Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

«Нет шансов на возобновление производства машин в России». Как уйдет VW

Volkswagen Group готовится избавиться от российских активов: это следует из ежегодного глобального отчета концерна. События в том числе коснутся VW, Skoda и Porsche. Что известно на данный момент


            «Нет шансов на возобновление производства машин в России». Как уйдет VW

«Москвич» выпустит три новые модели до конца года Статьи 24 февраля Как поменялся автопром в России с 24 февраля. 6 главных событий Техосмотр 27 января Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям Важные изменения для водителей 1 марта С 1 марта в России изменились ПДД. Как не попасть на новые штрафы

Volkswagen Group готовится к уходу из России. О возврате к производству и продаже автомобилей речи уже нет. Несколько новых заявлений по этому поводу сделали топ-менеджеры концерна: сначала такие планы немецким СМИ подтвердил гендиректор Volkswagen Group Оливер Блюме, затем вышел ежегодный финансовый отчет VW Group, а дополнительные детали раскрыл председатель правления компании Skoda Клаус Зеллмер на ежегодной пресс-конференции марки. Разбираемся, что известно о сделке и кто может получить мощности Volkswagen Group в России.

Конфликт на Украине оказал решающие воздействие на показатели

Авторы отчета VW Group указали, что 2022 год снова принес множество сложностей, при этом особенно драматичными стали последствия от российско-украинского конфликта. Там отметили, что в 2022 финансовом году объем мирового рынка легковых автомобилей остался на уровне предыдущего года. Так, всего было продано 69,6 млн автомобилей. Показатели, связанные с прибылями и убытками, на мировых рынках были распределены неравномерно: причиной стали нарушение глобальных цепочек поставок, последствия российско-украинского конфликта.

Также по итогам 2022 года автомобильная отрасль не смогла полностью оправиться от эффекта, который оказала пандемия Covid-19, которая привела к дефициту полупроводников — он наблюдается до сих пор. Небольшой рост был зафиксирован на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока. Показатели в Южной Америке и Африке остались на уровне 2021 года. Объем рынка немного снизился в Западной Европе и более заметно — в Северной Америке. При этом в Центральной и Восточной Европе зафиксирован наиболее заметный спад продаж.

В России количество проданных автомобилей в отчетном периоде упало на 45,2% по сравнению с предыдущим годом. При этом, согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в России в 2022 году было продано 687 370 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 58,8% меньше показателей 2021 года, когда на нашем рынке было реализовано 1 666 780 машин. Однако эти данные не включают статистику продаж ряда компаний, которые предпочитают выпускать данные отдельно. Для сравнения, в 2022 финансовом году в Германии было зарегистрировано 2,7 миллиона новых легковых автомобилей, эти цифры на 1,1% превышают показатель прошлого года. В Западной Европе количество регистраций новых легковых автомобилей в отчетном периоде было незначительно ниже слабого уровня прошлого года, снизившись на 4,3% до 10,2 млн автомобилей.

Всего в 2022 года Volkswagen Group продал 8 481 000 автомобилей против 8 576 000 машин в 2021 году. В Россию за 2022 год компания успела поставить 41 864 автомобиля, что в 1,7 раза меньше, чем в 2021 году. Операционная прибыль составила €22,124 млрд против €19,275 млрд в 2021 году. При этом чистая прибыль Volkswagen в 2022 году выросла в три раза: до €12,5 млрд. Эти данные на включают показатели в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В связи реструктуризацией внутри группы ответственность за ведение бизнеса в России перешла от Volkswagen Passenger Cars к бренду Skoda.

В 2023 году Volkswagen Group планирует избавиться от активов в России

Согласно финансовому отчету концерна, VW Group планирует продать несколько своих компаний, зарегистрированных в России. Сделать это топ-менеджеры надеются до конца первого полугодия 2023 года. Речь идет о трех структурах: ООО «Фольксваген банк Рус», ООО «Фольксваген Групп Финанс» и ООО «Фольксваген Файненшл Сервиcес Рус». Они занимались предоставлением финансовых услуг как покупателям автомобилей Volkswagen в России, так и дилерам марки.

Сделка предполагает и продажу завода в Калуге. Там на мощностях Volkswagen Group производили Volkswagen Tiguan, Volkswagen Polo и Skoda Rapid, его максимальная производственная мощность составляет 225 тыс. автомобилей в год. По данным источников Autonews.ru претендентов на завод более десяти, в том числе, предприятие из Казахстана Allur. При этом, наиболее очевидным покупателем является дилерский холдинг «Авилон».

По мнению ряда источников, Volkswagen хорошо знаком с собственным дилером. В дальнейшем, если бренд решит вернуться в Россию и возобновить производство, выкупить свои мощности будет проще. Что касается дилера, то для компании это возможность приобрести мощности дешевле и продать дороже. Напомним, что, согласно российскому законодательству, скидка при продаже бизнеса уходящих из России компаний должна составлять не менее 50% от цены, указанной в последней финансовой отчетности компании.

Читать также:
АвтоВАЗ начал выпуск первого электрокара Lada e-Largus. Названа цена

Объявление о сделке ожидалось еще 3 марта. Источник Autonews.ru в отрасли, не подтверждая сам факт совершения сделки, осторожно намекнул, что в ней «множество сторон», и на согласование текста публичного сообщения требуется «чуть больше времени». Включает ли сделка производственные мощности по выпуску двигателей Volkswagen пока не известно.

При этом источник Autonews.ru на заводе указал на сложности, с которыми придется столкнуться будущему покупателю. Так, по словам источника, за время практически годового простоя Volkswagen накопил значительные долги перед поставщиками. Кроме того, новый инвестор должен будет взять ответственность и выплаты трудовому коллективу.

Напомним, что завод в Калуге был открыт в 2007 году. Объем инвестиций в строительство составил 570 млн евро. В 2018 году концерн говорил о намерении вложить 40 млрд руб. в развитие своей работы в России. Об этом корреспонденту Autonews.ru рассказывал Маркус Озегович, занимавший на тот момент пост главы Volkswagen Group Rus. Эту сумму компания хотела потратить на обновление модельного ряда, а также на развитие мощностей завода по производству двигателей Volkswagen в Калуге. VW хотел увеличить объемы производства моторов 1,6, чтобы экспортировать двигатели из России по всему миру, а также добавить производство моторов 1,4 TSI.

11 декабря 2012. 11 декабря 2012. Председатель правительства России Дмитрий Медведев (второй справа) вместе с руководством концерна принимает участие в церемонии закладки памятной капсулы в основание будущего завода по производству двигателей внутреннего сгорания ООО "Фольксваген Груп Рус". Справа — губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. Слева направо — директор завода ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус" доктор Йозеф Баумерт, генеральный директор ООО "Фольлсваген Груп Рус" Mаркус Озегович и член правления концерна VW AG Михаэль Махт.

Skoda потеряла 700 млн евро и тоже уходит

О том, что VW Group Russia приостановили свою работу в России в феврале 2022 года напомнил во время ежегодной пресс-конференции по итогам деятельности Skoda председатель правления компании Клаус Зеллмер. Он также отметил, что с тех пор все сотрудники продолжают получать заработную плату.

«Концерн Volkswagen проанализировал различные сценарии для нашего бизнеса и возможностей в России. Самым предпочтительным вариантом является продажа всех активов Volkswagen Group в России. И, следовательно, и завода в Калуге, третьей стороне. Мы находимся на финальной стадии подписания сделки. И мы ожидаем, что закроем сделку очень скоро. Там не менее, мы не можем рассказать детали, поскольку в сделке много сторон», — сказал Зеллмер.

Он заявил, что нет никаких шансов на то, что Skoda в ближайшее время возобновит производство и продажу автомобилей в России. Для Skoda это означает полную потерю рынка в России, из-за чего компания уже лишилась €700 млн.

«В 2022 году компания поставила 731 300 автомобилей. Из-за остановки производства в России и дефицита комплектующих, поставки снизились на 16,7% относительно 2021 года», — сообщил Зеллмер.

В 2022 году Skoda поставила в Россию 18 300 автомобилей. Это ощутимо ниже результатов 2021 года, когда было продано 90 400 машин Skoda. Производство шло на двух площадках — кроме упомянутого выше производстве в Калуге у компании было совместное предприятие с Группой ГАЗ в Нижнем Новгороде, где выпускали Skoda Kodiaq, Karoq, Octavia и Volkswagen Taos — производственные мощности составляли 125 тыс. автомобилей в год. Предприятие закрыли в 2022 году. 

Россия была вторым по размеру после Германии экспортным рынком бренда. Теперь компания сосредоточится на наращивании объема продаж на рынках Юго-Восточной Азии, в первую очередь — в Индии.

Как сообщили представители компании, бренд намерен расширять свою производственные мощности в других странах, в том числе на развивающихся рынках. По словам топ-менеджера, на показатели работы Skoda повлияли и сложности, с которыми столкнулись украинские партнеры бренда, которые были вынуждены снизить производство на Украине, что привело к разрыву логистических цепочек. 

«Время ожиданий клиентами автомобилей Skoda еще высоко, но мы постараемся это исправить: компенсировать потери повышая объемы производства по всему миру», — сказал Зеллмар.

Porsche сможет вернуться не раньше, чем через пять лет

В отчете Volkswagen Group говорится и о достигнутой в декабре 2022 года договоренности по продаже автосалонов Porsche в России инвестору, не связанному с немецкой корпорацией. Напомним, что марка Porsche входит в концерн Volkswagen. Речь идет об ООО «Порше Руссланд» и ООО «Порше Центр Москва». Согласно данным, сделка предполагает возможность выкупа активов, но не ранее чем через пять лет, а крайний срок выкупа — десять лет. На данный момент сделка проходит оценку в российском правительстве.