Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Почему администрация образцового лицея не захотела признать травли подростка

Почему администрация образцового лицея не захотела признать травли подростка

14-летний Илья Меньшиков пришел из школы с подбитым глазом и рваной раной нижнего века. Восьмиклассник в очередной раз отбивался от компании лицеистов, которая, как выяснилось, травила его с начала учебного года. Ульяна Меньшикова, мама Ильи, повела сына в травмпункт и пошла за справедливостью в школьный лицей N 101, носящий звание образцового.

Почему администрация образцового лицея не захотела признать травли подростка

Материнское расследование выявило скандальные факты. В региональном следственном управлении возбудили уголовное дело о халатности педагогов.

Ульяна Меньшикова сама педагог и блогер. Не в ее характере что-то замалчивать. О травле своего ребенка рассказывает максимально открыто.

— В сентябре сын вернулся с занятий в свежекупленной куртке, весь увешанный плевками и с отпечатком грязного ботинка на спине. Сказал: "Да это малолетки дурью маются, сам разберусь, мам". Парень у меня высокий, крупный, в анамнезе три года футбола и семь лет занятий киокушинкай, конечно же, разберется, решила я, тем более с мелкотой. Но дальше — больше. Стал регулярно приходить в грязной одежде, видно, что после боев, хотя физически целый. На все мои попытки пойти и разогнать эту кодлу был один ответ: "Не лезь, разберусь сам, мне будет стыдно, если мама пойдет защищать меня от шестиклассников". После того как сын попросил меня купить ему кастет, чтобы он мог спокойно ходить в школу, я поняла, что нужно всю эту историю с "малолетками" решать в правовом поле, пока не произошло страшное. Беседу с сыном провела. Поход к директору был запланирован, но накануне сын пришел побитый.

Меньшиковы обратились в травмпункт, там зафиксировали побои, и в полицию поступил сигнал о том, что в учебное время на территории школы пострадал подросток. Есть видеозапись: подростки кидают в Илью кусками льда, после чего он с окровавленным лицом возвращается в школу. Ульяна Меньшикова обзвонила одноклассников Ильи.

— Выяснилось, что сын все эти месяцы жил как на войне. Двое семиклассников и шестиклассники выбрали его своей жертвой и практически ежедневно, темным вечером (а Илья учится во вторую смену и возвращается затемно, уже в восьмом часу вечера) караулили за воротами школы. Нападали и били всегда со спины, тут же разбегаясь врассыпную, унижали, поливали нецензурной бранью, оплевывали (и все они — дети из вроде бы приличных семей). Все, что узнала, я описала в своем письме директору школы, где посмела допустить вот такую формулировку: "Илья находится на грани нервного срыва. Все это время он постоянно ожидает нападения и очередных унижений".

И вот тут в истории произошел крутой поворот. Педагоги отреагировали. И довольно резко. И виноватых им искать было не нужно. Они были — это, конечно, мама и пострадавший мальчишка.

— Ваш сын стал жертвой потому, что он сам виноват, он слишком остро реагирует на безобидные тычки и пинки! Ему нужно быть более сдержанным! А я, оказывается, не занимаюсь сыном, — рассказала Ульяна об "итогах" встречи с директором, завучем и классным руководителем.

В лицее издевались не только над Ильей. И учителя об этом знали

Именно эта явно неадекватная реакция со стороны педагогов, да еще и лучшего в городе лицея, взорвала общественность. История получила огромный резонанс. Травля в детской и подростковой среде была (и, увы, наверное, будет) всегда. Но что случилось с учителями?! Российские звезды кинулись записывать видео в поддержку Ильи. Региональные чиновники создали межведомственную комиссию — как всегда, выяснять, кто виноват и что делать. Оперативно придумали тренинги и семинары для школьников, родителей и учителей для профилактики насилия и создания безопасной среды в школах. Началось следствие по уголовному делу о халатности, и тут же выяснилось, что в лицее травили не только Илью, но и других учеников. И учителя знали об этом.

А маму с сыном, конечно, окружили заботой. Хорошо, что было еще не поздно.

— Безусловно, мама с ребенком не останутся один на один с системой, — заверила "РГ" Ольга Казанцева, уполномоченный при губернаторе Алтайского края по правам ребенка. — Ребенку оказывается квалифицированная медицинская и психологическая помощь. Замечательный, кстати, мальчик, очень миролюбивый. С мамой Ильи состоялся спокойный, обстоятельный разговор — то, чего не было в первый раз, когда она встречалась с руководством лицея. Администрациям образовательных учреждений следует учиться видеть случаи травли детей и признавать их. Отношение со стороны администрации вроде "всякое бывает", "всегда так было", "подумаешь, пнули" является просто недопустимым.

Читать также:
Визит Помпео на Украину запланирован в первых числах 2020 года

По словам детского омбудсмена, руководству школ не стоит скрывать факты травли (или буллинга, как сейчас называют это явление) ради сохранения имиджа. Напротив — успешность школ должна оцениваться по оперативности и грамотности действий по оказанию помощи пострадавшим детям.

В 2018 году в адрес Казанцевой поступило восемь обращений, связанных с насилием в школах. Она полагает, что таких фактов на самом деле больше. И призывает родителей обращаться за поддержкой.

Между тем

Илья Меньшиков сейчас проходит курс реабилитации в Краевом кризисном центре для мужчин. Что делать оказавшимся в похожей ситуации детям и их родителям — советы замдиректора центра Елены Васильевой:

— Дети, подвергшиеся травле со стороны сверстников, прежде всего должны рассказать об этом родителям или тем взрослым, которым они доверяют. Также нужно искать поддержку среди своих друзей, одноклассников. То же самое относится и к детям, оказавшимся свидетелями этой травли. С этой ситуацией нельзя оставаться один на один, замыкаться в себе. Дети, особенно младшего школьного возраста, самостоятельно такую проблему решить не смогут.

Причин для начала травли множество: социальное положение, национальность, внешние данные, фактор новичка. Разрешить ситуацию с применением силы, отомстить обидчикам едва ли получится. Насилием проблему до конца не решить. Чем буллинг отличается от конфликта, драки? В конфликте есть возможность разрешить ситуацию один на один. В буллинге один оказывается против группы. Психологи даже считают, что нет большого смысла искать причины конкретного буллинга. Гораздо важнее искать пути разрешения ситуации.

Родителям нужно учить детей различать ситуации травли и конфликта. И формировать непримиримую позицию к травле, умение сказать: "Нет, я в этом не участвую". Необходимо быть в постоянном контакте с ребенком и чутко реагировать на изменения в его состоянии, поведении. Почаще беседовать, расспрашивать, как прошел в школе день, что было нового, как настроение. Когда есть доверительный контакт с ребенком, родители легко выявляют случаи буллинга. А в этом случае уже можно обращаться за помощью к школьным педагогам. Если они не готовы квалифицированно работать в этом направлении, идите к специалистам по социальной работе, психологам.

Буллинг чаще всего возникает именно в школах. Ведь классы формируются не на основе привязанностей детей, их интересов, а всего лишь для обучения. Чтобы искоренить травлю, нужно объединить ребятишек позитивными целями, конструктивными идеями. Когда их нет, возникает благодатная почва для агрессии и негатива.

Еще один важный момент. Педагоги не всегда адекватно и вовремя реагируют на случаи травли потому, что у части из них есть собственный детский опыт таких ситуаций, незалеченных психологических травм. К тому же они находятся под прессингом перманентных перемен в российской системе образования. Многие ситуации буллинга можно предотвратить в зародыше. Но для этого требуется внимательное наблюдение за состоянием каждого ученика. А у учителей на это часто просто нет времени — оно уходит на заполнение бумаг.

Мнение

Ирина Михеева, доцент кафедры психологии и социологии управления, директор Психологического центра Алтайского отделения РАНХиГС:

— По разным источникам, от 30 до 40 процентов детей подвергались унижению в школе либо сами инициировали его. Остальные были свидетелями. Результаты исследований говорят, что первое время эти свидетели испытывают к жертвам сочувствие и жалость. А потом привыкают. Вот с какой категорией надо работать! Учить свидетелей не оставаться в стороне, а защищать униженных и оскорбленных. К сожалению, в современной школе нет механизма, позволяющего регулировать поведение учеников. Сами родители этому сопротивляются: вы не имеете права заставлять, вы должны сдувать пылинки с моего ребенка и так далее. А дети еще не понимают, что такое хорошо и что такое плохо, они активно познают границы окружающего мира, пытаются раскачать эти границы. И если их вовремя не поправить, они легко потеряют ориентиры. Детям нужно помогать понять, что дозволено, а что — нет. Но учителя стали бесправными в воспитательном процессе, их роль благодаря постоянным реформам сведена к "поставщикам образовательных услуг". Сейчас это люди, бесконечно задерганные инструкциями, бумагами и проверками. Такого уровня эмоционального выгорания, как у учителей, больше ни у кого нет.