Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

«Научат распознавать переписку». За что смогут штрафовать дорожные камеры

Оператор комплексов: камеры научат распознавать нарушения ПДД на самокатах

Дорожные камеры совсем скоро смогут распознавать тех, кто ездит на самокатах по пешеходным «зебрам», отправку сообщений водителями и перебегающих на красный пешеходов: как развивается фотовидеофиксация


            «Научат распознавать переписку». За что смогут штрафовать дорожные камеры

В России работает около 30 тыс. дорожных камер, которые умеют распознавать порядка 60 различных нарушений ПДД: от стоянки на «островках» до разговоров по телефону. Из них около 6 тыс. комплексов находятся под управлением ГК «Урбантех» — разработчика и оператора собственных цифровых решений в сфере управления транспортной инфраструктурой, систем контроля и видеоаналитики. Какие новые нарушения совсем скоро смогут фиксировать с помощью дорожных камер и как нейросети учат не ошибаться, рассказал Autonews.ru директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики ГК «Урбантех» Александр Домбровский.

— Дорожные камеры регулярно учат фиксировать новые составы нарушений ПДД. Водители первое время жаловались — например, камеры не видели черные ремни на черных майках. Улучшилось ли качество фиксации?

— Нарушение правил применения ремней безопасности относится к сложным составам нарушений ПДД. Все фото- и видеоматериалы с комплексов фотовидеофиксации после этапа предобработки нейросетью рассматриваются инспектором ГИБДД, который и принимает окончательное решение о вынесении штрафа. При этом любые сомнения инспектора трактуются в пользу водителя. В ГИБДД для анализа поступает больше фото- и видеоматериалов с изображением автомобиля, чем водитель получает в постановлении о штрафе. При этом качество фотоматериалов, которые изучает инспектор, лучше тех, что получает водитель. Инспектор может увеличить изображение без потери качества и решить, было нарушение или нет.

Александр Домбровский, директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики ГК «Урбантех»

Перед тем как комплексы фотовидеофиксации начали распознавать непристегнутые ремни безопасности, проводилась тщательная подготовка. Чтобы нейросеть корректно работала, ее обучали более чем на полумиллионе эталонных изображений с признаком нарушения ПДД и без него. Такие фотоматериалы объединяются в датасеты. Затем сеть тестируется на новых изображениях, и, если она показывает точность распознавания, значит, она готова к использованию.

Нейросеть продолжают дообучать и сейчас, но об этом чуть позже. Сейчас в современных комплексах фотовидеофиксации, к примеру в «Азимут 4», нейросеть обучена «видеть» ту зону ремня безопасности, где он крепится к корпусу автомобиля за плечом водителя. Если ремень пристегнут, то нейросеть это «увидит» совершенно точно.

Также для корректной работы в ночное время в современные комплексы фотовидеофиксации встроена инфракрасная подсветка, которая высвечивает салон автомобиля и при этом не пересвечивает государственный регистрационный знак. Это к вопросу, как камеры работают ночью или в случае, когда на водителе темная одежда. Качество распознавания сегодня гораздо выше, чем в 2022 году, когда использование комплексов фотовидеофиксации в истории с непристегнутым ремнем безопасности только началось.

Процент брака сейчас действительно минимален. Но в СМИ иногда мы видим единичные случаи ошибочных штрафов, которые вызывают резонанс. Например, тот известный штраф за непристегнутого кота. Такие единичные ошибки при распознавании признака нарушения становятся материалом для изучения операторами центров фотовидеофиксации и разработчиками камер, а также для дообучения нейросетей и совершенствования их работы. Поэтому призываем обжаловать ошибочные штрафы, сейчас это можно сделать онлайн.

— Были случаи, когда водители пропускали ремень под рукой, — все камеры считают это нарушением?

— Пристегиваться надо правильно, а именно: ремень должен располагаться вдоль груди, ближе к шее, так как плечевая и грудная части туловища принимают на себя основную силу удара. Нижняя часть ремня должна удерживать таз, а ни в коем случае не живот, поэтому ремень должен опоясывать бедра. Именно в таком положении ремень выполнит свою главную функцию — снизит тяжесть последствий ДТП в случае его возникновения и спасет человека от серьезных травм. В противном случае он не только бесполезен, но даже и опасен. Если пропустить ремень под рукой, комплекс фотовидеофиксации распознает потенциальное нарушение, а инспектор ГИБДД позже выпишет штраф.

— Как обстоят дела с качеством фиксации использования телефонов? Например, за это иногда наказывали водителей праворульных машин, когда телефон держал пассажир…

— Качество и возможности технологий фотовидеофиксации продолжают расти, а алгоритмы распознавания непрерывно совершенствуются. В современных комплексах фотовидеофиксации нейросеть обучена отличать леворульные автомобили от праворульных. Опять же напомним, что решение о вынесении штрафного постановления принимает инспектор ГИБДД, а комплекс лишь фиксирует потенциальное нарушение. Если ошибочный штраф выписан, его нужно обжаловать, такие штрафы отменяют. Больше всего автомобилей с правым расположением руля в России числится на Дальнем Востоке и в Сибири. Информации о массовых ошибочных штрафах в этих регионах нет. Также отмечу, что комплексы фотовидеофиксации можно обучить даже распознавать водителя, который за рулем пишет сообщение, а не только разговаривает по телефону.

— Весной в Москве у мотоциклистов обычно начинают фиксировать отсутствие шлемов. Как камеры понимают такие тонкие нюансы?

— Распознавание такого вида нарушения ПДД, как езда без шлема на мотоцикле, на первом этапе происходит с помощью нейросетей — так же, как и в случае с непристегнутыми ремнями безопасности. После того как фото- и видеоматериалы с комплексов фотовидеофиксации проанализировала нейросеть, эти же материалы проверяют в Центре организации дорожного движения Москвы (ЦОДД), а после их передают в ГИБДД для оформления штрафа. Такая многоэтапная система позволяет свести к минимуму ошибки. Разработчики признают, что ошибки возможны, но они случаются редко и только в определенных случаях, например, когда на шлем нанесен рисунок. В целом на сегодняшний день любые современные камеры фото- и видеофиксации оснащены на борту оборудованием, которое можно обучить распознавать образы. Здесь самое главное — достаточный объем материалов, чтобы обучить нейросеть. Москве потребовалось два года, чтобы собрать достаточно материалов и обучить нейросеть. Вероятно, что в ближайшее время комплексы фотовидеофиксации и в других регионах начнут распознавать этот вид нарушения ПДД.

— Недавно в Москве начали фиксировать непропуск пешеходов, заходящих в трамвай. Как работает фиксация, есть ли интерес со стороны других регионов?

— В Москве первая камера, фиксирующая потенциальные нарушения правил проезда возле трамвайных остановок, заработала совсем недавно. Комплекс фиксирует траекторию и скорость движения автомобиля и делает несколько снимков. Алгоритм прост: камера начинает свою работу в момент подъезда трамвая к остановке и включения его светового табло, которое светится так, чтобы его было идеально видно как в реальной дорожной обстановке водителю, так и на фотоматериалах инспектору ГИБДД, которому и предстоит принимать решение, штрафовать или нет.

Читать также:
Путин подписал соглашение о штрафах ГИБДД для россиян в Белоруссии

Комплекс предоставляет полную доказательную базу. Он видит признаки трамвайной остановки: трамвай остановился и включилось световое табло «Внимание, пассажир!». Далее дело за малым: с помощью измерения скорости автомобиля зафиксировать, остановился он перед линией 1.17.2, а при ее отсутствии — перед трамваем или нет. Затем комплекс передает отснятые фотоматериалы с доказательной базой в центр обработки информации. Вероятно, что спустя какое-то время другие регионы начнут перенимать столичный опыт. Тренды всегда задает Москва.

Проблема нарушения правил проезда возле трамвайных остановок остро стоит во многих городах — и не только в России, но и за рубежом. Водители не всегда уступают дорогу пешеходам, что нередко приводит к наездам. Тем временем именно наезд на пешеходов, по статистике аварийности, является вторым по массовости видом ДТП. Практика фиксации нарушений правил проезда возле трамвайных остановок с помощью камер уже применяется в мире, к примеру в Австралии. Однако там камеры устанавливают непосредственно на сам трамвай. Таким образом контроль соблюдения ПДД обеспечивается на каждой остановке по пути следования, что выглядит более целесообразным.

— Есть еще одно достаточно необычное нарушение для фиксации — негорящие фары. Где за это ловят с помощью камер?

— Комплексы фотовидеофиксации уже несколько лет умеют распознавать невключенные фары. Технология популярна во многих регионах и используется практически во всех крупных городах, в частности в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Волгограде, Омске и других. Для распознавания этого вида нарушений ПДД применяется нейросетевая обработка данных.

— Каких еще нововведений на дорогах ждать?

— Высока вероятность, что с помощью комплексов фотовидеофиксации будут автоматически выявлять нарушения пользователями электросамокатов. Это вполне оправданно. Аварийность с участием электросамокатов в России растет ежегодно. К примеру, за девять месяцев 2023 года количество ДТП с участием СИМ выросло на 215% по сравнению с 2022 годом и составило 2,6 тыс. Ранения в этих авариях получили 2,7 тыс. человек, количество погибших — 31. Среди пострадавших 919 детей до 16 лет, трое ребят погибли. Научить комплексы фотовидеофиксации распознавать номерные таблички, которыми оснащаются электросамокаты отдельных операторов кикшеринга, несложно.

Cейчас мы разрабатываем специальное технологическое решение для автоматической фиксации нарушений пользователями электросамокатов. Это будут самостоятельные комплексы, которые будут устанавливать на дорогах, исходя из особенностей передвижения на электросамокатах и правил безопасности.

Управляя электросамокатом, необходимо спешиться на пешеходном переходе. Это правило часто игнорируют. Наши комплексы фотовидеофиксации, которые сейчас в разработке, смогут распознавать это нарушение, так же как и движение по тротуару при наличии велополосы, перевозку пассажиров, то есть езду вдвоем, и другие виды нарушений. На практике это будет применяться после принятия соответствующего правового акта.

— Реально ли научить камеры фиксировать нарушения ПДД и обычными пешеходами? Если да, то какие и каким образом?

— В экспертных кругах действительно ведутся разговоры о том, что комплексы фотовидеофиксации в будущем смогут распознавать нарушителей ПДД среди пешеходов. Например, пешеходов, которые ходят по велодорожкам, переходят дорогу в неположенном месте или на красный свет. Данные можно будет использовать только в тот момент, когда появится соответствующее законодательство. Как только такая технологическая возможность будет закреплена на законодательном уровне, сразу же появятся и комплексы, и необходимое программное обеспечение, которые позволят эти технологии применять на практике.

— Скоро должны заработать новые требования к установке дорожных камер, над которыми пока еще работает Минтранс. Действительно ли после их запуска часть комплексов придется отключить?

— Осенью 2024 года вступит в силу федеральный закон № 197-ФЗ, существенно ограничивающий эффективность применения технологий фотовидеофиксации. Существует большой риск, что до 70% комплексов фотовидеофиксации на российских дорогах могут отключить. Это связано с тем, что закон содержит очень узкий перечень мест, в которых возможно устанавливать комплексы, а отдельные пункты непонятны с точки зрения правоприменения.

В документе прописано только девять допустимых локаций для размещения комплексов, в других местах их устанавливать будет нельзя. Это исключает возможность для региональных транспортных властей ставить камеры там, где ДТП нужно предотвращать, а не ждать, пока они случатся.

Становятся фактически некоторым рудиментом наработанный опыт и различные программные решения, разработанные специалистами за последние годы. К примеру, сегодня существуют интеллектуальные решения, которые позволяют не только анализировать, но и прогнозировать аварийность на будущие периоды и своевременно готовить мероприятия для повышения БДД. Это и есть та самая предиктивная аналитика. Одна из таких систем, «Аналитический модуль БДД», с 2021 года применяется в Московской области, которая сегодня является одним из лидеров России по темпам снижения социального риска и аварийности. В 2023 году в Подмосковье уровень безопасности на дорогах, в отличие от большинства регионов, вырос. Количество погибших в ДТП снизилось на 7%.

Но регулирование не позволяет принимать необходимые предупредительные меры для снижения аварийности и смертности на российских дорогах. В итоге в целом ряде случаев региональные транспортные власти будут вынуждены ждать, пока на участке дороги накопится определенное число аварий, раненых и погибших, прежде чем можно будет применить средства фотовидеофиксации.

Хороший пример — новые трассы без истории аварийности, которые уже стали большой проблемой во многих регионах. То есть надо дождаться, чтобы в течение отчетного года произошло три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли бы или были ранены люди. Но ведь и в одном ДТП могут погибнуть сразу несколько человек. Но закон есть закон. К слову, после его вступления в силу контроль нарушений ПДД будет значительно ограничен в местах массовых нарушений ПДД (скоростной режим, несоблюдение знаков, разметки, езда по обочине и другие), по причине которых, согласно статистике ГИБДД, происходит более 85% всех ДТП.

Сокращение количества комплексов фотовидеофиксации на дорогах, к слову, противоречит целям национального проекта «Безопасные качественные дороги», который предписывает ежегодное увеличение числа камер фотовидеофиксации во всех регионах. Прозрачное регулирование для применения фотовидеофиксации необходимо, однако некоторые нормы нужно скорректировать, чтобы технологии использовали максимально эффективно.