонусы в случаях, если клиент будет готов забрать машину в течение недели. Например, на кроссовер Chery Tiggo 4 Pro дисконт от дилера составлял 100 тыс. руб., а на покупке Chery Tiggo 8 Pro Max можно было сэкономить до 200 тыс. руб. Сейчас этих акций в автосалонах нет.

Аналогичная ситуация наблюдалась в некоторых дилерских центрах Geely. Так, ретейлеры самостоятельно предлагали клиентам небольшие скидки на машины, однако теперь эти программы прекратились. Более того, некоторые продавцы и вовсе «забывают» про прямую выгоду непосредственно от автопроизводителя, которая сейчас действует на ряд моделей Geely.

Компания «Москвич» еще весной объявила о резком снижении цен на свои модели 2023 года выпуска, благодаря чему смогла реализовать сток. Теперь у дилеров в основном представлены машины 2024 года производства. При этом сразу в трех столичных автосалонах менеджеры предупредили нас о повышении цен на модели этой марки уже в сентябре. Впрочем, в пресс-службе «Москвич» эту информацию Autonews.ru официально не подтвердили.

Иная ситуация сложилась с автомобилями, которые поставляют на российский рынок по схеме параллельного импорта. Так, к концу лета дилеры увеличили цены на целый ряд таких моделей. Повышение стоимости коснулось прежде всего машин, которые пользуются повышенным спросом на рынке. В их числе: кроссоверы BMW X1 и X3, Kia Sportage, Toyota RAV4, сразу несколько моделей Volkswagen, а также Hyundai Santa-Fe.

Одновременно, стремясь освободить складские площадки, дилеры, наоборот, решили снизить цены или ввести дополнительные скидки на ряд не самых раскрученных моделей. В их число попали: Suzuki Ertiga, Mitsubishi Xpander, Skoda Kamiq GT, Honda Crider и ряд других автомобилей.

Читайте также: