«Ничего не пускают». Грузия перекрыла поставки машин в Россию
Перегонщики рассказали о блокировке поставок машин в Россию через Грузию
Грузинский запрет на реэкспорт машин в Россию оказался действенным: прекращение ввоза автомобилей подтвердили участники рынка. По их словам, такие ограничения усилили позиции китайских автобрендов
Остановка под знаком «Стоянка запрещена»: в каких ситуациях это допустимо LADA 11 июня «Ситуация неприемлема». АвтоВАЗ признал завышение дилерами цен на Vesta Запчасти 8 июня В них лучше не врезаться. На что теперь не хватит полиса ОСАГО Закон и ПДД 21 октября 2022 Что значит режим повышенной готовности для водителей: кого точно проверят
Импорт автомобилей в Россию через Грузию полностью прекращен еще до вступление в силу полного запрета. Об этом Autonews сообщили опрошенные участники рынка. Ранее Грузия запретила поставки американских автомобилей в Россию через свою территорию — ограничение вступило в силу 1 августа 2023 года. С 26 сентября запрет распространится на европейские машины с двигателями объемом более 1,9 литра, а также любые гибриды и электрокары. На деле импорт почти любых машин через Грузию уже прекращен, выяснил Autonews.ru.
Грузинский путь премиума
Во второй половине августа грузинские власти отчитались об объемах реэкспорта машин из Грузии в Россию за первые семь месяцев 2023 года. Он составил $1,178 млрд, сообщает местное издание Business Media со ссылкой на данные Министерства финансов Грузии. Это на 217% больше, чем за аналогичный период 2022 года. В итоге доля автомобилей в общем объеме экспорта из Грузии достигла 32,7%.
Опрошенные Autonews.ru эксперты, однако, отмечают, что эти цифры выглядят существенно только в контексте авторынка Грузии, но не в масштабах российского. Так, в Россию официально из Грузии было реэкспортировано за семь месяцев лишь 4840 машин общей стоимостью $65,8 млн, причем речь идет как о новых автомобилях, так и о подержанных. Для сравнения, за шесть месяцев (то есть за меньший период), согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, в России был официально продан 358 921 автомобиль, а всего реализовали новых 428 308 машин. Можно считать, что разница почти в 70 тыс. машин за полгода пришлась именно на параллельный импорт.
Правда, всего за семь месяцев из Грузии увезли 60 475 автомобилей — опять же как новых, так и подержанных. Большинство из них, согласно данным местного Минфина, предназначались для Киргизии, Армении, Казахстана. Учредитель компании «Автодегустатор» Арарат Мардоян, возивший машины в Россию через этот канал, предполагает, что значительная часть таких автомобилей в итоге осела в России, но даже он считает грузинскую схему поставок незначительной.
При этом большинство машин ввозилось через Грузию по следующей схеме, рассказал бывший российский автожурналист Дмитрий Кротов, который более года назад поселился в Грузии и пытался освоить бизнес по поставкам автомобилей в Россию.
По словам Кротова, автомобили из Грузии завозили в Армению, там они проходили таможенное оформление, затем машины через территорию той же Грузии ехали обратно в Россию. Из-за особенностей таможенного законодательства выгодно было возить таким путем именно машины с моторами объемом более 1,5 литра, а теперь именно они попали под запрет.
К примеру, через Грузию ввозили модели BMW X5, Volkswagen Touareg и Multivan, а также автомобили Honda с турбомоторами 1,5 литра. Теперь на таможне такой груз разворачивают.
Граница закрыта
По словам Мардояна, сейчас поставки в Россию машин из Грузии практически прекратились. С ним согласен и основатель компании Rucars Роман Рассудков.
«Если привезти что-то через Грузию и можно, то только по не совсем легальной схеме, оформив это так, что конечной точной поставки будет значиться не Россия, а другое государство. Почти никто не хочет так работать», — говорит Рассудков.
Эту информацию ранее подтверждал Autonews.ru и учредитель компании «Автомаркетолог» Олег Мосеев, который настаивал, что на фоне Казахстана, Объединенных Арабских Эмиратов и Китая поставки через Грузию машин в Россию занимают крайне незначительную часть.
Мардоян вспоминает, что в самом начале августа закрытие границы привело к некоторому коллапсу в самой Грузии, так как машины, предназначенные для России, пришлось увозить в Армению, там растамаживать, а далее перевозить в Россию через Грузию уже не получалось, приходилось делать это, например, через Иран. Сейчас, по словам Мардояна, большинство этих машин так или иначе добрались до России, но новые автомобили через Грузию для российского рынка уже не ввозятся.
По оценке Кротова, сейчас от былого потока машин остался по грубым прикидкам только 1%.
«Негласные ограничения вводились и раньше. Например, уже давно существовал запрет на ввоз машин дороже $50 тыс., но без всякого объяснения таможня разворачивала и машины ценой выше $30 тыс. Теперь не пускают ничего», — констатирует Кротов.
По его словам, в условиях недостаточно четко прописанных ограничений в Россию машины если и попадают, то какими-то совсем не очевидными путями. Например, он знает случаи, когда через границу удавалось провезти машины под видом разобранных на запчасти, сняв с них, например, бамперы или сиденья.
Иными словами, несмотря на то что формально ограничение на ввоз машин из Европы вводится только 26 сентября, этот канал уже фактически перекрыт, отмечают Кротов и Мардоян. Попытка ввезти такие машины в Россию под видом автомобилей, предназначенных для транзитной пересылки в страны Средней Азии, также выглядят не совсем легально и нецелесообразно, говорит Рассудков.
Меньшая из проблем
Участники рынка констатируют, что ввоз автомобилей в Россию по параллельному импорту в августе действительно серьезно сократился и решения грузинских властей в этом плане повлияли на рынок в наименьшей степени. Точнее, запрет на реэкспорт машин стал последней каплей для перекрытия канала через пропускной пункт Верхний Ларс, считает Мардоян.
По мнению Мосеева, одним из основных ударов в отношении параллельного импорта стало повышение утилизационного сбора с 1 августа 2023 года, на фоне которого запрет грузинских властей выглядит незначительным. С ним согласен и Мардоян, который в качестве другой основной причины назвал ослабление рубля.
«Привезти премиальный европейский автомобиль в Россию не является проблемой. Но при нынешних условиях это стоит таких денег, что мало кто согласится их заплатить. И дело вовсе не в Грузии», — говорит Мардоян.
С ним согласен и Рассудков, который констатирует, что через Китай в теории можно привезти любые премиальные машины, представленные на местном рынке, как, собственно, китайские, так и европейских или американских брендов. При этом это будет абсолютно легальный путь, а попытка ввоза через Грузию теперь чревата сложностями с таможенным оформлением.
Наконец, Мардоян рассказал о существующих на рынке слухах о том, что действующее разрешение на ввоз по параллельному импорту автомобилей в России в Минпромторге продлевать не планируют вовсе. По его словам, это связано со сложностями, с которыми столкнулись российские власти при попытке «пристроить» оставленные западными автопроизводителями заводы китайским партнерам.
Для последних ввозимые по параллельному импорту машины представляют конкуренцию, и уже китайцы просят обезопасить их от автомобилей, продолжающих поступать из Европы и Америки. В том числе через Грузию.