Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Порезанного на куски Чехова увидели на окраине Москвы

Порезанного на куски Чехова увидели на окраине Москвы

Московский Новый драматический театр, что на улице Проходчиков близ МКАД, вниманием критиков, увы, не обласкан – мол, далеко расположен и неудобно добираться. И совершенно зря. По качеству постановок он не уступает иным театрам в центре столицы. Да и аншлаг здесь случается точно не реже – люди уважают добротный классический репертуар без матов, голых тел и провокаций на сцене. Очередная премьера – «Чехов. Проект. Версия первая. Если бы знать» – лучшее тому подтверждение.

Ну, казалось бы, что общего у чеховского «Дяди Вани» с «Чайкой», «Вишневым садом» или «Тремя сестрами». Но режиссер постановки Вячеслав Долгачев нашел в этих пьесах, в характерах их героев, даже в отдельных репликах некий общий нерв, то настроение, которым ему захотелось поделиться со зрителями.

Он словно бы приглашает в путешествие по провинциальным усадьбам конца XIX – начала XX веков – демонстрирует эдакую панораму русской жизни на ее излете перед историческим переломом. При этом Долгачев подчеркнуто акцентирует внимание на документальности – действие спектакля начинается в поместье Сорина в 1896 году и заканчивается в имении Раневской в 1903-м. 

Порезанного на куски Чехова увидели на окраине Москвы

В начале спектакля на сцене, помимо рояля, нет ничего – ощущение необычайной легкости, желание говорить о пустяках, типа «отчего все ходите в черном», и декламировать про «людей, львов, орлов и куропаток». Но постепенно, на протяжении трех с лишним часов, сцена постоянно наполняется вещами – столами, стульями, буфетами… А в финале рабочие вновь освобождают ее – Раневская из «Вишневого сада», как известно, продала дом и уехала жить в Париж. Похожие друг на друга персонажи, одинаковые реплики, схожие обстоятельства – все в спектакле закольцовано…

Читать также:
Граждан России не было в разбившемся у берегов Индонезии самолете

Порезанного на куски Чехова увидели на окраине Москвы

Вячеслав Долгачев десять лет, еще при Ефремове, служил режиссером-постановщикам в МХТ имени Чехова. И поэтому в нем сильны классические академические традиции художественного театра (кстати, они очень ценятся на Западе, куда режиссера то и дело приглашают ставить). Он выстраивает спектакль логично и тонко, хотя Чехова и порезал на куски, отсеяв лишнее, на его взгляд, и перемешав.

Каждое действие начинается проходом всех героев из кулисы в кулисы, ведь судьбы их переплелись, а стремление к счастью объединило. Кстати, несмотря на густонаселенность спектакля, многие актеры играют в нем по несколько ролей. И это тоже работает на идею закольцованности.

Порезанного на куски Чехова увидели на окраине Москвы

Для режиссера крайне важны детали. Если действие разворачивается в эпоху модерна, то и люстра должна быть оттуда, и шкаф. Причем там, где можно было бы обойтись бутафорией, Долгачев использует антиквариат. То же самое касается костюмов – он требует от пошивочного цеха не экономить на тканях и фурнитуре, потому что не привык работать вполруки. В итоге в «Чехове…» мы видим потрясающие платья, пиджаки и пальто у героев, точно попадающие стилем и кроем в эпоху. 

Порезанного на куски Чехова увидели на окраине Москвы

По замыслу проект будет иметь продолжение. В каждой версии покажут по одному акту из «Чайки», «Дяди Вани», «Трех сестер» и «Вишневого сада», а 47 персонажей в исполнении 29 актеров пройдут через все спектакли. И это крайне любопытно, если судить по первой части, которая впечатлила размахом и идеей. 

Порезанного на куски Чехова увидели на окраине Москвы