Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Не только «Уральские авиалинии». Чем заканчивались аварийные посадки самолетов

Историк авиации Бальдруев объяснил, почему любой перелет потенциально опасен

Не только «Уральские авиалинии». Чем заканчивались аварийные посадки самолетов

Airbus A320 «Уральских авиалиний», выполнявший рейс Сочи – Омск, 12 сентября совершил аварийную посадку на пшеничном поле в Новосибирской области. Причиной экстренной ситуации стал отказ одной из трех гидросистем. На борту находились 167 человек – никто из них не пострадал. При этом подобные случаи в истории гражданской авиации – не единичны. «Газета.Ru» подготовила материал о нештатных ситуациях, из-за которых самолеты совершали аварийную посадку, а историк Сыдып Бальдруев рассказал, почему ни один перелет не может быть гарантированно безопасным.

Ту-204 и неработающие двигатели

14 января 2002 года пассажирский самолет Ту-204 авиакомпании S7 Airlines, вылетевший из Франкфурта-на-Майне, должен был приземлиться в новосибирском аэропорту Толмачево. Но из-за погодных условий — сильных порывов ветра и метели, — пилоты получили запрет на посадку и требование лететь на запасной аэродром в Омске. Вот только прямо на подлете к нему топливо закончилось.

К счастью, экипаж без единого работающего двигателя посадил самолет и остановил его аварийным торможением. Самолет выкатился за пределы посадочной полосы, врезавшись в сугроб. На борту находилось 117 пассажиров и 22 члена экипажа. Никто из них не пострадал, а самолет получил только небольшие повреждения, вскоре продолжив работу. Ту-204 продолжал полеты до 22 марта 2010 года, когда попал в серьезную аварию и был списан.

Чудо на Гудзоне

15 января 2009 года авиалайнер Airbus A320-214 авиакомпании US Airways вылетел из Нью-Йорка в Шарлотт. Вот только уже через 90 секунд после взлета самолет столкнулся со стаей птиц. Командир воздушного судна тут же подал сигнал бедствия – оба двигателя вышли из строя, но пилоты смогли развернуть лайнер и экстренно опустить самолет на воду – на реку Гудзон. Все 150 пассажиров, находившихся на борту, выжили, а 78 из них получили незначительные травмы и переохлаждение. Из самолета на землю их эвакуировали с помощью катеров.

По факту катастрофы Национальный совет США по безопасности на транспорте провел расследование, в результате которого в двигателе были обнаружены остатки птицы и перья. Также поначалу пилотам были предъявлены обвинения в том, что они посадили самолет на воду, но якобы могли сделать это в других ближайших аэропортах. Однако удалось доказать, что пилоты невиновны и сделали все, что могли.

Лайнер после расследования отправили в Музей авиации «Каролинас» в Шарлотте. Все пассажиры получили компенсацию.

Ошибка экипажа, повлекшая катастрофу

4 декабря 2010 года самолет Ту-154М авиакомпании South East Airlines вылетел из московского аэропорта Внуково в Махачкалу, однако не прошло и десяти минут с начала полета, как в системе подачи топлива в двух из трех двигателей стала проявляться нестабильность, а вскоре они вовсе отказали, из-за чего экипаж решил вернуться во Внуково. Диспетчер это предложение пресек и рекомендовал садиться в ближайший аэропорт Домодедово. Экипаж направился туда, а позже сообщил, что третий двигатель тоже отключился, а курсовая система и генераторы перестали работать.

В итоге самолет смог совершить жесткую посадку, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и столкнулся с земляной возвышенностью. В результате фюзеляж самолета разломился пополам. На борту находили 163 пассажира и 8 членов экипажа. Из них не удалось спасти двоих, еще 83 получили травмы разной степени тяжести.

После катастрофы было возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц». Итоги расследования при этом признали вину экипажа: катастрофа произошла из-за ошибок как при выполнении полета, так и во время посадки с одним работающим двигателем. Так, например, бортинженер непреднамеренно выключил подкачивающие насосы расходного бака, что привело к остановке двигателей.

22 января 2015 года командира рейса Закоржа Закоржаева приговорили к 3 годам лишения свободы условно за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, однако он был освобожден от наказания по амнистии. Всем пострадавшим авиаперевозчик выплатил компенсацию на сумму более 16 млн руб.

Читать также:
В суде Челябинска начался процесс по делу смолинского маньяка

Самолет без электропитания

7 сентября 2010 года лайнер Ту-154М авиакомпании «Алроса» вылетел из города Удачный в Москву, а уже через 3,5 часа на борту полностью отключилось электропитание. Ни навигация, ни радиосвязь, ни электрические топливные насосы не работали.

Пилоты стали снижать высоту и искать подходящую площадку для посадки, когда случайно обнаружили закрытый для приема самолетов аэропорт в городе Ижма. И хотя он был непригоден для посадок таких самолетов, как Ту-154 – выбора не было.

В то же время на земле о проблемах лайнера с электропитанием уже знали. Видя, что самолет направляется в сторону аэродрома Ижмы, диспетчеры проинформировали об этом местные службы МЧС.

Экипаж смог посадить самолет с третьей попытки. И несмотря на то, что он выкатился за пределы полосы и был поврежден – никто из 71 пассажира и 9 членов экипажа, находящихся на борту, не пострадал.

Расследование, проведенное по факту инцидента, показало, что его причиной стало короткое замыкание в аккумуляторе. Пилоты избежали обвинения, а пассажиры рейса просили наградить экипаж за профессионализм и спасенные жизни.

Отремонтированный самолет вскоре вновь стали использовать для регулярных перевозок.

Кукурузное чудо

15 августа 2019 года самолет Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии» вылетел по маршруту Москва – Симферополь из аэропорта Жуковский. Однако уже спустя несколько секунд на пути у него оказалась стая чаек. После столкновения судна с птицами командир подал сигнал об аварийной ситуации, так как один двигатель отказал. Пилоты попытались вернуться в аэропорт вылета, однако отказал и второй двигатель. Было решено посадить самолет в кукурузном поле, которое было прямо по курсу.

Посадка хоть и была жесткой, но прошла успешно. Все 225 пассажиров и 7 членов экипажа, находившихся на борту, выжили. 74 человека получили травмы различной степени тяжести. Самолет получил критические повреждения и был списан.

16 августа 2019 года Владимир Путин подписал указ о награждении пятерых бортпроводников аварийного самолета орденом Мужества. Пилотам Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину было присвоено звание Герой России.

Опасен любой перелет

По словам историка, специализирующегося в том числе на истории российской авиации, Сыдыпа Бальдруева, аварии и катастрофы с участием самолетов случаются нечасто, хотя и пугают всех намного больше тех же ДТП, в которых ежедневно страдает множество людей.

«Люди боятся самолетов куда больше машин, которые разбиваются ежедневно. Поймите, к авиационной безопасности применимы самые высокие стандарты. Однако любой перелет не может гарантированно быть безопасным и более того, может быть потенциально опасным. Ведь даже самый технически совершенный и модифицированный самолет может пострадать из-за простой случайности: птицы, погоды, и главное – человеческого фактора. И ты ни за что не угадаешь, когда и как это произойдет.

Например, Airbus A310, считающийся в народе «бедовым», на самом деле является одним из самых безопасных, однако приобрел плохую репутацию из-за того, что десятки раз «попадал в приключения» – угонялся, был захвачен террористами, попадал в аварии и катастрофы. Вот только случаи, когда эти происшествия были связаны не с человеком или обстоятельствами, а с техническими неполадками – единичны», – поделился историк.

Он скептически отнесся к существующим рейтингам безопасности, поскольку в них не учитывается масса важных факторов.

«Сегодня создаются статистические списки и рейтинги крушений, в которых нам рассказывают, на каких самолетах летать опаснее, чем на других. Вот только в методике этих рейтингов отсутствует общий стандарт. Где-то не указываются данные о простых поломках, не повлекших жертв; где-то говорится только о самолетах с более чем 6 людьми на борту – соответственно аварии, связанные с малой авиацией, просто не учитываются; где-то также не учитывается число эксплуатируемых самолетов и их общее время в полетах и так далее. Поэтому эта статистика очень спекулятивна. В вопросе крушений – при этом в каждом конкретном случае – замешано множество факторов и выделить никакую максиму просто невозможно», – рассказал Сыдып Бальдруев.