Популярные запчасти подорожали на 50-70%. Что будет с ценами в 2023 году
Стоимость некоторых автозапчастей в России за год увеличилась более чем на 70%. Сильнее всего подорожали «расходники»
«Вы что, какая гарантия?!» Как дилеры теперь продают новые автомобили Москвич 19 января Стали известны цены на «Москвич 3е» и подробности о комплектации Знаки 20 января Какие новые дорожные знаки появятся в России в 2023 году Ремонт автомобилей 19 января Ушедшие концерны начали отключать Россию от программ для ремонта машин
Ремонт и обслуживание автомобилей за прошедший год существенно подорожали. Autonews.ru совместно с порталом «Дром» выяснил, какие автомобильные детали прибавили в цене больше всего и что будет с рынком запчастей в 2023 году.
Рост цен на самое необходимое
Средняя стоимость автозапчастей с января 2022 года по январь 2023 года выросла на 28-30%, подсчитали в «Дроме» по запросу Autonews.ru. В независимости от дефицита или редкости той или иной запчасти, за 2022 год сильнее всего подорожали самые ходовые автомобильные компоненты, так называемые «расходники» — то, что необходимо менять по регламенту регулярно, без привязки к поломкам или ДТП.
Autonews.ru уже писал, что в цене выросли такие расходные для автомобилистов позиции, как моторные масла и шины. Однако подорожали не только они: в первую очередь выросли в цене и другие «расходники»: фильтры, тормозные диски и колодки, а более всего, на 73%, — моторные свечи.
Средние цены на запчасти в России в январе 2022 года и в январе 2023 года
(для кузовных деталей учитывались как новые элементы, так и бывшие в употреблении) Наименование запчасти Цена в январе 2022 г., руб. Цена в январе 2023 г., руб. Изменение, % Бампер 6 502 8 757 35 Дверь боковая 7 681 9 968 30 Крыло 5 315 7 160 35 Зеркало заднего вида боковое 3 994 5 124 28 Фара 8 412 11 377 35 Панель приборов 4 090 4 033 -1 Сиденье 9 913 11 255 14 Фильтр воздушный 803 1 204 50 Фильтр масляный 608 881 45 Свеча зажигания 709 1 226 73 Катушка зажигания 1 592 2 097 32 Стартер 4 534 5 897 30 Двигатель в сборе 62 815 85 984 37 Насос топливный 3 876 5 118 32 Радиатор охлаждения двигателя 7 409 10 014 35 Решетка радиатора 3 954 4 964 26 Генератор 7 172 9 325 30 Стекло боковое 1 556 1 855 19 Стекло лобовое 8 059 8 592 7 Стекло заднее 3 985 4 331 9 Диск тормозной 2 480 3 785 53 Колодки тормозные 1 814 2 465 36 Суппорт тормозной 2 596 3 615 39 Амортизатор 3 779 4 593 22 Ступица 3 006 4 204 40 Сайлентблок 719 1 003 40 Рулевая рейка 9 606 11 904 24
По данным опроса, проведенного «Дромом», 14% покупателей еще весной 2022 года закупили «расходники» про запас. При этом 55% опрошенных заявили, что приняли решение не поддаваться панике, даже имея возможность купить запчасти впрок.
В меньшей степени подорожали кузовные детали, но это связано с тем, что в этих категориях присутствуют как новые запчасти, так и подержанные, с так называемых «разборок», то есть от машин, которые после аварий не подлежат восстановлению, но отдельные детали которых в столкновениях не пострадали. Если требования безопасности запрещают ставить на машину б/у элементы, скажем, тормозной системы или подушки безопасности от другого автомобиля, то в установке подержанного бокового зеркала или бампера опасности нет.
В этом отношении менее всего подешевели предметы интерьера автомобиля. Они в меньшей степени страдают от времени и в авариях, а потому на разборках найти, скажем, дверную карту или иную пластиковую деталь салона проще, чем, например, фару, которая при лобовом ударе бьется одной из первых.
Рынок близок к стабилизации
Как и в случае с маслами и шинами, наиболее сложная ситуация с автомобильными запчастями в России сложилась весной 2022 года. По данным дилерского центра «Автодом» на улице Зорге в Москве, которые есть в распоряжении Autonews.ru, в январе 2022 года на складах сервисного центра было 89,8% запчастей в наличии от всех, за которыми обращались клиенты. Остальные поставлялись на заказ.
В апреле этот показатель опустился до 67,8%, но уже к октябрю 2022 года вырос до 93,6%.
Это не привело к возвращению цен на уровень годовой давности, но основные проблемы с дефицитом оказались решены, говорит директор Ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих (АДАК) Алексей Певхенен. «После дефицита первой половины 2022 года, уже осенью рынок насытился. И если не случится каких-либо новых катастрофических изменений в мире, нынешняя ситуация сохранится на ближайшие месяцы», — говорит эксперт.
С этим согласен и член правления Союза Автосервисов России Илья Плисов. По его словам, типовой ремонт автомобиля в России более не представляет сложностей, которые существовали в первой половине 2022 года.
Что будет в 2023 году
В одном из дилерских центров Volkswagen, который несколько дней назад посетил корреспондент Autonews.ru под видом простого покупателя, заявили, что в Китае сейчас можно купить, и привезти оттуда в Россию любую автомобильную комплектующую марки, включая двигатель в сборе. Максимальные сроки доставки при этом составят в самом худшем случае полгода.
«Без двигателя, коробки передач и любого другого узла вы не останетесь. Там [в КНР], например, используются такие же моторы 1.4 TFSI, что ставились на популярные у нас Volkswagen Polo и Skoda Karoq», — заверил менеджер, согласившись, что несколько месяцев придется подождать.
По оценке Плисова, сейчас сроки ожидания самых редких запчастей не превышают четырех месяцев. «Чем более редкий автомобиль, тем сложнее достать для него запчасти, а точнее дольше их ждать, но это вопрос времени, а все остальное решается», — резюмировал эксперт.
Певхенен при этом признает, что пока наблюдается дефицит на некоторые наименования запчастей и комплектующих, но в то же время наблюдается развитие параллельного импорта, который все успешнее решает эту проблему. «К лету мы ожидаем, что основные сложности будут окончательно решены», — отмечает эксперт.
При этом никто из опрошенных экспертов не обещает снижение стоимости запчастей. По словам Пехвенена, цены уже скорректировались, с чем согласен и Плисов. Последний лишь отметил, что осталось дождаться, чтобы страховые компании, оплачивающие ремонт, привели свои каталоги стоимости запчастей в соответствие с рыночными реалиями.
В «Дроме» при этом допускают, что цены на запчасти вновь пойдут вверх в связи с падением курса рубля. Отметим, что с начала февраля 2023 года российская валюта потеряла относительно американского доллара примерно 4,7 руб.: если в начале февраля доллар США стоил около 70 руб., то в середине февраля уже около 74,8 руб.
Эксперты сходятся во мнении, что при условии отсутствия новых непредвиденных негативных факторов рынок будет стремиться к тому, чтобы сроки ожидания даже редких запчастей сокращались, а их ассортимент расширялся. Правда, дальнейшего снижения цен относительно уровня января 2023 года никто не ожидает.