Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Почему не работает спидометр и как это исправить

Все о спидометре: почему не работает и как починить

Autonews.ru разбирается в проблеме неработающего спидометра, а также вариантах его диагностики и самостоятельного ремонта


            Почему не работает спидометр и как это исправить

  • Как работает спидометр
  • Причины отказа
  • Что делать, если не работает спидометр
  • Как работает спидометр

    Спидометр — это прибор для измерения мгновенной (текущей) скорости автомобиля. Такие устройства впервые стали появляться в начале XX века, и с тех пор являются неотъемлемым атрибутом подавляющего большинства автомобилей. С момента изобретения спидометр претерпел серьезные изменения в конструкции, а эволюцию прибора можно разделить на 3 этапа.

    Механический

    Самое простое, но наименее точное и не очень надежное исполнение. На выходном валу коробки передач устанавливается редуктор (набор шестерен), который преобразует вращение вала во вращение металлического тросика. При увеличении или уменьшении оборотов вала КПП — то есть при изменении скорости, — меняются и обороты тросика. Тросик оканчивается в корпусе спидометра, где на его конце расположена магнитная пластина. Ответная часть представлена еще одной пластиной: уже металлической, которая связана с подпружиненной стрелкой. Между магнитной и металлической пластинами оставлен откалиброванный зазор. В покое пружина удерживает стрелку на ограничителе, в районе нуля. Как только автомобиль начинает движение, вращение магнитной пластины создает вихревые токи, которые «увлекают» алюминиевую пластину вслед за ней — стрелка начинает отклоняться. Чем выше скорость, тем выше ток и сильнее отклонение стрелки.

    Электромеханический

    Промежуточный вариант развития спидометров. Как можно понять из названия, к механической части добавилась электрика. В таких приборах вместо металлической ответной пластины используется индукционная катушка. В зависимости от оборотов вращения магнитной пластины меняется индукционный ток катушки. На эти изменения реагирует механизм привода стрелки (по сути — амперметр), который и меняет ее положение на циферблате.

    Избавившись от проблем низкой точности механических спидометров, электромеханические, тем не менее, не стали принципиально надежнее. Основную проблему по-прежнему представлял механизм передачи вращения: стирались и ломались шестерни редуктора, заклинивали и рвались в оплетках тросики.

    Электронный

    Используется практически на всех современных легковых автомобилях. Принципиально отличается почти полным отсутствием подвижных частей — не считая самой стрелки. Эта особенность определяет высокую надежность и точность современных электронных спидометров. Вместо шестеренчатого редуктора на выходном валу КПП установлен бесконтактный датчик, считывающий обороты. Далее эта информация поступает в микросхему спидометра, которая преобразует ее в перемещение стрелки.

    Альтернативным вариантом служит полностью цифровой спидометр, вообще не имеющий подвижных деталей. Тренд перехода на ЖК-панели вместо классических указателей задан давно, и сегодня все больше даже бюджетных (относительно) моделей лишены «живых» стрелок. Стоит отметить, что многие автомобили с электронным спидометром определяют скорость не только по оборотам выходного вала коробки, но и опираясь на показания датчиков АБС.

    Почему не работает спидометр

    Общих причин отказа спидометра может быть три: неисправность механики, электрики или электроники. Рассмотрим эти варианты чуть подробнее.

    • Неисправность механической части. Сюда обычно относятся упомянутые выше шестерни, а также заклинивание (или обрыв) тросика спидометра. Реже случаются поломки механизма привода стрелки непосредственно в корпусе прибора. Очевидно, что данный пункт актуален только для схем с тросиковым приводом.
    • Отказ электрики. Здесь все просто: проблема заключается в перетирании, окислении или обрыве проводов от датчика скорости — конечно, если речь об электронных спидометрах. Более редким вариантом будет перегорание предохранителя. Если это произошло, стоит озаботиться диагностикой всей цепи, которую он защищает (вероятнее всего, спидометр там не единственный). Как и в случае с любым предохранителем, почти всегда его сгорание является следствием превышения тока, причину которого необходимо установить.
    • Отказ электроники. Наиболее редкий сценарий. Современные электронные блоки очень надежны, тем более что спидометр находится в наименее агрессивной зоне работы — салоне.
    Читать также:
    Дилеры привезли в Россию кроссовер Volkswagen Tacqua из Китая

    Что делать, если не работает спидометр

    Диагностика спидометра возможна как визуальным, так и измерительным методом. Рассмотрим базовый алгоритм, разбив его на два подраздела: для механического/электромеханического вида, и отдельно для электронного.

    Механический и электромеханический

    • Загнать машину на эстакаду или подъемник с целью обеспечения доступа к коробке передач.
    • Установить местонахождение датчика скорости — обычно он находится в районе выходного вала КПП, в боковой или верхней части корпуса коробки.
    • Осмотреть сам датчик и оплетку тросика, уходящую в салон. Иногда повреждения видны сразу: например, перелом оплетки или явный обрыв. В других случаях необходимо выкрутить датчик скорости и осмотреть его — очень часто виновником является стесанная шестерня. Нередко страдает втулка или тросик в месте их контакта: «слизывает» грани и втулка прокручивается. Также необходимо проверить легкость вращения тросика. Не должно быть закусываний или чрезмерных усилий.

    Если причина установлена на данном этапе, ремонт будет относительно несложным и недорогим. Намного хуже, когда ведомая шестерня на датчике цела, а стесалась ведущая, находящаяся в коробке передач. В этом случае ремонт потребует съема и разборки КПП.

    Если осмотр датчика и тросового привода не вызвал вопросов, проблему следует искать в самом спидометре. Например, возможен износ механизма пластин или выход из строя индукционной катушки. Почти всегда восстановление данных элементов сложно и экономически невыгодно, поэтому прибор проще заменить.

    Электронный

    Еще одним преимуществом полностью электронного спидометра является относительная простота диагностики. Так как механический привод отсутствует, в «подозреваемых» оказывается только сам датчик (или датчики, если считывание идет по АБС), проводка и непосредственно прибор. Наиболее точную картину даст подключение диагностического сканера, хотя и обычную визуальную проверку, разумеется, никто не отменял. Обратной же стороной отсутствия «лишних» механических компонентов является цена на датчики. Еще большую сумму придется выложить за замену электроники в салоне, если причина в ней. Однако стоит отметить, что в целом современные электронные спидометры не в пример надежнее механических, и требуют внимания значительно реже.

    Читайте также: