Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Не одним «Москвичом». Какие еще советские автобренды хотят возродить

В России хотят возродить отечественные автобренды вслед за «Москвичом»

Вслед за «Москвичом» в России хотят возродить марки «Волга» и «Ока». Какие еще автобренды достойны вернуться на конвейер, оценил Autonews.ru


            Не одним «Москвичом». Какие еще советские автобренды хотят возродить

С 1 марта в России изменились ПДД. Как не попасть на новые штрафы Техосмотр 27 января Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям Москвич 4 апреля Продажи нового «Москвич 6» начнутся летом. 5 главных фактов о модели Закон и ПДД 9 июня Инспектор ГИБДД нашел в машине дрон. Что за это грозит водителю

Идея с перезапуском автомобильного бренда «Москвич» в России оказалась заразительна. В начале лета вице-премьер и министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что на Горьковском автозаводе обсуждают возрождение легкового производства с брендом «Волга». А 13 июня, перед стартом Петербургского международного экономического форума, Мантуров допустил возобновление выпуска машин под маркой «Ока».

Autonews.ru вспомнил восемь советских и российских автомобильных брендов, которые могли бы пригодиться в нынешних экономических реалиях. А также запросил  нейросети Lexica и Kandinskiy представить, как они могли бы выглядеть.

«Ока» и что с ней стало

Разработку компактного переднеприводного автомобиля начали на Волжском автозаводе фактически сразу, как только там было создано конструкторское бюро. Однако этот проект оказался долгостроем.

На ВАЗе успели запустить в производство полноприводную «Ниву», переднеприводное и более крупное семейство ВАЗ 2108–2109 и только затем, в 1988 году, выпустить «Оку». Машина фактически заменила в стране, во-первых, «Запорожец», который сменили на более крупную и престижную «Таврию», а во-вторых, мотоколяски Серпуховского завода, выпускавшиеся для инвалидов.

«Ока» выпускалась до 2008 года и долгое время была самым доступным новым автомобилем в России. Прекращению ее производства способствовало два обстоятельства. Во-первых, в стране был принят закон о монетизации льгот, поставивший крест на закупках машин «Ока» с управлением для инвалидов за государственный счет. А во-вторых, были введены экологические стандарты Евро-2. Переделывать мотор «Оки» под Евро-2 АвтоВАЗ, выпускавший двигатели, отказался.

Чем может стать «Ока»

Изначально автомобиль «Ока» должен был называться «Кама». Для его выпуска в Татарстане, в городе Елабуге, строился большой завод. Вообще, предприятие проектировалось под выпуск тракторов и танков, затем его перепрофилировали под гражданские машины, а в итоге оно заработало только в 1990-е как площадка по сборке иномарок.

Перспективный компактный автомобиль «Ока» по версии нейросети Lexica

Начиналось все со сборки Chevrolet Blazer, а теперь обернулось выпуском китайских фургонов JAC под российской маркой Sollers. Однако идея выпуска компактного автомобиля «Кама» не умерла. Еще в 2020 году такой электрокар совместно с КАМАЗом сделал питерский Политех. Сейчас это проект Atom — компактный электромобиль, который вполне может стать идеологическим наследником «Оки».

«Волга» и что с ней стало

Автомобили марки «Волга» выпускали на Горьковском автозаводе с 1956 по 2010 год. За это время они занимали самые разные ниши.

При СССР «Волга» представляла из себя, во-первых, машину чиновников и руководителей госпредприятий среднего уровня, а во-вторых, самую престижную и дорогую машину отечественного производства, которую в теории можно было купить в частном порядке.

В 1990-е «Волга» превратилась в весьма популярный автомобиль из категории «лучшее соотношение цены и размера». Качество заметно упало, зато стоимость оказалась даже ниже, чем у более компактных машин Lada.

В 2000-е бренд пытались возродить за счет американских технологий, купив лицензию на производство старого поколения Chrysler Sebring и запустив его сборку как Volga Siber.

Чем может стать «Волга»

Официально в компании ГАЗ Autonews.ru не прокомментировали слова Мантурова о перезапуске «Волги», но большинство экспертов сходятся во мнении, что под этим брендом в Нижнем Новгороде может стартовать сборка китайских седанов бизнес-класса с последующим повышением локализации.

Перспективный седан «Волга» по версии нейросети Lexica

Такой автомобиль востребован хотя бы по причине ухода из России таких моделей, как Toyota Camry, Ford Mondeo, Hyundai Sonata, которые пользовались популярностью у чиновников. К тому же на ГАЗе осталась производственная площадка, где до 2022 года делали легковые машины Volkswagen и Skoda.

«Победа» и что с ней стало

Легендарные автомобили «Победа» были активными участниками дорожного движения в России вплоть до начала 1990-х годов, притом что саму машину сняли с производства еще в 1958-м. «Победа» стала первой полностью самостоятельной легковой моделью ГАЗа и символом послевоенного автопрома СССР.

По легенде, машину хотели назвать «Родина», но на смотрах у верховного руководства в Кремле Сталин спросил у представителей завода: «Ну и почем думаете Родину продавать?» Автомобиль тут же переименовали.

«Победа» стала одним из первых легковых автомобилей в мире с несущим кузовом и интегрированными передними крыльями, прорывом для отечественного автопрома. Однако уже к концу 1950-х она устарела. Что не помешало тому же Мантурову еще в 2022 году в интервью РБК допустить возрождение бренда.

Чем может стать «Победа»

На смену «Победе» в свое время пришла как раз «Волга», так что возрождение обеих марок, на первый взгляд, выглядит странно. Но у ГАЗа для «Победы» может найтись и другая рыночная ниша.

Новое поколение кроссоверов «Победа» по версии нейросети Lexica

Дело в том, что в середине прошлого века Горьковский автозавод активно экспериментировал в области комфортабельных внедорожников, а предназначенный для маршалов ГАЗ-61 и вовсе считается первым премиальным вездеходом в истории мирового автопрома.

Одной из последних моделей стал серийный М-72, по сути та же «Победа», но с полным приводом и увеличенным дорожным просветом. К тому же эту модель можно считать и первым в мире кросс-купе, статус которого в современной истории автопрома закреплен за BMW X6.

Перспективный кроссовер «Победа» по версии нейросети Kandinskiy

У ГАЗа есть полноприводное рамное шасси от семейства «Газель» — «Соболь». Сделать на его основе большой и комфортабельный внедорожник завод мечтает с 1990-х. Нынешняя эпоха импортозамещения как нельзя подходит для того, чтобы воплотить эти планы. Почему бы не под брендом «Победа»?

«Чайка» и что с ней стало

Автопром СССР фактически представлял из себя единый государственный автоконцерн с разными автозаводами, у каждого из которых была своя специализация. И еще в 1950-е стало ясно, что между среднеразмерной «Победой» и огромным представительским ЗИСом образовалась, как сказали бы сейчас, пустующая рыночная ниша.

Читать также:
Эксперт объяснил, почему в России категорически не хватает водителей

Ее заполнил тот же ГАЗ, предложив для госучреждений сначала автомобиль ЗИМ, а затем и пришедшую ему на смену «Чайку».

К концу 1980-х «Чайка» устарела, и предприятие планировало заменить ее новой «Супер-Волгой» — полноприводной моделью 3105. Но начатая главой государства Михаилом Горбачевым борьба с привилегиями фактически оставила этот проект без должного финансирования.

Чем может стать «Чайка»

Как и при СССР, в России наблюдается дефицит машин, которые заняли бы нишу между наследником сталинского ЗИСа, в роли которого выступает Aurus, и седанами бизнес-класса, которыми могли бы стать возрожденные «Волги».

Новое поколение седанов «Чайка» по версии нейросети Lexica

Иными словами, Aurus выступает машиной для первых лиц государства, «Волга» станет транспортом для каких-нибудь начальников отделов, а, например, приличному губернатору и тем более мэру областного центра вроде Уфы или Мурманска перемещаться, оказывается, не на чем, кроме старого «Мерседеса».

В том же Китае уже есть автобренды, выпускающие премиальные машины. И в партнерстве с ними вполне можно было бы воссоздать «Чайку».

РАФ, «Лада-Надежда» и что с ними стало

Мы сознательно отбирали в этот материал только машины, выпускавшиеся на территории Российской Федерации и предшествующей ей РСФСР, и не брали автомобили из бывших стран СССР. Но для латвийских микроавтобусов Рижской автомобильной фабрики РАФ мы сделали исключение.

Причина? Все дело в том, что РАФ, он же рафик, — это машина, созданная коллективным трудом инженеров СССР на базе «Волги» и выпускавшаяся не только в Риге и Елгаве, но (в первом поколении) и в Ереване под маркой ЕрАЗ. У нее российский мотор, российская подвеска, отчасти российские конструкторские решения.

После распада СССР легкового микроавтобуса с несущим кузовом на территории СНГ не стало. Точнее, ЕрАЗы выпускали до середины 1990-х, но это были фургоны. Исключением стал экспериментальный ВАЗ-2120 «Надежда» — минивэн на базе длиннобазной «Нивы», который собирали в Тольятти в 1990-е и 2000-е годы.

Чем может стать РАФ

Формальной заменой рафику стал пассажирский ГАЗ «Соболь», а «Надежде» — семиместный вариант Lada Largus. На деле Largus сейчас не выпускается, а «Соболь» — это большая рамная машина.

Таким образом, в России наблюдается дефицит пассажирских автомобилей вместимостью от семи до девяти человек, причем компактных, экономичных и дешевых.

Новое поколение минивэна «Лада-Надежда» по версии нейросети Lexica

Ровно в таком автомобиле, к тому же полноприводном, очевидно, нуждается Ульяновский автозавод, выпускающий свои «буханки» с неприличных времен. В Ульяновске налаживают выпуск грузовичков Sollers Argo, которые конструктивно похожи на легендарные Mitsubishi Delica. Их пассажирские версии вполне могут заменить рафики и «Надежды».

Marussia и что с ней стало

В 2008 состоялась презентация новой марки Marussia, которая обещала выпустить спорткары под российским брендом. Позже Marussia даже обзавелась собственной командой в «Формуле-1».

Marussia B2 и Marussia B1

Уже тогда многие близкие к проекту люди отмечали, что сам он затеян с целью доказать властям России социальную ориентированность инвесторов «Маруси» — мол, это не только бизнес, но и попытка вывести российский автопром на уровень Ferrari или Aston Martin.

В итоге в России реально было выпущено несколько десятков машин с иностранными компонентами и российскими мелкосерийными кузовами, после чего многие разработчики Marussia перешли на работу в НАМИ и присоединились к проекту Aurus.

Чем может стать Marussia

При всей спорности изначального проекта в России нет и до тех пор не было национального производителя спортивных машин. А потребность в таковом ощущается.

Спортпрототип «Маруся» по версии нейросети Lexica

Речь не идет о крупносерийном производстве, скорее о выпуске небольших серий из нескольких десятков автомобилей в год. Условия импортозамещения, с одной стороны, ограничивают использование в Marussia импортных двигателей и коробок передач, а с другой — ограждают марку от иностранных конкурентов. Последнее означает, что вполне возможно заменить, например, импортный V8 отечественным аналогом, выпуск которого как раз возобновили на Заволжском моторном заводе.

Ё-мобиль и что с ним стало

Еще одним вариантом выпуска отечественных высокотехнологичных автомобилей стал проект ё-мобиля, который по факту был частью избирательной программы бизнесмена Михаила Прохорова, который в конце 2000-х решил заняться политикой.

В отличие от Marussia ё-мобиль претендовал на выпуск не элитарных, а народных автомобилей, пусть и передовых по технологиям, с электрическим или гибридным приводом.

В частности, запомнилась идея использовать роторно-лопастной двигатель внутреннего сгорания в гибридной силовой установке. Такую схему никто в мире до того не применял. Увы, применить ее не удалось и на этот раз: израсходовав первоначальные инвестиции в размере скромных по меркам автопрома €142 млн, разработчики ё-мобиля не смогли продолжить проект.

Чем может стать ё-мобиль

Пожалуй, наиболее эффективным в случае с ё-мобилем стало расходование средств на маркетинговое продвижение проекта. Учитывая, что параллельно шла избирательная компания Михаила Прохорова, это можно считать успехом. Спустя много лет ё-мобиль все еще на слуху. При этом российские власти уже сейчас выражают готовность поддержать выпуск в России современных отечественных машин, в том числе электрических.

Перспективный электрический ё-мобиль по версии нейросети Lexica

Так почему бы не использовать для них бренд, в раскрутку которого уже не без успеха вложены миллионы?

Так должен выглядеть электрический ё-мобиль по версии нейросети Kandinskiy

«Жигули» и что с ними стало

Последним брендом, который, по версии Autonews.ru, следовало бы возродить, являются «Жигули». Да, производство машин Волжского автомобильного завода не прекращалось, однако с давних пор они известны под брендом Lada, а не с историческим именем «Жигули».

По основной версии, от имени «Жигули» отказались из-за экспортных перспектив марки. Вроде как иностранные партнеры ассоциировали слово «Жигули» с не очень уважаемым термином «жиголо». При этом в России у бренда не образовалось никаких проблем, о чем свидетельствует успех созвучных сортов пива.

Так или иначе, бренд «Жигули» даже в СССР закончился на классических моделях семейств 2101–2107 и превратился в машины Lada.

Чем могут стать «Жигули»

Все тот же Денис Мантуров в последние дни вернулся к идее «народного автомобиля», отметив, что им могла бы стать модель Lada Granta.

Перспективный седан «Жигули» по версии нейросети Lexica

Последняя вот-вот переживет смену поколений, и новая генерация вполне могла бы быть представлена в России под именем «Жигули». Это стало бы справедливо как с точки зрения места производства автомобиля вблизи одноименных утесов на Волге, так и в плане его позиционирования. В условиях дефицита машин спрос на такие «Жигули» в виде новой Lada Granta гарантирован.

Перспективный автомобиль «Жигули» по версии нейросети Kandinskiy