Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

На каких автомобилях ездили советские лидеры

«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения» — сказано в знаменитом советском романе «Золотой теленок». А для главы государства автомобиль — еще и показатель статуса. И не только его самого, но и всей страны. Поэтому на протяжении десятилетий для лидера выбирался лучший вариант из всех возможных.

Ленин и его тяга к роскоши

«Главный большевик» очень любил хорошие машины. Первым в его гараже был лимузин Turcat-Méry — на нем до Февральской революции ездила великая княжна Татьяна. Но в конце октября 1917 года автомобиль угнали прямо от Смольного и Ленину пришлось одолжить у военного комиссара ландо Delaunay-Belleville 45. Эту машину обстреляли во время одного из покушений на вождя так, что ее пришлось списать. Ленин начал ездить на Renault 40 CV. Но угнали и эту быстроходную модель со впервые использованными усилителями тормозов.

Особую любовь Ленин питал к Rolls-Royce Silver Ghost — у него было целых три автомобиля этой модели. Для того чтобы глава государства мог ездить по ухабистым и заснеженным дорогам, специалисты Путиловского завода построили для него автосани на базе Rolls-Royce, с заказанным в специальном ателье кузовом.

Сталин и его автопарк

Первым служебным автомобилем будущего лидера Советского Союза был, как и у Ленина, экземпляр из гаража царской семьи. Заказанный в Англии для Александры Федоровны, матери Николая II, Vauxhall был очень красив, но, к сожалению, тихоходен — двигатель имел мощность в 30 л. с. Это Сталина не устраивало.

Во время командировки под Царицын (сейчас — Волгоград) во время Гражданской войны Сталину выделили мощнейший по тем временам Packard Twin Six. Эта модель разгонялась до 130 км/ч. Марка настолько понравилась Сталину, что по возвращении в Москву он попросил разыскать для него такой же автомобиль. На таких машинах любили ездить чекисты — из гаража ВЧК выделили транспортное средство и для Сталина.

Позже на некоторое время ему пришлось пересесть в любимый Лениным Rolls-Royce Silver Ghost. Согласно принятому тогда правительственному решению у всех высших чиновников автомобили должны были быть однотипными. Всего за три года (1922—1925 гг.) в страну завезли 73 таких машины.

Но любовь к американским автомобилям у Сталина не прошла — после того как он возглавил страну, он начал закупать машины из США. Особенно ему понравился лимузин Packard Twelve 14, подаренный Рузвельтом. На нем Сталин ездил до конца войны.

Читать также:
ВМС Украины обвинила российских пограничников в агрессии

Несмотря на приверженность к изделиям зарубежного автопрома, Сталин не терял надежды пересадить всех чиновников на автомобили, сделанные в СССР. Сначала Завод имени Сталина выпустил модель 3ИС-101, на которой ездили представители партийной элиты, а потом — ЗИС-115 на базе Packard. В 1947 году все иномарки из правительственного гаража были в одну ночь заменены на ЗИС. На бронированной спецверсии этого автомобиля Сталин ездил до самой смерти.

ЗИС, ЗИЛ и Cadillac из гаража Хрущева

Разработки советских автомобилестроителей были и в гараже Хрущева — на встречи и заседания он ездил на ЗИС-110 и ЗИС-115. Лидер не любил бронированные машины и предпочитал кабриолеты. Еще он любил Cadillac Fleetwood из ставки Гитлера — эта трофейная машина была его личной. Но положение обязывало. После переезда в Москву официальными автомобилями приходилось пользоваться все чаще, и Хрущев продал машину через обычный комиссионный магазин.

Во время борьбы с культом личности завод имени Сталина переименовали в завод имени Лихачева, но автомобили для высших чинов он выпускать не перестал, и был создан новый правительственный ЗИЛ-111 в нескольких разных модификациях.

Брежнев-автолюбитель

Хрущев очень любил иномарки и покупал их во время заграничных визитов, потом он часто дарил свои покупки. А вот Брежнев, бывший еще большим ценителем хороших машин, предпочитал собирать коллекцию. Главы других государств об этом знали и делали генсеку ценные подарки. За годы у власти он собрал гараж из 50 различных автомобилей, среди которых были: Rolls-Royce, Lincoln Continental, Nissan President, Mercedes-Benz 600 Pullman. Были у него и машины для охоты и выездов в бездорожье. Официальным транспортным средством оставался ЗИЛ.

Последние советские генсеки и первый советский президент

На ЗИЛах ездили и недолго управлявшие страной Черненко и Андропов. Они свой автопарк собрать не успели. ЗИЛы довольно регулярно обновлялись. На ЗИЛ 41052 ездил и Михаил Горбачев (а после распада СССР и Ельцин, но недолго). Эту модель выпустили в 1988 году в 22 экземплярах. Это был последний автомобиль, сделанный в качестве официального для первого лица государства. Российские лидеры пока предпочитают импорт, хотя ведутся разговоры о возобновлении производства президентских машин в России.