Операция «ПЦУ» близка к провалу
Прогноз Константинопольского «экзарха» Даниила (Зелинского) о сроках признания «ПЦУ-СЦУ» Поместными церквями был вполне конкретен. Американо-турецкий подданный, провернувший на Украине дельце с томосом, в начале января вещал: «Думаю, это займет месяц-полтора. Нынешние греческие церкви и румыны будут одними из первых, а дальше уже процесс пойдёт». Предвиделась лёгкость необычайная, хлестаковская. Зелинскому вторил Думенко («предстоятель» Епифаний): Элладская и Кипрская церковь признают «ПЦУ» уже в феврале. Зелинский полагал, что в «ПЦУ» перебегут 18 архиереев Украинской православной Церкви и даже «намного больше». Думенко деловито расписывал процедуру перехода общин из УПЦ в «ПЦУ». Рассматривалась даже возможность лавинообразности процесса…
После «дарования томоса» Варфоломеем, пожелавшим по настоянию Америки «сделать России больно», прошло два месяца. Можно сразу заметить, процесс признания «ПЦУ» мировым православием и движение по «переходу» духовенства и общин из УПЦ в «ПЦУ» забуксовали на старте. Можно рассмотреть детально некоторые моменты под микроскопом. Но лишь некоторые. Общая же картина такова.
Поместные церкви не признали «ПЦУ» своей сестрой. Некоторые из них открыто называют Думенко самозванцем, а его структуру – раскольничьей. При этом многие церкви пока не спешат рассматривать «украинский вопрос». Думенко всем этим смущён, но бодрится (другого не остаётся): «Мы настроены оптимистично – это всё вопрос времени… Но, к сожалению, Москва привлекает очень много сил… Они прорабатывают практически каждого архиерея той или иной Поместной церкви, убеждают в том, что церковь («ПЦУ» – авт.) не имеет будущего, собирают разные исторические факты… И мы сейчас видим безумное противодействие на международном уровне признанию нашей автокефалии». Слово «безумное» в устах закоренелого раскольника звучит забавно. Но Думенко решил оседлать тренд «Москва во всём виновата».
В середине января рассматривая отношение Поместных церквей к украинскому вопросу, мы отмечали: «Православная Церковь Чешских земель и Словакии – подчёркнутое выжидание, тишина». Теперь скажем: ситуация в этой Церкви очень сложная, власти прессуют всех, кто не покоряется Фанару. Но ему так и не удалось провести в предстоятели своего кандидата. Предстоятелем был избран митрополит Ростислав, любящий Русь. При этом Фанар продолжает давить, лишая эту Церковь самостоятельности. Тем не менее митрополит Ростислав посетил в феврале каноническую территорию РПЦ и озвучил свою позицию, назвав Думенко самозванцем. По поводу «интронизации» владыка сказал: «Украинская православная церковь существует веками – от времен равноапостольного Владимира и княгини Ольги, со дня крещения в Днепре, и у неё есть Предстоятель – это Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий… Нашлись среди высокопоставленных иерархов те, которые решили это опровергнуть, которые сочли ни за что то, что было подтверждено веками, и провозгласили вместо канонического митрополита «митрополитом всея Украины» этого самозванца».
Это ещё не мнение Синода, но мнение Предстоятеля очень важно.
«Украинский вопрос» на Синоде Кипрской Церкви был рассмотрен 18 февраля. Несмотря на очевидную зыбкость и как бы расплывчатость формулировок, что свойственно Востоку, мнение по отмене Варфоломеем отлучений и о признании им рукоположений раскольников вполне понятно и оно отрицательно: «Двухтысячелетний опыт Кипрской Церкви, и всей Православной Церкви в целом, дает нам основания сомневаться в возможности узаконивания «задним числом» тех хиротоний, которые были совершены запрещёнными, отлучёнными и подданными анафеме епископами. Запрет, отлучение и анафему отдельных лиц, которые стали инициаторами украинского кризиса, признали все православные…» При этом Кипр как бы закрывает глаза на истинные цели варфоломеевской аферы и уверяет сам себя, мол, это «с целью примирения», «эту цель мы не подвергаем сомнению». По автокефалии же Кипр высказывается совершенно конкретно: «…на сегодняшний день эта цель не является достигнутой… Если цель не будет достигнута, то мы ожидаем от Вселенского Патриарха, чтобы он … собрал или Всеправославный Собор, или Совещание Предстоятелей для решения этого вопроса…»
Вывод: Кипрская Церковь не считает ПЦУ законной структурой. Варфоломею предложено сделать шаг назад, остановиться, оглянуться.
Думенко прогнозировал: «Думаю, и с Сербской, и с Антиохийской церквями мы найдем взаимопонимание. В этих регионах созданы определённые политические условия, поэтому нужно время, чтобы с ними поработать». Намёк на силу американского кулака. Ещё бы! Всех в бараний рог согнули… Кроме некоторых. Здесь «предстоятель» просчитался!
Сербская Церковь 28 февраля дала своё официальное мнение по «украинскому вопросу», интриганов и раскольников словно розгой по выпуклым местам отстегала. Официальное мнение – Сербская Православная Церковь:
« – не признаёт неканоническое «вторжение» Святейшего Патриарха Константинопольского на каноническую территорию Святейшей Русской Церкви…
– не признаёт в качестве «Автокефальной Церкви Украины» провозглашённую, но с канонической точки зрения не существующую, а на деле насильно навязанную искусственную «конфедерацию» украинских раскольнических группировок (уже снова рьяно противоборствующих друг с другом и неудержимо идущих к разделению). Единственной Церковью, которую Сербская Церковь знает и признаёт, является каноническая Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием,
– не признаёт раскольнический епископат в качестве православного епископата, а раскольническое духовенство в качестве православного духовенства…
– не признаёт, что господин или гражданин Думенко (Епифаний) является даже архиереем, и уж тем более предстоятелем автокефальной Церкви…
– просит и умоляет Святейшего Патриарха Константинопольского пересмотреть принятые им до сего дня решения…»
Да, розгами. А ещё и мокрой тряпкой.
Несмотря на сдержанность высказываний Кипрской и эмоциональность Сербской церквей, суть едина и вывод един: «ПЦУ» – раскольники, были и остались самосвятами и анафематами. Варфоломею предложено остановиться, оглянуться на крутом вираже, «потому что нет ничего столь необходимого и драгоценного, как любовь, мир и единомыслие между братьями».
Кипр и Белград создают хорошую тенденцию.
А вот по поводу румын Зелинский, кажется, знал, что это слабое место в среде Поместных церквей.
21 февраля Синод Румынской Православной Церкви провёл рабочее заседание и на нём заявил о своём интересе в украинском вопросе. Но для соблюдения приличий Синод вначале рекомендовал, чтобы «посредством диалога Вселенский Патриархат и Московский Патриархат определили решение церковного спора… и восстановили евхаристическое общение». В случае неудачи Варфоломею предложено «созвать Синаксис всех Предстоятелей Православных Церквей для решения существующей проблемы». Свой же интерес у румын таков: «На Украине существует 127 румынских православных приходов (Северная Буковина), которые находятся в ведении УПЦ – Московского Патриархата… Необходимо получить письменные заверения от церковных и государственных органов Украины в том, что этническая и языковая идентичность этих румын будет уважаться и что эти румынские православные будут иметь возможность объединиться в румынский православный викариат и иметь возможность развивать духовные связи с Румынским Патриархатом». И лишь после этого «Синод выскажет свою официальную позицию о положении Православия в Украине». Таким образом румыны объявили: торг уместен.
Примечательна резвость окликнувшего Думенко. Он вдруг заявил, словно б его спрашивали, о готовности «ПЦУ» выполнить условие РумПЦ! Он согласен создать внутри «ПЦУ» отдельный викариат для румынских верующих на Буковине. Это о приходах УПЦ (МП) он говорит: «Я не считаю это проблемой и уверен, что мы решим этот вопрос, и Румынская церковь признает нашу автокефалию». Просто замечательно! «Кемская волость? Да пусть забирают на здоровье, я-то думал, Господи!» Думенко делит шубу неубитого медведя. Между тем все заграничные приходы «Киевского патриархата» уже перетекают, как и предусмотрено было Фанаром, из рук Денисенко-Думенко непосредственно в руки Константинопольского патриархата. И находящиеся в Румынии в том числе.
Варфоломей по надуманному предлогу отказался от Всеправославного обсуждения украинского вопроса, считая себя «православным папой». На самом деле понимая, что его афера с устройством раскола в мировом Православии может провалиться.
Что же касается «переходов» из УПЦ в «ПЦУ», сошлёмся на данные последней. Из более чем 12 тысяч приходов правдами и неправдами, не мытьём так катанием «перешло 412 приходских храмов…» «ПЦУ», ведя подсчёт, сообщает: «Кроме того, в ПЦУ перешла часовня на станции «Академик Вернадский» в Антарктиде». Нашёлся и там пингвин-раскольник?
Но и в этом «ПЦУ» солгала. Томосом предписано, что «ПЦУ» имеет юрисдикцию только в пределах Украины. Строилась же часовня под окормлением митрополита Августина (УПЦ) и дарить её варфоломеевцам он не благословлял.
Из 12092 общин – 412?
Если это и так – это 3-4% от общего количества приходов УПЦ. Но и это не так. По данным УПЦ, по состоянию на конец февраля лишь 36 приходов перешли в «ПЦУ» добровольно. Что же до остальных – ленты новостей пестрят сообщениями о бандитских захватах храмов УПЦ. Вот некоторые заголовки последних дней.
2 марта. «Выламывают двери ломом и срезают замки. В УПЦ сообщили об участии власти в захвате храмов в трёх областях».
4 марта. «В Тернопольской области сторонники ПЦУ и бойцы «Правого сектора»* избили прихожан местного храма УПЦ и захватили его».
7 марта. «Срезали замок и сорвали калитку. В Черновицкой области представители ПЦУ попытались захватить храм УПЦ МП». Что имеется в виду в последнем случае? А вот что: «Штурм… на территорию храма, взломав замок и сорвав калитку, ворвалось около 100 сторонников ПЦУ. Среди них 80% – приезжие. С ними три «священнослужителя» ПЦУ…»
Так и растёт в отчётности Думенко число «переходов».
Общий вывод: спецоперация «ПЦУ» близка к провалу. Её ресурс, питаемый энергией лжи и ненависти, исчерпывается и может быть подпитан только вторым сроком Порошенко и вниманием к вопросу кураторов Украины.