Права предложили выдавать на 20 лет. Зачем и кого может коснуться
Эксперты оценили предложение выдавать водительские права сроком на 20 лет
Выдавать водителям права сроком на 20 лет вместо 10 предложили в Госдуме. Эксперты уверены: за этот срок у граждан могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем. Как проходить медосмотр и получится ли сэкономить
Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям Штрафы 19 декабря 2022 Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица LADA 11 июня «Ситуация неприемлема». АвтоВАЗ признал завышение дилерами цен на Vesta Новости 25 ноября 2022 Германия отреагировала на запуск завода «Москвич»
Очередную реформу в правилах оформления водительских удостоверений предложили в Госдуме. Там считают, что действие документа нужно продлить с текущих 10 лет до 20. Как заявил глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев, если водитель добропорядочный, то и нет смысла «лишний раз заставлять гражданина собирать справки». По его словам, в настоящее время готовятся поправки в законодательство, а также идет обсуждение и консультации с главой ГИБДД Михаилом Черниковым, передает «РИА Новости». Подробности, как заявил Autonews.ru Москвичев, он раскроет «когда настанет время». Autonews.ru разобрался, к чему готовиться водителям в случае принятия таких изменений.
Права на 20 лет вместо 10
Согласно разъяснениям Москвичева, водительские права сроком действия 20 лет предлагается оформлять тем автомобилистам, которые исправно проходят медицинские осмотры, не имеют нарушений ПДД и не числятся в розыске. Таким образом ответственных водителей хотят освободить от лишних проблем, связанных со сбором дополнительных документов. При этом в Госдуме не уточнили, как часто в случае продления срока действия прав водителям придется проходить медосмотр и каким образом в ГИБДД будут получать эту информацию.
Между тем основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов, который специализируется на юридической поддержке инспекторов ГИБДД, считает, что водителям нововведение сильно не поможет и жизнь заметно не упростит.
«На Госуслугах можно заранее записаться на обмен прав и получить их максимум за час. Для этого за день-два пройти медосмотр и получить все справки. Вместе с расходами на посещение врачей и госпошлиной придется отдать за замену около 7 тыс. руб. Заплатить такую сумму раз в 10 лет автомобилисты могут себе позволить», — считает эксперт.
Кроме того, Ильинов в беседе с Autonews.ru усомнился в качестве проводимого «промежуточного» медосмотра.
«Если водитель для получения прав прошел всех врачей и получил справку, то она действует 10 лет, уже за это время с водителем может произойти что угодно — например, могут возникнуть проблемы со здоровьем, появиться алко- или наркозависимость. Получается, что промежуточная дополнительная медкомиссия все равно должна стать обязательной. Но как ее проходить, будет ли она такой же, как при получении и замене прав? Будет ли водитель проходить нарколога и психиатра?» — говорит Ильинов.
Глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин, напротив, назвал инициативу полезной для водителей, поскольку замена прав, по его словам, превратилась «в бюрократическую процедуру, которая не имеет особого смысла».
«Важно соблюсти несколько нюансов. Например, логично обязать человека подгружать свою актуальную фотографию через портал Госуслуг, потому что за 20 лет внешность может значительно измениться и его можно будет не узнать по снимку на правах. Во-вторых, нужно регламентировать периодичность медосмотра. Нужно разобраться, что именно это будет за медосмотр, где его проходить и сколько он будет стоить. Если автомобилистов захотят отправлять на проверку каждый год — это уже перебор. А если ее сохранят с такой периодичностью, как сейчас, — это будет удобно!» — полагает Шапарин.
Юрист Катерина Соловьева объяснила появление такой инициативы необходимостью сократить нагрузку на отделения ГИБДД и граждан. «Когда в государстве непростая ситуация, чтобы сохранить динамику развития, обычно снижают административные барьеры и снижают бумажную волокиту, именно это сейчас и происходит», — считает Соловьева.
При этом она уверена, что про автомобилистов после выдачи им водительских прав «точно не забудут на 20 лет» и проверять здоровье им все-таки придется. Так, в ряде случаев водителям все равно нужно регулярно проходить медосмотр, отметила Соловьева. Это касается профессиональных водителей, а также случаев, если появляются основания к прекращению права управлять транспортным средством по состоянию здоровья.
«То есть инструменты лишения прав есть. Вот в этом направлении и надо совершенствовать взаимодействие между больницами и прокуратурой — чтобы в полиции оперативно узнавали о том, что у автомобилиста появились ограничения к управлению. Можно также закрепить обязательное прохождение медкомиссии еще в ряде дополнительных случаев. Поэтому направление, может, и спорное, но оно сейчас обусловлено объективными причинами», — заключила Соловьева.
В 2024 году некоторым водителям придется пересдать на права
Пока предложение депутатов находится на стадии обсуждения, водителям не стоит забывать об уже утвержденных изменениях в законодательстве. Так, с 1 апреля 2024 года некоторых автомобилистов в России ждет серьезное испытание — с этого момента для получивших гражданство страны или вид на жительство начинает отчитываться один год, за который нужно получить водительское удостоверение национального стандарта. Соответствующие изменения в законодательстве уже приняты. Для этого водителям придется сдать теоретический экзамен в ГИБДД — если этого не сделать и не обновить удостоверение, на дороге при встрече с инспекторами автомобилистов ждут серьезные проблемы.
Согласно изменениям в законодательстве, иностранные национальные и международные водительские удостоверения придется менять всем иностранным гражданам или лицам без гражданства в течение года в следующих случаях:
- при получении вида на жительство;
- при получении гражданства Российской Федерации.
Либо: по истечении одного года с даты первого после получения иностранного национального водительского удостоверения въезда в Россию их владельца-гражданина России.
Исключение составят национальные водительские удостоверения, выданные в Белоруссии, которые имеются у граждан России и граждан Белоруссии, получивших вид на жительство в России. Их менять не придется.