Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Почему автовладельцы ждут новый налог на гибриды. Эксперты все объяснили

Эксперт Семенов назвал налог на гибриды мерой стимуляции российского автопрома

Методика расчета налога на гибридные автомобили нуждается в корректировке. На проблему обратили внимание профильные эксперты. Объясняем, почему это важно


            Почему автовладельцы ждут новый налог на гибриды. Эксперты все объяснили

На проблему несправедливого расчета налога на гибридные автомобили в России неоднократно обращали внимание как профильные эксперты, так и сами владельцы таких транспортных средств.

В беседе с Autonews.ru директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов выразил мнение, что игры с суммированием мощностей электро- и бензиновых двигателей гибридных автомобилей имеют вполне понятную цель — создание заградительного барьера для импорта современных автомобилей в целях повышения конкурентоспособности отечественного автопрома в части стоимости владения автомобилем.

«Ничем от утилизационного сбора, не имеющего отношения к собственно утилизации и ставшего заменой государственной ввозной пошлине под лозунгами о защите экологии, это не отличается», — конкретизировал специалист.

Почему это важно

В актуальной редакции Налогового кодекса используется устаревший подход. В качестве основы начисления налога берется мощность мотора в лошадиных силах, а вопрос расчета мощности автомобилей с несколькими двигателями проработан откровенно плохо. Суть проблемы заключается в том, что максимальная мощность силовой установки не является простой суммой мощностей компонентов, входящих в нее. Для определения реальной мощности нужна специальная методика, учитывающая разные условия работы. В настоящее время налог на одни гибридные автомобили оказывается завышен, на другие — занижен. Случаются и курьезные ситуации, когда на одну и ту же модель начисляют разный налог из-за разной мощности в документах.

Проблему некорректного определения мощности гибридных транспортных средств в России Autonews.ru поднял еще в 2024 году. В редакцию обратились владельцы таких автомобилей с просьбой разобраться в особенностях налогообложения и исчисления мощности. Выяснилось, что в СТС нередко вписывают завышенную мощность, что приводит к увеличению налога. Проблема носит массовый характер.

В частности, обладатель гибридного кроссовера Toyota RAV4 Евгений рассказал, что в ходе оформления документов на машину не просто сложили мощность бензинового и электрических моторов, но и завысили производительность одного из электромоторов. В результате транспортный налог на самый обычный кроссовер достиг суммы в 42 тыс. руб.

Громадный налог делает нецелесообразной в России покупку современных и высокотехнологичных гибридных машин, хотя такие транспортные средства потребляют меньше топлива и изначально должны быть более выгодными с точки зрения эксплуатационных расходов.

«Получив документы из лаборатории, я счастливый прибегаю в МРЭО ставить на учет, и девушка там ошарашивает: оказалось, что мощность машины — не 178 л.с., а 280 л.с. И вот это для меня был шок!», — рассказал Autonews.ru автовладелец.

Toyota RAV4 гибрид

В каталоге автопроизводителя на данную модель указана максимальная мощность 222 л.с. По факту мощность ДВС конкретно этого RAV4 — 131 кВт, переднего электромотора — 48 кВт, а заднего — 11 кВт.

Как работает гибрид

В худшем положении оказались в России обладатели параллельных гибридов, у которых двигатель внутреннего сгорания (ДВС) крутит генератор для подзарядки тяговой батареи. Аккумуляторы у таких транспортных средств невелики, а запасенная энергия тратится лишь при разгонах и неспешной городской езде. К примеру, на Toyota RAV4 стоит батарея емкостью 1,2 кВт•ч, а зарядить ее от сети невозможно.

Читать также:
Все о премьерах и инициативах властей. Самое важное из ленты Telegram

Иными словами, ДВС сжигает бензин, заряжает батарею, и уже потом запасенное электричество вращает электромоторы. Алгоритмы работы гибридной силовой установки заточены под экономию того самого топлива. В большинстве режимов машина едет просто от ДВС.

Как выгодно суммировать

После ухода из России всемирно известных автомобильных брендов в выдаваемых на гибриды ЭПТС стали суммировать мощность двигателя внутреннего сгорания и электродвигателей. Если прежде производители могли повлиять на эту ситуацию и предоставить реальные данные о мощности силовой установки, то теперь их мнение при одновременном отсутствии полноценной нормативной базы перестало учитываться.

Для документов мощность, исчисляемая в кВт (л.с.), берется МРЭО для СТС и для налоговой из ЭПТС. А электронный паспорт выдают испытательные лаборатории, выпускающие также Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Там прописывается показатель мощности. По электромоторам учитывается «максимальная 30-минутная мощность, кВт», которая берется из каталогов производителей. При отсутствии этого показателя в каталоге она рассчитывается самими лабораториями, но никаких измерений обычно не производят вовсе. Вместо максимальной 30-минутной мощности подставляется значение пиковой мощности, то есть значительно больший показатель. Затем мощность ДВС и электромотора суммируется и образуется фантастическое число, приводящее к не менее впечатляющему налогу. Примечательно, что параметр «30-минутной мощности» у самих автопроизводителей, как правило, отсутствует.

Toyota RAV4 гибрид

В качестве примера приведем упомянутый RAV4. Максимальная 30-минутная мощность — это средняя мощность в течение 30-минутного периода, но на этом автомобиле электромоторы не смогут работать без перерыва обозначенный период времени: аккумулятор на 1,2 кВтч расходуется почти мгновенно.

Официально разработанной нормативной базы, позволяющей грамотно оформить документы на гибриды, в России пока нет. В некоторых МРЭО мощность просто суммируется, в других — нет. Меньше проблем у владельцев последовательных гибридов, на которых колеса вращаются лишь за счет электромоторов. В этом случае мощность ДВС при расчете налога не учитывается.

Решить вопрос пытались путем принятия ГОСТ Р 41.85-99 (Правила ЕЭК ООН № 85) в 1999 году. В том документе уточнялось, что электромоторы, ограниченные емкостью батарей, не могут выдавать большую мощность: если мощность электромотора ограничивается тяговой мощностью аккумулятора, в расчет можно брать тяговую мощность аккумулятора. Этот документ был отменен.

Затем, в 2023 году, Минфином было выпущено разъяснение касательно налогообложения гибридов. В нем говорилось, что при исчислении налога на параллельные гибриды нужно суммировать максимальную 30-минутную мощность и мощность ДВС. При отсутствии механической связи с трансмиссией ДВС (последовательные гибриды) — брать только мощность электрической части.

В беседе с Autonews.ru президент Национального союза Антон Шапарин предложил в отношении параллельных гибридов начислять налог только на ДВС. Лишь в этом случае, по мнению эксперта, россияне начнут активно переходить на современный и экологичный транспорт.

Autonews.ru обратился в Минпромторг с просьбой прокомментировать ситуацию по расчету мощности гибридов. На момент публикации ответа от министерства получено не было.

Читайте также:

Авторы Теги Александр Воронцов