Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

«Народный инспектор» готов. Как еще будут штрафовать водителей

В России разработали федеральное приложение для фиксации нарушений ПДД

Разработка федерального приложения для фиксации нарушающих ПДД водителей с помощью телефона завершена. Автомобилистов смогут штрафовать за обочины, проезды на красный и остановки в неположенных местах


            «Народный инспектор» готов. Как еще будут штрафовать водителей

Завершена разработка федерального приложения для мобильных телефонов, которое позволяет фиксировать нарушения ПДД автомобилистами. На основании этой информации водителям начнут приходить штрафы. Как выяснил Autonews.ru, заказчик в лице Центра организации дорожного движения правительства Москвы (ЦОДД) полностью принял и оплатил результаты работы разработчика-исполнителя по доработке и настройке программно-аппаратного комплекса «Помощник Москвы». Соответствующая информация опубликована на сайте госзакупок.

Согласно документации к проекту, исполнитель должен был выполнить работы по доработке и настройке программно-аппаратного комплекса «Помощник Москвы» (ПАК ПМ) в течение 415 календарных дней с момента подписания контракта в начале 2023 года. Cумма контракта составила 134,5 млн руб. Источником финансирования стал бюджет Москвы. Приложение, как и предполагал контракт, доработали в первом квартале 2024 года: приемочная комиссия приняла работы, а исполнитель — компания «Программный продукт» — получила всю сумму. За что водителей смогут штрафовать с помощью телефонов и когда начнется фиксация по всей России, разобрался Autonews.ru.

Какие нарушения ПДД заложены в приложение

Работу над федеральным приложением под рабочим названием «Народный инспектор» ведет правительство Москвы — информацию об этом подтверждали источники в Минцифре. Кроме того, согласно данным портала госзакупок, именно эта структура и стала заказчиком доработки сервиса для работы на федеральном уровне. Так, на данный момент в стране работает несколько отдельных приложений для оформления нарушений, включая столичный «Помощник Москвы». На его базе и было решено сделать федеральное приложение.

В пресс-службе разработчика также подтвердили, что модернизированная архитектура позволит в дальнейшем использовать сервис не только в столице, но и в других регионах. Одной из доработок стала возможность снимать нарушения на видео. В настоящее время пользователи «Помощника Москвы» могут фотографировать водителей, которые паркуются на газонах (штраф 5000 руб. для физлиц и 300 тыс. руб. для организаций), нарушают требования знаков «Стоянка» или «Остановка запрещена» (штраф 3 тыс. руб.), а также оставляют машины на тротуарах. После доработки водителей можно будет наказывать:

  • за поездки по обочине (ч. 1 ст. 12.15 КоАП, штраф 1500 руб.);
  • за движение на запрещающий сигнал светофора (ч. 1 ст. 12.12 КоАП, штраф 1 тыс. руб.);
  • за движение по запрещенным полосам (ст. 12.15, штраф 1,5–5 тыс. руб.);
  • за опасное вождение;
  • за пересечение сплошных или стоп-линий (штраф 800–5000 руб.).

Также, как уточнили в компании, доработанный функционал «Помощника Москвы» позволит подавать обращения в области благоустройства. Там не пояснили напрямую, идет ли речь об обновленной возможности наказывать за оставленные на газоне автомобили. Однако опрошенные эксперты сошлись во мнении, что речь идет именно о газонах.

Согласно обновленной документации к контракту, с которой также ознакомился Autonews.ru, техническое задание для приложения включало возможность фиксации следующих нарушений:

  • парковка на тротуаре в зоне действия знака 3.27 «Остановка запрещена»;
  • парковка в зоне действия знака 3.27 «Остановка запрещена» с знаком дополнительной информации 8.4.14 «Кроме транспортных средств, используемых в качестве легкового такси»;
  • парковка на пешеходных переходах (ст. 12.19 КоАП, штраф 1 тыс. или 3 тыс. руб. в Москве и Санкт-Петербурге);
  • нарушения, связанные с остановкой транспортного средства в зоне действия пешеходного перехода.
  • нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств в соответствии со ст. 12.19 КоАП;
  • парковка на местах такси.

Также задание включало возможность фиксации нарушений, связанных с опасным вождением. Пока такой статьи в КоАП нет, поэтому фиксация будет происходить по требованиям ст. 12.14 КоАП «Нарушение правил маневрирования». В нее, в частности, входит ответственность за невыполнение требования подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой, за разворот или движение задним ходом в запрещенных местах и т.д., за что наказывают штрафом 500 руб.

Геопозиция и защита от подлога

Также разработчики добавили, что приложение будет автоматически определять местоположение пользователя и время нарушения. Плюс оно сможет распознавать не только российские, но и белорусские госномера, а также дорожные знаки, запрещающие остановку для автотранспорта.

Читать также:
Камеры начнут наказывать водителей за шум. Как будут штрафовать

Задание также включало необходимость создать механизм защиты данных от подлога. Например, как рассказали Autonews.ru юристы, некоторые пользователи текущего приложения «Помощник Москвы» ради бонусов пытались менять геопозицию в приложении таким образом, чтобы автомобиль «переносился» под запрещенный знак.

Будут ли бонусы за фиксацию

Разработчик также подтвердил, что по аналогии с московским приложением в федеральном также будет возможность вести рейтинги пользователей и начислять им бонусы за подтвержденные фиксации. Накопленные баллы можно будет тратить на оплату проезда в общественном транспорте, парковки и использовать для других целей. Например, в Москве их можно обменивать на билеты в театры, на концерты, спортивные и другие мероприятия.

Сначала нужно доработать КоАП

Для полноценного запуска федерального приложения необходимо внести изменения в КоАП, которые узаконят использование телефона в качестве инструмента для фиксации. Напомним, что в 2019 году Верховный суд запретил использование московского приложения «Помощник Москвы» для регистрации нарушений, аргументировав это тем, что мобильный телефон не может считаться автоматическим средством фиксации.

После этого власти Москвы приложение доработали, заявив, что теперь оно полностью соответствует требованиям. Однако нарушения по линии ГИБДД оно фиксировать перестало.

Пользователи могут только отправлять жалобы на нарушения правил стоянки в зоне действия знаков «Остановка запрещена», «Стоянка запрещена», на стоянку транспортных средств на газонах, а также неоплату парковки.

Соответствующими поправками должны были заняться в МВД России, однако на направляемые ранее Autonews.ru запросы в ведомстве отвечали, что не занимаются разработкой самого приложения. В 2021 году запустить возможность оформлять штрафы ГИБДД с помощью мобильного приложения в срок до 1 июня 2022 года поручил правительству президент Владимир Путин.

Однако изменения забуксовали

Эксперт в области фотовидеофиксации и автор ГОСТов для дорожных камер Григорий Шухман в беседе с Autonews.ru предупредил, что без этих доработок КоАП вынесенные на основе собранных таким образом материалов штрафы суды будут отменять, поскольку фиксацию в таком случае нельзя считать автоматической. По его словам, сейчас так происходит со штрафами за неправильную парковку.

Опрошенные Autonews.ru пользователи приложения «Помощник Москвы» также признали, что, если водители доходят до обжалования наказания, суды действительно зачастую отменяют наказание. Однако пользователи признали, что из-за сложностей в обжаловании водители предпочитают оперативно оплатить штрафы со скидкой 50% и забыть о них. Если только речь не идет о серьезных суммах — например, штраф за газоны.

В свою очередь, юрист Михаил Никитин, который специализируется в том числе на обжаловании подобных штрафов, напомнил, что в 2021 году приложение «Помощник Москвы» получило сертификат соответствия, который из мобильного приложения превратил его в специальное техническое средство, работающее в автоматическом режиме. После чего районные суды стали чаще отказывать в удовлетворении жалоб по ранее работавшим шаблонам. После ряда жалоб суды вновь начали отменять постановления. Однако вынесенные решения на разных судебных участках с тех пор все равно могут отличаться.

Есть вопросы к оформлению и технике

Шухман также перечислил проблемы ручных фиксаций нарушений ПДД, включая ПАК «Помощник Москвы» и его будущий федеральный аналог. По его словам, это:

  • человеческий фактор фиксирующих, то есть выборочная фиксация и возможность фальсификаций подбором ракурса съемки;
  • нежелание разработчиков схемы признавать, что фиксация идет в ручном режиме.

«Так, пользователь приложения не получает статус свидетеля по делу с его правами и обязанностями, а фиксация выдается полностью за автоматическую», — считает Шухман. Он напомнил, что за подлог в Москве пользователю грозит только блокировка аккаунта.

Также эксперт перечислил технические вопросы к приложению со стороны метрологии: «При любой фиксации носимыми устройствами речь идет об измерении координат места фиксации. А поскольку эти измерения проводятся в целях безопасности дорожного движения, они должны выполняться средством измерения утвержденного типа, которыми устройства граждан (смартфоны, планшеты) не являются».

Шухман также напомнил про поправки в законодательство, которые вступят в силу 1 сентября 2024 года. Согласно им «носимые» средства фиксации нельзя будет использовать для автоматической фиксации нарушений. Он предположил, что обойти сложности с запуском приложения поможет обсуждаемая передача полномочий от МВД властям регионов самостоятельно администрировать нарушения по остановке и стоянке, проезды на красный свет и другие составы административных правонарушений в области ПДД.