Параллельные машины резко подорожали. Что изменилось после 1 апреля
«Лиса рулит»: после 1 апреля в Россию будут возить Lixiang, Zeekr и Toyota Rav4
После 1 апреля за ввезенные по параллельному импорту автомобили начали взимать повышенные сборы. Можно ли сейчас привезти машины, насколько они подорожали и на какие модели переключились перевозчики
Рынок параллельных автомобилей на некоторое время затаился после вступления в силу новых ограничений с 1 апреля 2024 года. Начиная с этой даты на все ввезенные по параллельному импорту машины нужно платить таможенные платежи и различные доначисления в виде основного и дополнительного утильсборов. Как рассказали опрошенные Autonews.ru перевозчики и эксперты, первое время участники рынка пережидали, пытаясь понять, как работает новая схема.
Разбираемся, какие автомобили будут теперь привозить по каналам альтернативных поставок, насколько они подорожали, от каких моделей пришлось отказаться и когда покупателям грозит доначисление «утиля».
Когда покупателям доначислят утильсбор на ввезенные до 1 апреля автомобили
Большинство автоперегонщиков, включая крупных автомобильных дилеров, попытались ввезти в Россию как можно большее количество машин до вступления в силу ужесточений. Так, после 1 апреля при ввозе автомобилей из стран ЕАЭС (кроме России сюда входит Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) придется уплачивать коммерческий, а не льготный утильсбор: от 306 000 руб. за автомобили с моторами до 2 л.
Ажиотажный спрос возник в феврале-марте, как только стало понятно, что сэкономить на ввозе не получится и придется платить не один «утиль», а сразу два. Об этой ситуации рассказала Autonews.ru эксперт по параллельному импорту и автор блога «Лиса Рулит» Елена Лисовская. Однако, чтобы успеть сэкономить, автомобили нужно было полностью растаможить и получить ЭПТС. Те, кто не смог вовремя получить документы, теперь обязаны будут уплатить доначисления. Поэтому, по ее словам, с завезенными в Россию до 1 апреля автомобилями возможны две ситуации. Первая: автомобиль полностью растаможен. В таком случае заплатить нужно будет только указанную продавцом цену. Но есть и другой вариант. Так, заказанные в середине февраля — начале марта автомобили могли не успеть доехать до России или пройти таможенную очистку.
«Чтобы полностью оформить машину, нужно уплатить утильсбор в полном объеме, пройти лабораторию. Тогда ЭПТС меняет свой статус на завершенный. Если же перевозчик этого сделать не успел, то по всем машинам, которые не имеют завершенный ЭПТС, нужно будет доплачивать гигантский утильсбор», — предупредила эксперт.
При этом Лисовская уверена: даже непрофессионал при покупке машины в состоянии заметить такую особенность в документах.
«Чтобы не обнаружить дополнительный утиль, нужно быть совсем наивным человеком. Покупая любой автомобиль, нужно проверять документы. Главное — обратите внимание, чтобы ЭПТС был в завершенном статусе. Так, до 1 апреля все продавцы пытались поспешно оформить документы на ввезенные автомобили — как раз, чтобы избежать повышенных сборов и заплатить только один утиль, а не два. Были надежды, что еще получится пользоваться более выгодными условиями в Казахстане или Киргизии, но быстро стало понятно, что это не так».
Также Лисовская рассказала, что некоторые перевозчики, когда понимали, что не успеют завезти и очистить машины, попытались пройти оформление «удаленно».
«Делали фотографии для испытательных лабораторий, которые обязательно нужно проходить. И получалось, что пока машина ехала на автовозе от Киргизии до России, она уже как бы прошла «лабораторию», хотя этого не делали. Но это рискованные серые схемы. Я знаю способы, как это проверяется, и тогда аннуляция ЭПТС — меньшее из проблем, что может ждать владельцев таких автомобилей», — предупредила эксперт.
О том, что пока поставки параллельных автомобилей частными перевозчиками затормозились, также подтвердил участник рынка Руслан Кривонос, который специализируется на доставке автомобилей в Россию из Европы через Белоруссию. По его словам, пока новая система работает «очень непонятно». Так, все также можно ввозить автомобили через Белоруссию, растаможивать их в России. Таможня при расчете платежей ориентируется на список Минпромторга с ценами на автомобили — на каждую модель есть фиксированная цена. Однако, как указал Кривонос, этот документ не учитывает, новый автомобиль или уже с пробегом.
«Сначала мы взяли небольшую паузу, довозим то, то было заказано ранее. А новую систему пока не отстроили. Вот, например, нет разницы в размере платежей для нового автомобиля одной модели 2024 года и такого же — 2022 года с пробегом 50 тыс. км. То есть за ориентир таможня берет цену новой модели в Европе. В итоге расчет неадекватный. Пока ждем эту корректировку», — сказал эксперт.
Также он отметил, что на одинаковые автомобили таможня может начислить совершенно разные сборы. К примеру, на один и тот же автомобиль с пробегом возрастом до 3 лет утиль может быть 800-900 тыс. руб., а может 2 млн руб. Одновременно с этим есть возможность растаможивать автомобили на физлиц в Белоруссии и по ряду документов даже за новый автомобиль заплатить только 5 тыс. руб., добавил Кривонос.
Новые вопросы возникли после новостей о том, что в США намерены ограничить возможность для перегона автомобилей в Россию через Белоруссию — пока участники рынка только изучают потенциальные риски.
Насколько подорожали автомобили из параллельного импорта
По словам Лисовской, на фоне повышенного спроса из России цены на автомобили начали расти заметно раньше 1 апреля.
«Автомобили сметали по бешеным ценам. И на это быстро отреагировали дилеры и посредники. В Бишкеке мы заказывали уже накануне апреля, потому что знали, что автомобили разберут быстро, и там тоже начали подкручивать прайс-листы. И китайские коллеги, как поняли, что к чему, стали ставить бешеные ценники на автомобили, и люди все равно покупали», — сообщила участница рынка.
По ее словам, дилеры в Китае зарабатывали на популярных моделях из среднего сегмента около $500, однако весной стали прибавлять сверху суммы от $5 тыс.
«Но автомобили все равно покупали. Lixiang, Zeekr — на все ходовые модели бешено взлетели цены, поэтому они сразу резко подорожали и в автосалонах, причем даже те, которые ввезли заранее и успели растаможить. Купить Jeely Monjaro за прежние ориентировочные $25 тыс. тоже стало невозможно», — рассказала Лисовская.
Также эксперт перечислила несколько схем мошенничества, с которыми она столкнулась при заказе автомобилей у посредников, в том числе у продавцов из Китая и Бишкека.
«Некоторые автомобили они стали продавать по нескольку раз. Например, я знаю случай, когда один Geely Monjaro продали по шесть раз. И некоторым, кто просто внес предоплату по $1 тыс., повезло. Но некоторые оплатили автомобили полностью, — рассказала Лисовская.
Она назвала еще один прием — когда под видом полноприводных моделей клиентам продают переднеприводные с переклеенными шильдиками 4х4. Так, Лисовская столкнулась с Toyota Rav4, которые на рынке выставили по ценам моделей с полным приводом, и клиенты не сразу заметили отсутствие раздатки и режимов переключения движения.
Lixiang, Zeekr и вторичка
По оценке Лисовской, в Россию по параллельному импорту больше не будет смысла ввозить те модели, которые представлены у дилеров официально: с учетом уплаты всех платежей разница в цене у официалов и частных перевозчиков становится незначительной. И клиенты в таком случае готовы доплатить чуть больше, но заключить договор с официальным автосалоном.
Также перестает быть экономически выгодным ввоз моделей средней по текущим меркам ценовой категории с мощными моторами. Лисовская привела пример расчета на Toyota Highlander с мотором мощностью 182 кВТ. Модель привезли через Киргизию уже после 1 апреля 2024 года. Доначисления к стоимости автомобиля составляли 1 382 000 руб., а после — уже 1 683 000 руб. То есть растаможить машину стало на 300 тыс. руб. дороже — эта цену перевозчики обычно доначисляют к цене сделки.
«Даже если ввозить автомобиль на физлицо под заказ, все равно не получится заплатить некоммерческий утилизационный сбор, потому что до сих пор не существует документов, которые нужно показать нашей российской таможне, чтобы утилизационный собор считали, как для физического лица», — отметила Лисовская.
Перевозчики рассказали, что будут ввозить все возможные модели Lixiang, а также Zeekr 001. Они уточнили, что официально в России эти модели не представлены и спрос со стороны заказчиков есть. Также перегонщики продолжат ввозить модели Voyah. Так, Лисовская напомнила, что разница в цене у частных перегонщиков и дилеров может достигать несколько миллионов рублей, что дает возможность для маневра. Так, совсем недавно на рынке можно было найти Voyah Free за 4,4-5 млн руб. В то время, как у официальных дилеров автомобиль стоил около 7-8 млн руб.
Voyah Free
Также в списке моделей, которые перевозчики намерены предлагать автомобилистам, ряд европейских и японских брендов, но производимые в Китае. Например, Toyota Rav4, Skoda Kodiaq, Volkswagen Tiguan. Интересными, но дорогими с точки зрения оформления они назвали Skoda Octavia, Toyota Camry. Также неизменным спросом будут, по мнению участников рынка, пользоваться модели BMW — такие, как X5, X6, X7.
При чем, по словам Лисовской, перевозчики будут переключаться на вторичный рынок автомобилей возрастом 3-5 лет, поскольку таможенные платежи на них «не 48%». Она отметила, что на вторичном рынке будут интересны Hyundai и Genesis. Однако признала, что в Корее не так опасаются турбомоторов и роботизированных коробок передач, как в России, однако некоторые комплектации все еще могут быть интересны даже с учетом местной специфики рынка. Кроме того, интерес, по оценкам перевозчиков, сохранится и на Geely Monjaro с пробегом.
В свою очередь Кривонос уточнил, что в России также будут покупать BMW X5, BMW X6, BMW X7, Mercedes-Benz GLS, GLE, S-class, V-класс, Maybach, дорогие Audi, Range Rover.
«Автомобили, хоть и по более высоким ценам, продолжат идти из Европы», — сказал он.
Перевозчики в заключение рассказали, что начали тестировать ввоз первых партий автомобилей через Белоруссию, оформленных с уплатой всех сборов. Речь идет об автомобилях с ДВС — гибриды и электрокары, ввезенные через Белоруссию, по их словам, растаможить не получится вовсе или же это будет крайне дорого. Дело в том, что в Белоруссии действуют низкие пошлины для машин с электроприводом. В России же ограждают рынок от более дешевых вариантов: на них доначисляют пошлину 15%, НДС 20% и акцизы. В итоге автомобиль, который ранее можно было приобрести за 5 млн руб., теперь будет стоить 7 млн руб.
«Поэтому пока сомневаюсь, что электрокары и гибриды через Белоруссию будут охотно покупать. Так, если автомобиль стоил 20 млн. руб., а потом — 22 млн руб., то для целевой аудитории 10% не так критичны. Но те автомобили, которые после изменений подорожали в 1,5 раза, — их вряд ли будут покупать», — заключил Кривонос.