Новый закон за тонировку с 1 января 2019 года: с 1 января 2019 года увеличится размер штрафа за тонировку
Содержание:
- 1 Размер штрафа за тонировку стёкол автомобиля
- 2 Подробности нового законопроекта
- 3 Нормы тонировки по ГОСТу 2019 года
- 4 Нюансы принятых изменений
- 5 Основания для наложения штрафов за тонировку
- 6 Как избежать штрафа за тонировку стекол?
- 7 Видео: перспективы увеличения штрафов за чрезмерную тонировку
- 8 Запретят ли тонировку вообще?
- 9 Тонировка: быть или не быть
Изменения в правилах тонировки транспортных средств обсуждаются практически ежегодно, и будущий год в этом плане также не составляет исключения.
Обсудить новый закон про тонировку с 1 января 2019 года стоит любому владельцу транспортного средства, потому что власти планируют в будущем увеличить штрафы по этому вопросу и ужесточить требования его выполнения.
Размер штрафа за тонировку стёкол автомобиля
В табличке ниже приведена статья из Кодекса об административных нарушениях РФ, предусматривающая ответственность водителя за тонировку автомобиля.
Статья КоАП
Нарушение
Наказание
12.5 часть 3.1
Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств
административный штраф в размере пятисот рублей
До 2015 года размер первого штрафа за тонировку не соответствующую требованиям ПДД (по сути, ГОСТ 5727-88) составлял 500 руб. и 1000 руб. за повторное нарушение. С введением нового ГОСТа и Технического регламента в 2015 году эта сумма не изменилась, но уже в 2016 году в Госдуму была внесена законодательная инициатива об ужесточении наказания за нарушение требований нормативных документов:
Первый штраф предлагалось повысить в 3 раза – до 1500 руб.;
повторное нарушение – штраф 5000 руб.;
при троекратном нарушении – лишение права на управление транспортным средством на срок от двух до шести месяцев.
Правда, к середине 2016 года пункт о лишении права на управление был изъят из законопроекта и в профильный комитет Думы попал документ, содержащий только первые два пункта. В ноябре того же года этот законопроект был комитетом одобрен, но новый закон пока не поступал даже на первое чтение.
Таким образом, по состоянию на 1 января 2019 года штраф ГИБДД за тонировку остался прежним – 500 рублей.
Отдельно следует отметить, что в том случае, если штраф за тонировку не оплачивается в течение 70 дней с момента наложения, водитель может быть привлечен к ответственности:
Штраф в размере 1000 рублей;
Обязательные общественные работы на срок до 50 часов;
Административный арест на срок до 15 суток.
Подробности нового законопроекта
Откровенно говоря, закон о тонировке транспортных средств был принят еще в 2018 году, и сегодня его требования попросту остаются прежними. Основные изменения нововведения заключаются в том, что:
Со штрафами отныне ситуация будет немного строже – их размер увеличен в два раза и теперь нарушителю по поводу тонировки нужно заплатить уже не 500 рублей, как было раньше, а сразу 1500;
более того, автовладельцы которые, несмотря на закон, все еще продолжают ездить на тонированных машинах (причины этого могут быть разными) должны быть готовы к тому, что заплатить штрафы им придется не более 12 ти раз, после чего данное действие будет приравнено к административной ответственности и человека обяжут оплатить штраф в размере 5000 рублей (в случае отказа возможность водить машину может быть изъята);
Неоднократное нарушение законопроекта может стать поводом к полному лишению прав.
Изменения вступили в силу еще в 2018 году, поэтому тонировка 2019 года уже подразумевает вступление прав всего того, что описано выше. Нужно сказать, что основная масса автолюбителей вполне нормально принимает все нововведения властей, потому что они понимают, что без выполнения правил на дорогах обойтись просто нельзя (поднимается вопрос безопасности, причем не только своей, а и пассажиров). Однако нельзя обойтись и без тех, кто принимает нововведения «в штыки», и по этому поводу собирают «подписи» общественности.
Нормы тонировки по ГОСТу 2019 года
Одной из главных тем обсуждений среди автолюбителей в последние годы остается закон о тонировке, а именно требования к обзорности автомобильных стекол. Последний раз наказание за тонировку не по ГОСТу ужесточали в 2016 году. С тех пор величина штрафа оставалась неизменной.
Между тем в конце 2018 года в кругах автомобилистов начали распространяться слухи, что в грядущем году будет положен конец эпопеи с темными наклейками на стеклах, и инспекторы ДПС перестанут нещадно штрафовать, желающих скрыться за тонированными стеклами, водителей. Однако, слухи так и остались слухами: в новом 2019 году тонировка также останется «вне закона». Правда, не вся, ведь судя по нормативным актам, полного запрета на затемняющую пленку нет. Сотрудники ГИБДД при определении нарушений со стороны водителей опираются на существующие допустимые количественные показатели затемнения стекол. Если уровень светопропускаемости соответствует правилам обеспечения обзорности, то, естественно, ни о каком штрафе речь быть не может.
Разрешенные к эксплуатации нормы тонировки стекол (прописанные в техрегламенте Таможенного союза):
Степень пропускания света у лобового стекла должно быть не менее 75% (хотя по новому техническому регламенту допустимо не менее 70%).
У передних боковых стекол – от 70% (для бронированных автомобилей коэффициент светопропускания уменьшен до 60%).
Уровень обзорности задних стекол не регламентирован. Запрещено использование зеркальной пленки.
Разрешено оборудовать верхнюю часть лобового стекла защитной светополосой, ширина которой должна составлять не более 14 сантиметров.
Нюансы принятых изменений
О необходимости внесения изменений в законодательство в отношении использования тонировочной пленки впервые начали говорить в 2015 – при принятии нового ГОСТа и Технического регламента. Вскоре был создан новый документ, предполагавший более серьезные наказания за нарушения. Именно тогда появилось предложения поднять штрафы за тонировку, нарушающую закон, с 500 до полутора тысяч рублей. Повторные нарушения сулили уже более серьезный штраф — пять тысяч.
Существовал и еще один пункт – после трех нарушений автолюбителя могли лишить возможности управления авто сроком на 6 месяцев.
Но в принятые нормы вошли лишь два первых пункта, поскольку законодатели посчитали слишком уж жесткой мерой лишение прав за тонировку. В 2018 проект одобрил и подписал Президент. Согласно новым правилам штрафовать начали уже с января 2019-го.
Принципиальные изменения, присутствующие в законе, таковы:
при нарушении придется отдать полторы тысячи вместо 500 рублей, как ранее;
повторным штрафом станет сумма в 5 тысяч рублей;
повторный штраф назначается не более 12 раз в течение года, после его действия можно будет рассматривать как административное правонарушение. Результатом станет значительный штраф, лишение водительских прав или даже административный арест.
Помимо этого, уже существующие правила продолжают действовать. Например, автолюбителям запрещается оклеивать стекла пленкой различных оттенков и цветов. Под запретом и пленки SP80 и 90, если речь идет о передних стеклах.
Основания для наложения штрафов за тонировку
Что же реально происходит с затонированными автомобилями на дорогах, и на каком основании выписывают штрафы за тонировку?
Для ответа на этот вопрос достаточно открыть соответствующий раздел официального сайта ГИБДД. Буквально каждую неделю в субъектах РФ проводятся рейды по борьбе с нарушениями требований к светопропускной способности стекол (проще говоря, с тонировкой). При этом там же часто прямо указываются требуемые сотрудниками ГИБДД нормативы:
не менее 70% светопропускание передних боковых стёкол;
не менее 75% – ветрового стекла, что, вроде бы, противоречит действующему Техническому регламенту (там по лобовому стеклу не менее 70%).
Некоторые водители пробовали в судах оспорить применение устаревшего норматива к тонировке лобового стекла. Однако при рассмотрении дел суды делают упор на то, что устаревший ГОСТ 5727-88, упоминаемый в Правилах дорожного движения отменяется лишь «в части, разрешающей применять тонированные стёкла» (упоминавшееся выше письмо Главного управления ГИБДД). Надо так понимать, что в части запрещающей «применять тонированные стёкла» устаревший ГОСТ не отменен?
Подобную же казуистику можно встретить и при обжаловании в суде условий проведения измерений и их точности. Так, при оценке светопропускной способности температура, давление и влажность окружающей среды в соответствии с ГОСТ Р 8.831– 2013 (введен в действие, как и Техрегламент с 01.01.2015) должны находиться в строго определённом диапазоне. Кроме того в соответствии с тем же ГОСТом, области измерений определяются довольно сложным образом, а результаты замеров – как среднеарифметическое трёх измерений в одной точке.
Суды же, принимая сторону ГИБДД, трактуют положения ГОСТа применимыми лишь к новой заводской продукции, как будто для стекол подержанных автомобилей действуют другие законы физики.
Как избежать штрафа за тонировку стекол?
Справедливости ради необходимо отметить, что автомобилей с нарушением всех мыслимых порогов затемнения салона на дорогах России реально много. И это действительно опасно для участников дорожного движения, особенно по ночам. Да и судебные разбирательства по поводу, в общем-то, справедливых штрафов за тонировку, в основном посвящены случаям, в которых реальное светопропускание не дотягивает и до 15%.
Можно, конечно, давать советы как поймать инспектора ГИБДД на нарушении процедуры или несоблюдении условий измерений при глубокой тонировке лобового стекла. Но, следует иметь в виду два момента:
На практике суды занимают сторону ГИБДД;
Нет гарантий, что представитель ГИБДД не окажется «упёртым», если всё же суд станет на сторону водителя, и не потребует проведения повторной экспертизы (уже по всем правилам) действительно глубоко тонированного стекла.
Другое дело, когда автовладелец выполнил (и инструментально проверил перед выездом на дорогу) требования действующих нормативных документов по светопропусканию. Тогда, чтобы избежать штрафа за тонировку, в случае проверки необходимо:
Детально описать (желательно с занесением в протокол и понятыми) условия окружающей среды и чем они были измерены (либо отсутствие измерений);
Методику измерений светопропускания стекол;
Описать прибор, наличие у него пломбы и поверочного сертификата.
В этом случае всё будет определяться именно точностью показаний (отличающейся на несколько процентов, а не в разы) и даже при условии предвзятости суда первой инстанции можно с уверенностью продолжать добиваться отмены штрафа за тонировку. Срок обжалования Постановления об административном правонарушении составляет 10 суток с момента вынесения решения суда.
Видео: перспективы увеличения штрафов за чрезмерную тонировку
Запретят ли тонировку вообще?
Запретить тонировку на сегодняшний день власти не смогут – хотя бы потому, что с конвейера многие авто сходят уже с затемненными стеклами. Новенькие машины имеют тонировку с небольшим фильтром – это значительно улучшает внешний вид авто. Как правило, таким «затемнением» владельцы вполне довольны и большего не желают. Те же эмоции испытывают и инспекторы ДПС, поскольку подобный уровень тонировки допустим законом.
Но есть среди водителей и те, кто стремится затонировать машину «наглухо». Он не устают выдвигать свои требования, говоря о том, что нормативы светопропускной способности должна быть снижены до 40%. И такой вариант ими вполне аргументирован: темная пленка скрывает салон от глаз посторонних. А еще снижается расход топлива, поскольку машина меньше нагревается. Все это имеет место, но для чиновников в приоритете – безопасность. А потому тонировка сверх меры остается под запретом, так как особенно в темное время суток она снижает видимость, увеличивая аварийность.
Характеристики пленки инспекторы ППС определяют, используя специальный прибор – без него никто не имеет права оштрафовать водителя. Если вас остановили и отметили проблемы с тонировкой, сотрудник ГИБДД должен предпринять следующие действия:
Заменить уровень тонировки, используя «тауметр». При этом аппарат должен быть опломбирован и иметь соответствующие сертификаты;
проследить за тем, что стекло является чистым. Измерения нужно провести в трех разных точках – при этом показания тауметра должны быть одинаковыми;
зафиксировать процедуру на камеру или пригласить понятых.
Уровень тонировки необходимо определять при хорошей погоде, при влажности воздуха не более 80% и отсутствии осадков. Ночью замеры производить запрещается, как и делать это зимой при температуре ниже +10ºС.
Оценив все требования, указанные выше, понятно, что зафиксировать нарушение возможно далеко не всегда, а потому многие любители тонированных стекол годами ездят по дорогам, оставаясь безнаказанными.
Тонировка: быть или не быть
Затемнение стекол власти полностью запретить не могут хотя бы потому, что многие производители автомобилей сегодня выпускают транспортные средства с уже тонированными стеклами. Новые авто оборудуют лучшими атермальными тонировочными пленками слабого фильтра, которые улучшают эстетику автомобиля. Обычно уровнем светопропускания хозяева только что купленных транспортных средств довольны. Довольны и инспекторы ГИБДД, для которых подобное тонирование стекол считается нормативно правильным.
Однако есть среди автомобилистов ярые поклонники тонирования машин «в ноль». Они противостоят системе и требуют, чтобы параметры светопропускания стекол были снижены вплоть до 40%. Такое требование они аргументируют тем, что темная пленка защищает салон автомобиля от любопытных глаз. А еще тонировка уменьшает расход топлива, так как машина сильно не нагревается. Но безопасность у чиновников все же остается в приоритете. Вот почему чрезмерная тонировка остается запрещенной, ведь особенно в ночное время через пленку наблюдается низкая видимость, тем самым повышается риск столкновения с другими участниками дорожного движения.
Правоохранители определяют светопропускающую способность пленки с помощью специального прибора. Без него выписать штраф полицейский не имеет права. Итак, если вас остановили, помните о том, что:
Инспектор ГИБДД обязан замерить тонировку с помощью прибора под названием «тауметр». Аппарат должен быть апломбирован и иметь сертификат.
Стекло во время замера должно быть идеально чистым. Измерения производят в трех разных точках стекла. Причем показатели на тауметре должны быть везде одинаковыми.
Процедуру замера необходимо зафиксировать на видеокамеру или проводить в присутствии понятых.
Для проверки тонировки должна быть хорошая погода, влажность воздуха не должна превышать 80%, не должны идти осадки. Ночное время суток также является препятствием для проведения замеров. Запрещено пользоваться тауметром в зимнее время, при температуре ниже +10 градусов, а уровень атмосферного давления не может превышать 795 миллиметров ртутного столба.
Исходя из вышеперечисленных требований, доказать нарушение полицейским удается далеко не всегда. Именно поэтому многие водители умудряются годами оставаться безнаказанными.