Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Почему не работает стеклоподъемник: причины, советы по ремонту

Все про электростеклоподъемник: почему не работает и как починить

Даже самые простые и давно привычные опции со временем могут отказывать. Как устроен электростеклоподъемник и что в нем может сломаться: объясняет Autonews.ru


            Почему не работает стеклоподъемник: причины, советы по ремонту

  • Как работают стеклоподъемники
  • Причины отказа
  • Что делать в случае отказа ЭСП
  • Как вручную поднять стекло
  • Как работают стеклоподъемники

    Любой электростеклоподъемник представляет собой конструкцию из 12-вольтового мотора, соединенного с ним тягового троса и вспомогательных элементов, по которым двигается трос и стекло.

    Как альтернатива тросовому приводу, бывают системы с зубчатой рейкой, по которой перемещается мотор (вместе со стеклом). Все это дополняется направляющими, уплотнителями и прочими вспомогательными элементами. Как ни странно, наиболее сложной частью конструкции является кнопка управления. В современных машинах это не просто механический замыкатель, а контакт, отправляющий сигнал электронному блоку управления по CAN-шине. А уже блок управления дает «добро» мотору на открытие или закрытие стекла.

    CAN-шина расшифровывается как controller area network — буквально «зона сети контроллера». А шина в данном случае — это провода, по которым передаются данные. Переводя на понятный язык это означает, что почти каждый электрический механизм в автомобиле завязан на цифровой блок управления. Который не только передает исполнителю команду на срабатывание, но и контролирует его состояние. Например, может определить замыкание или иную ошибку в работе. CAN-интерфейс сегодня применяется абсолютно в любой машине и сильно упрощает как схему проводки, так и диагностику.

    Очевидно, что в практически вымершем сегодня ручном приводе стекол никакого мотора с кнопками нет. Однако общая логика механизма (трос или рейка) такая же.

    Почему стеклоподъемник не работает

    Причин выхода из строя может быть две: механическая или электрическая. Рассмотрим оба варианта.

    Механические повреждения

    От старости сдаются как сами электромоторы (перегорают или заклинивают от грязи, крошатся щетки), так и пластиковые шестерни их редукторов — механизмов передачи вращения. Также часто рвутся или заедают в оплетке тросики привода. К более экзотическим вариантам относятся индивидуальные для каждой модели «болезни». Это могут быть поломки или сильный износ направляющих, фиксаторов, роликов, стопоров и прочих деталей, обеспечивающих слаженность работы всего механизма.

    Нередко причиной отказа или плохой работы электростеклоподъемников являются высохшие и деформированные уплотнители. Стекло в них банально перекашивает, за счет чего оно либо клинит совсем, либо перемещается с трудом.

    Электрические неисправности

    Обрыв или замыкание проводки — самый распространенный вариант в данной категории (после перегоревшего предохранителя).

    Реже выходят из строя модули клавиш — особенно этим грешат отечественные автомобили.

    И совсем редко «умирают» электронные блоки управления. Как правило, это происходит из-за попадания в них воды, хотя случаются и отказы без видимой причины.

    Стеклоподъемник не работает: что делать

    Прежде всего, нужно понять, к какой из обозначенных выше категорий относится неисправность. Если при нажатии на клавишу электростеклоподъемника со стеклом хоть что-то происходит — например, оно пытается сдвинуться, начинает медленно ехать, или хотя бы есть звуки работы механизма — то проблема, скорее всего, в механике. Для выяснения точной причины, если банальная смазка уплотнителей не помогла, дверь придется разбирать. Так как механизм стеклоподъемника сам по себе довольно простой, обычно после съема дверной карты (это декоративная обшивка со стороны салона) все становится понятно. Обратить внимание следует на такие моменты как:

    • Целостность тросика привода стекла и легкость его перемещения.
    • Повреждения и износ направляющих или иных деталей, обеспечивающих точную кинематику (схему движения) всего механизма.
    • Положение стекла в фиксирующем его зажиме. Иногда его перекашивает, что затрудняет нормальную работу.
    • Износ пластиковых шестерен редуктора, передающего усилие от мотора непосредственно механизму привода.
    • Загрязнение и коррозия системы тяг, тросов и иных подвижных деталей.
    • Износ электромотора, не развивающего должного усилия. Некоторые моторы можно разобрать, проведя внутреннюю ревизию и очистив от продуктов износа.
    Читать также:
    Дилер назвал российские цены на флагманский кроссовер Aito M9

    Иногда при явной видимости проблем с «железом» неисправность все-таки кроется в электрической части. Например, если вышел из строя самовосстанавливающийся предохранитель. В этом случае он будет обрывать цепь через несколько секунд после начала работы мотора, создавая впечатление, что механизм просто внезапно заклинивает.

    К вышеизложенному алгоритму проверки остается добавить электрическую часть. В нее входят:

    • Осмотр проводки на перетирание и обрыв.
    • Проверка разъемов: вследствие коррозии контакты могут не обеспечивать должной надежности соединения.
    • Проверка предохранителя, отвечающего за цепь ЭСП. Схему можно найти в Руководстве по эксплуатации или на крышке монтажного бокса предохранителей.

    Даже решив проблему заменой предохранителя, нужно помнить, что его перегорание является следствием, а не причиной. Поэтому если инцидент повторится, следует искать потребителя-виновника, из-за которого выбивает защиту.

    • Проверка самовосстанавливающегося предохранителя. Еще его называют термопредохранитель. Эта деталь служит для защиты цепи от чрезмерного превышения тока — например, при попадании чего-либо под закрывающееся стекло. Но, в отличие от обычного, такой предохранитель не перегорает, а просто разрывает цепь на несколько секунд (минут). Если наблюдаются проблемы с электростеклоподъемником, а при удалении самовосстанавливающегося предохранителя все начинает работать быстро и без сбоев — вероятно, он неисправен.

    Как вручную поднять стекло при сломанном стеклоподъемнике

    Предположим, что электростеклоподъемник просто внезапно перестал реагировать на кнопку, при этом предохранитель в порядке. Первым делом придется разбирать дверь, потому что тиражируемые в Сети советы типа «сильно зажать стекло руками и потянуть вверх» скорее всего не сработают (хотя попробовать стоит). Сняв обшивку нужно осмотреть механизм: возможно, неисправность можно будет устранить сразу.

    • Если очевиден обрыв тросика, стекло действительно можно вытолкать руками вверх и зафиксировать доступным способом. Например, малярным скотчем, или проложив что-то между стеклом и уплотнителем.
       
    • Когда видимых повреждений нет, а стекло просто застряло, стоит проверить разъемы — возможно, где-то нет контакта. Если все в порядке, задачей становится перемещение стекла вверх по направляющим вручную. Здесь все зависит от механизма стеклоподъемника конкретной машины. Где-то можно тянуть за тросы и, тем самым, поднимать стекло. Где-то придется снимать крышку редуктора (возле мотора) и вручную крутить шестерни.
       
    • Третьим вариантом является прямое подключение мотора электростеклоподъемника, если проблема в проводке или управлении. Для этого необходимо убедиться, что при нажатии кнопки на мотор не поступает напряжения. Тогда питание можно подать вручную, от внешнего источника. Чтобы не повредить электронику, перед этим обязательно нужно отключить разъем мотора и запитывать его напрямую. На контакты подается 12 вольт: при одной полярности мотор будет работать на опускание стекла, при другой — на подъем.

    Отметим, что последний способ сработает только на классической схеме, где мотор является отдельным элементом. На многих современных автомобилях электродвигатель составляет неотъемлемую часть моноблока, где механическая и электронная часть выполнены в едином корпусе.

    Читайте также: